Урок русского языка по теме "Причастный оборот"
Тип урока: урок–исследование нового материала.
Цель урока с позиции ученика:
аргументируют связь причастия с определяемым и зависимым словами при обособлении причастного оборота
Ход урока
I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Просмотр 1 серии мультфильма "Следствие ведут колобки"
- Вы любите детективы? Многие читают их просто запоем. Предлагаю поиграть, чтобы отдохнуть от тяжёлого насыщенного дня. Помните мультфильм «Следствие ведут колобки»? (Если нет, советую посмотреть. Суть в том, что несколько забавных персонажей занимаются расследованием. При этом каждый наделён своим характером, у каждого своя неповторимая речь. Собственно, это и привлекло меня в этом мультфильме.) Вот и мы проведём расследование одного интереснейшего запутанного дела о ...
Слайд2
- Какова цель нашего расследования – изучить причастный оборот. .
- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
Деление на тройки ( пазлы с умыслом)
II. Актуализация знаний.Слайд 3
(ученики выходят к доске, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)
- малыш, который улыбается - малыш улыбающийся
- вулкан, который действует - вулкан действующий
- костер, который горит - костёр горящий
- Как изменились данные фразы?
- Что такое причастие?
Слайд 4 (также у доски)
Слайд 5
(обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
III. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником.
- Юные детективы! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.32правило).
2. Слайд 6
(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)
3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.
- Уважаемые детективы! К нам обратился клиент с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.
Слайд 7
Запись на доске: (У доски работают по одному ученику из тройки: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).
*В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.
*Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.
- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в ОК.
- Сравним ваши предположения с материалом параграфа 9 на стр. 32-33
Деление на группы по цвету стикера.
-Предлагаю в оперативных группах создать на постерах алгоритм определения причастного оборота и постановки знаков препинания при нём . Схематически изобразить последовательность действий на листе. Выступающего определяю, наклеив стикер на спинку стула. Главный критерий оценки работы – понятность схемы для ребят из других групп.
Порядок отчёта оперативных групп. После того, как отчёт 1 группы вывешен, вторая и третья оценивают, задают вопросы, если непонятно какое-либо обозначение. Выступающий отвечает на вопросы. При необходимости используется помощь группы.
-Думаю, мы готовы выступить в роли экспертов по данной проблеме.
IV. Закрепление материала. Творческая работа.
1. Работа с карточками.
- Наши открытия, уважаемые детективы, необходимо проверить и закрепить на практике.
А
1. Укажите предложение с причастным оборотом:
а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.
2.Укажите предложение с причастным оборотом:
а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.
3. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:
а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.
4. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:
а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.
1
2
3
4
б
а
а
а
Ответы:
В
Составьте:
С данными причастными оборотами 1-2 предложения.
- «застывший от мороза»;
- «искрящийся на солнце»;
- «дующий в лицо».
или
1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».
С
Напишите синквейн на тему "Причастный оборот":
( После выполнения работы ученики в парах по уровням проверяют карточки , несколько человек могут зачитать наиболее понравившиеся предложения и синквейны ). Работы обязательно оцениваются.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодняшнее расследование успешно завершено!
- Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты (на стикерах).
Запись на доске:
Исследования, / …./., были… .
Задания, /…./, показались… .
VI Домашнее задание.
Теория (параграф 9).
Практика :
1. С.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)
* Задание:
- Всегда ли уместно употребление причастий?
- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
- Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.
2. В.
* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.
1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.
2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.
3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.
4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.
5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.
6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.
3. А.
* Выполнить упражнение 60 .Подчеркнуть причастные обороты и выделить их запятыми
VII. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Просмотр презентации "Настроение"