kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Причастный оборот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Причастный оборот"

Тип урока: урок–исследование нового материала.

Цель урока с позиции ученика:

аргументируют связь причастия с определяемым и зависимым словами при обособлении причастного оборота

                                    Ход урока

I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Просмотр 1 серии мультфильма "Следствие ведут колобки"

- Вы любите детективы? Многие читают их просто запоем. Предлагаю поиграть, чтобы отдохнуть от тяжёлого насыщенного дня. Помните мультфильм «Следствие ведут колобки»? (Если нет, советую посмотреть. Суть в том, что несколько забавных персонажей занимаются расследованием. При этом каждый наделён своим характером, у каждого своя неповторимая речь. Собственно, это и привлекло меня в этом мультфильме.) Вот и мы проведём расследование одного интереснейшего запутанного дела о ...

Слайд2

- Какова цель нашего расследования – изучить причастный оборот. .

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).

Деление на тройки (  пазлы с умыслом)

 

II. Актуализация знаний.Слайд 3

 (ученики выходят к доске, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)

  • малыш, который улыбается - малыш улыбающийся
  • вулкан, который действует - вулкан действующий
  • костер, который горит - костёр горящий

- Как изменились данные фразы?

- Что такое причастие?

Слайд 4 (также у доски)

Слайд 5

 (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

- Юные детективы! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.32правило).

2. Слайд 6

 

(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)

3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.

- Уважаемые детективы! К нам обратился клиент с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.

Слайд 7

 

Запись на доске: (У доски работают  по одному ученику  из тройки: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).

 

*В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.

*Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.

- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в ОК.

- Сравним ваши предположения с материалом параграфа 9 на стр. 32-33

Деление на группы по цвету стикера.

-Предлагаю в оперативных группах  создать на постерах алгоритм  определения причастного оборота и постановки знаков препинания при нём   . Схематически изобразить  последовательность действий на листе.  Выступающего определяю, наклеив стикер на спинку стула. Главный критерий оценки работы – понятность схемы для ребят из других групп.

Порядок отчёта оперативных групп. После того, как отчёт 1 группы вывешен, вторая и третья оценивают, задают вопросы, если непонятно какое-либо обозначение. Выступающий отвечает на вопросы. При необходимости используется помощь группы.

-Думаю, мы готовы выступить в роли экспертов по данной проблеме.

IV. Закрепление материала. Творческая работа.

1. Работа с карточками.

- Наши открытия, уважаемые детективы, необходимо проверить и закрепить на практике.

А

1. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

2.Укажите предложение с причастным оборотом:

а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.

3. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.

 

4. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:

а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.

                                                     

1

2

3

4

б

а

а

а

 

 

 Ответы:

 

В

Составьте:

С данными причастными оборотами 1-2 предложения.

  • «застывший от мороза»;
  • «искрящийся на солнце»;
  • «дующий в лицо».

 

 

или

1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

 

 

С

Напишите синквейн на тему "Причастный оборот":

 

( После выполнения работы ученики в парах по уровням проверяют карточки , несколько человек могут зачитать наиболее понравившиеся предложения и синквейны ). Работы обязательно оцениваются.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Сегодняшнее расследование успешно завершено!

- Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты (на стикерах).

Запись на доске:

Исследования, / …./., были… .

Задания, /…./, показались… .

VI Домашнее задание.

Теория (параграф 9).

Практика :

1. С.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)

* Задание:

  • Всегда ли уместно употребление причастий?
  • Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
  • Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.

2. В.

* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.

1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.

4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.

5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.

6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.

3. А.

* Выполнить  упражнение  60 .Подчеркнуть причастные обороты и выделить их запятыми

VII. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Просмотр презентации "Настроение"

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Причастный оборот" »

Урок русского языка по теме "Причастный оборот"

Тип урока: урок–исследование нового материала.

Цель урока с позиции ученика:

аргументируют связь причастия с определяемым и зависимым словами при обособлении причастного оборота

Ход урока

I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Просмотр 1 серии мультфильма "Следствие ведут колобки"

- Вы любите детективы? Многие читают их просто запоем. Предлагаю поиграть, чтобы отдохнуть от тяжёлого насыщенного дня. Помните мультфильм «Следствие ведут колобки»? (Если нет, советую посмотреть. Суть в том, что несколько забавных персонажей занимаются расследованием. При этом каждый наделён своим характером, у каждого своя неповторимая речь. Собственно, это и привлекло меня в этом мультфильме.) Вот и мы проведём расследование одного интереснейшего запутанного дела о ...

Слайд2

- Какова цель нашего расследования – изучить причастный оборот. .

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).

Деление на тройки ( пазлы с умыслом)



II. Актуализация знаний.Слайд 3

(ученики выходят к доске, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)

  • малыш, который улыбается - малыш улыбающийся

  • вулкан, который действует - вулкан действующий

  • костер, который горит - костёр горящий

- Как изменились данные фразы?

- Что такое причастие?

Слайд 4 (также у доски)

Слайд 5

(обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

- Юные детективы! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.32правило).

2. Слайд 6



(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)

3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.

- Уважаемые детективы! К нам обратился клиент с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.

Слайд 7



Запись на доске: (У доски работают по одному ученику из тройки: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).



*В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.

*Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.

- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в ОК.

- Сравним ваши предположения с материалом параграфа 9 на стр. 32-33

Деление на группы по цвету стикера.

-Предлагаю в оперативных группах создать на постерах алгоритм определения причастного оборота и постановки знаков препинания при нём   . Схематически изобразить последовательность действий на листе. Выступающего определяю, наклеив стикер на спинку стула. Главный критерий оценки работы – понятность схемы для ребят из других групп.

Порядок отчёта оперативных групп. После того, как отчёт 1 группы вывешен, вторая и третья оценивают, задают вопросы, если непонятно какое-либо обозначение. Выступающий отвечает на вопросы. При необходимости используется помощь группы.

-Думаю, мы готовы выступить в роли экспертов по данной проблеме.

IV. Закрепление материала. Творческая работа.

1. Работа с карточками.

- Наши открытия, уважаемые детективы, необходимо проверить и закрепить на практике.

А

1. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

2.Укажите предложение с причастным оборотом:

а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.

3. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.



4. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:

а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.

1

2

3

4

б

а

а

а





Ответы:


В


Составьте:

С данными причастными оборотами 1-2 предложения.

  • «застывший от мороза»;

  • «искрящийся на солнце»;

  • «дующий в лицо».

 

 

или

1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

 



С


Напишите синквейн на тему "Причастный оборот":



( После выполнения работы ученики в парах по уровням проверяют карточки , несколько человек могут зачитать наиболее понравившиеся предложения и синквейны ). Работы обязательно оцениваются.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Сегодняшнее расследование успешно завершено!

- Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты (на стикерах).

Запись на доске:

Исследования, / …./., были… .

Задания, /…./, показались… .

VI Домашнее задание.

Теория (параграф 9).

Практика :

1. С.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)

* Задание:

  • Всегда ли уместно употребление причастий?

  • Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

  • Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.

2. В.

* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.

1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.

4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.

5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.

6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.

3. А.

* Выполнить упражнение 60 .Подчеркнуть причастные обороты и выделить их запятыми

VII. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Просмотр презентации "Настроение"






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Причастный оборот"

Автор: Опперман Елена Павловна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по русскому языку на тему "Причастный оборот"  в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-prichastnyi-oborot-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "117068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412695141"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока: "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokadieieprichastnyioborotzapiatyiepridieieprichastnomoborotie"
    ["file_id"] => string(6) "273663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452255535"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Деепричастный оборот" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-dieieprichastnyi-oborot"
    ["file_id"] => string(6) "217710"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433425320"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему"Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-prichastnymi-oborotami"
    ["file_id"] => string(6) "176087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424360577"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства