Просмотр содержимого документа
«Причастный оборот»
Урок русского языка в 7 класс по теме «Причастный оборот».
Цели:
1.образовательные:
-дать понятие о причастном обороте;
-рассмотреть условия обособления определений, выраженных причастными оборотами;
-показать роль причастного оборота в русской речи.
Развивающие:
-формирование умения определять границы причастного оборота в предложении, видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;
-РР обучение выразительному чтению и конструированию предложений с причастными оборотами;
-предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов.
-наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами.
Воспитательные:
социализация личности ребёнка: воспитание сотруднических отношений в работе групп.
Методы:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска;
Принципы:
доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, системности и последовательности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: электронный учебник Русский язык. Пименова; презентация.
Ход урока:
Оргмомент.
Актуализация имеющихся знаний о причастии. Учебная ситуация:
- распределить данные слова в две колонки: прилагательные и причастия. Обосновать свой выбор. (Выполняется в тетради, с последующей проверкой и комментированием).
-признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
-как отличить причастие от прилагательного?
Сравнить свои выводы с образцом рассуждений на странице 33.
Введение в тему.
Распределите данные словосочетания в две колонки: в одной причастие должно быть зависимым, в другой – главным словом. Показать графически связь слов в данных словосочетаниях. (Два человека работают у доски, остальные в тетради).
Засеянное поле, засеянное горохом, освещаемое лампочкой, увлекающийся музыкой, увлекающийся человек, стелющийся туман, стелющийся над рекой, задержанный преступник, задержанный на улице.
- те словосочетания, в которых главным словом является причастие, называются причастными оборотами. Таким образом, причастный оборот состоит из причастия и его зависимого слова или слов. Сколько же зависимых слов может содержать причастный оборот?
На слайде материал для наблюдения:
Написанная картина
Написанная художником картина
Написанная маслом картина
Написанная известным художником прошлого века картина.
-обозначить определяемое слово, задать от причастия вопросы к зависимым словам.
Закрепление полученных сведений.
- упражнение 77, страница 31: подобрать к причастиям зависимые слова из материала для справки, записать полученные предложения, графически обозначить получившиеся причастные обороты;
-составить алгоритм нахождения причастного оборота в предложении.
(Примерный алгоритм таков:
найти причастие
обозначить определяемое слово
найти зависимые от причастия слова)
- однако данный алгоритм не совсем полный. Проанализируйте сочетания слов на странице 29. Какую пунктуационную особенность вы заметили?
(если причастный оборот стоит после главного слова, он выделяется запятыми)
-таким образом, каков будет последний пункт нашего алгоритма?
(4. определить место причастного оборота по отношению к определяемому слову и в соответствии с ним расставить знаки препинания)