Просмотр содержимого документа
«Причастие – особая форма глагола.»
Нестандартные уроки.
Урок русского языка в 7-ом классе.
Автор разработки: Боева Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов Астраханской области».
Тема: «Причастие – особая форма глагола».
Форма проведения: урок – соревнование.
Цель урока: обобщить и систематизировать изученное о причастии.
1. Организация класса, объяснение цели и хода урока:
- Сегодня мы с вами проводим урок – соревнование по изученным темам о причастии, давайте поделимся на 2 команды и выберем капитанов. Соревнование пройдёт в 3 тура: теоретическая разминка (10 вопросов), за правильные ответы по 2 балла, за неполные -1 балл; практическая часть: индивидуальные и групповые задания (оцениваются по 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл) и конкурс капитанов(3 задания по 2 балла). Текущий балл объявляется после каждого задания.
2. Теоретическая разминка: по 5 вопросов:
1.Что называется причастием? Приведите 2 словосочетания пч.+сущ. (опред. слово) и докажите, что это причастие.
2.Какая разница между определяемым словом и зависимым при причастии? Приведите примеры.
3.Что такое причастный оборот? Когда он обособляется?
4.Чем действительные причастия отличаются от страдательных?
5. Признаки каких частей речи объединяет в себе причастие? Докажите.
6.Расскажите об образовании д. прич. наст. времени.
7.Расскажите об образовании с. прич.наст. времени.
8.С помощью каких суффиксов образуются дейст. прич. прош. времени и от чего зависит выбор гласной перед суффиксом?
9.Сколько н пишется в полных и кратких причастиях?
10.Как правильно написать безударное окончание в причастии?
3. Практическая часть:
Карточка № 1 (ученик первой команды выполняет у доски).
Распространить зависимыми словами данные словосочетания и записать; указать разряд, время причастия, выделить суффиксы.
Карточка №3 (выполняется учениками на местах, потом по очереди проверяется пополам).
Записать, выделить суффиксы, указать разряд, время причастия.
Борющийся народ, держащий знамя, развевающийся по ветру, строящий школу, тающий снег, лающий пёс, колющий дрова, зависевший от обстоятельств, шепчущийся камыш, подгоняемая ветром.
Карточки № 4, 5, 6 выполняются в том же порядке.
Карточка № 4.
Распространите данные предложения причастными оборотами; в первом предложении причастный оборот сделать необособленным, а во втором – обособленным.
Лучи солнца серебрили степь. На свежем снегу было много разных следов.
Карточка № 5.
Распространите данные предложения причастными оборотами; в первом предложении сделать причастный оборот обособленным, а во втором – необособленным.
Шлюпка медленно плыла у подножия скалы. Просторная комната была заставлена цветами.
Карточка № 6.
Распространите предложения причастными оборотами сначала необособленными, потом обособленными.
1-ая команда.
Пламя раздувалось всё сильнее.
2-ая команда.
Наш плот быстро плыл по течению.
Карточка № 7 (задания по группам: записать словосочетания, выделить окончания и объяснить).
1. На потемневшем небе, отдыхающего туриста, в дремучем лесу, решённых задач, о затихшем шорохе, грохочущим поездом ,подхватываемые ветром листья.
2. Потемневшим небом, над шумящей рекой, без свежего воздуха, в колючем крыжовнике, на сверкающем снеге, за видневшимся лесом, затерявшаяся в глуши избушка.
Уха, которую мы сварили на костре, была необыкновенно вкусна.
2. Вставить буквы в слова и объяснить их написание: завис…вший, ла…вший, брос…вший.
3. Почему Д. и С. причастия наст. вр. образуются только от глаголов несов. вида?
Вторая команда:
Заменить прич. об. придаточные предложения.
Люди, которые любят лес, заботятся о каждом деревце.
Почва, которую раскалил зной, жгла нам ноги через обувь.
2. Вставить буквы в слова и объяснить их написание: запрещ…нный, возглавля…мый, кол…вший.
3.Как могут встретиться в одном слове прилагательное и глагол?
Подведение итогов, выставление оценок, задание на дом.
Список литературы.
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. -Москва: Просвещение, 2006.
2. М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова. Русский язык. Справочные материалы.- М.:Просвещение, 1988.
3. М.М. Разумовская. Методика обучения орфографии в школе:Книга для учителя.- Москва: Просвещение,1992.
4. Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989.
Комментарии:
1.Очень интересный, необычный урок, задействованы все ученики класса, каждый старается принести своей команде наибольшее количество очков своим ответом,обязательно буду проводить такие уроки по своему предмету.Скибо Татьяна Анатольевна,учитель географии.
2. Не первый раз посещаю уроки Боевой В.Ф.,на которых испытываю огромное желание тоже принять участие в работе, включиться в игру.Этот урок тоже увлёк меня своей формой ,подобранным материалом.Гвоздева Светлана Владимировна, учитель истории.
3.Урок очень понравился.Обязательно буду проводить такие уроки по своему предмету.Куанышбаева Гульсин Абухановна,учитель английского языка.
4.Мне, как молодому специалисту, данный урок очень поможет в моей дальнейшей работе. Обязательно проведу такой урок по своему предмету. Надеюсь, что моим ученикам понравится такая форма урока. Сейтказиева Гульсара Захарнаевна,учитель физики.
5.Урок очень понравился, чувствуется,что он проводится в системе,ученики знают порядок его проведения,переживают за успех своей команды,умеют и любят работать в группе.Камаева Татьяна Вячеславна,учитель русского языка и литературы.