Просмотр содержимого документа
«Причастие-особая форма глагола. Презентация для урока 7 класса»
Мультимедийная презентация
урока русского языка в 7 классе по теме:
«Причастие как часть речи»
Цели:
Деятельностные- создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные- формировать умения отличать причастия от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие, познакомить обучающихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, и его типичными суффиксами, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.
Методы и приемы:
словесный (беседа, объяснение, знакомство с правилом);
практический (самостоятельная работа, работа с карточками-заданиями);
метод дифференцированной проверки знаний;
наглядный (иллюстрации, карточки);
частично-поисковый.
Оборудование:
интерактивная доска;
мультимедийные слайды;
раздаточный материал;
учебник «Русский язык». 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и другие. М., Просвещение, 2011.
Формы урока:
фронтальная,
работа в парах,
индивидуальная работа,
взаимопроверка, самопроверка,
самостоятельная работа,
дифференцированная работа.
Этапы урока:
№п/п
Этап урока
1
Время,
Организационный момент
2
3
мин.
2 мин
Актуализация знаний
Изучение нового материала
4
5 мин
5
13 мин
Формирование новых знаний
Применение новых знаний и умений
6
7 мин
9 мин
Систематизация знаний
7
4 мин
Задание на дом
8
2 мин
Подведение итогов и рефлексия
3 мин
Ход урока .
I .Организационный момент:
подготовить обучающихся к работе на уроке,
приветствие,
проверка отсутствующих,
запись даты.
II.Актуализация знаний:
создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя,
актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий.
Учитель : Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты русского языка. Сегодня вы узнаете удивительную историю о бесприютных суффиксах, которые обрели свое место. Мы познакомимся с новой для вас частью речи, рассмотрим, как она образуется. Для этого мы вспомним морфологические признаки прилагательного.
Заполним кластеры:
прилагательное
глагол
Вопрос: какой? какая? какое? какие?
Форма: полная и краткая
Род, число, падеж
Вид
Время
Учитель:
- Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части речи, о которой мы будем с вами говорить. Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки?
Ученик:
-Та часть речи, о которой пойдет речь, имеет признаки глагола и прилагательного.
Учитель:
-В связи с этим определите, какая цель стоит перед вами на уроке?
Ученик:
- Узнать новую часть речи, ее морфологические признаки.
Ученик:
- Определить отличительные признаки этой части речи.
III. Изучение нового материала (познакомить с новым материалом).
Учитель: Для достижения поставленных нами целей я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король. Однажды собрал он на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились незнакомые гости. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком.
делающий
любящий
читавший
везший
озаряемые
гонимый
прочитанный
увиденная
бритый
- Ребята , а вам знаком этот суффикс ? К акой части речи из тех , что прибыли во дворец , он принадлежит ?
Ученик: Суффикс –енн - принадлежит прилагательному .
Учитель: Стали просить гости у короля Морфологии определить их к какой - нибудь части речи . Глаголы - добряки сразу же вызвались помочь . Они подбежали к незнакомцам и сказали : «Мы подарим вам самое дорогое , что у нас есть – основу , и вы будете частицей нашего сердца» . И добрый волшебник Прилагательное тоже захотел помочь несчастным и подарил им окончания . И вот какие слова получились . Прочитаем и запишем их в тетрадь .
Делать делающий
Любить любящий
Читать читавший
Везти везший
Озарять озаряемые
Гнать гонимый
Прочитать прочитанный
Увидеть увиденная
Брить бритый
Учитель:
- Получилась самостоятельная часть речи. И назвали её причастием.
Итак, запишем тему нашего урока «Причастие как часть речи». На доске прочитайте, что сказал о причастиях В.И.Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».
Ученик:
- «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Учитель:
- В.И. Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное. Запишите это высказывание.
Часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.
В.И. Даль.
Учитель:
- Так как причастие напоминает прилагательное, давайте вспомним,
что мы знаем о прилагательном?
По каким признакам мы отличаем имя прилагательное от других частей речи?
Обратимся к составленным кластерам.
Подходят ли эти признаки причастию?
Продолжим работу по учебнику.
Найдите общие признаки прилагательного и причастия.
Читаем параграф 9 вслух и работаем в парах.
Работа в парах
Причастие
Имя прилагательное
читающий мальчик
маленький мальчик
1. Вопрос: какой
1. Вопрос: какой
2. Признак предмета
2. Признак предмета по
3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р.
действию
3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р.
4. Изменяется по родам, падежам, числам
4. Изменяется по родам, падежам, числам
(маленькая девочка, маленького мальчика,
маленькие мальчики)
(читающая девочка, читающего мальчика,
читающие мальчики )
5. Окончания –ий, -ая, -ого, -ие.
5. Окончания –ий, –ая, –ого, –ие.
Вывод(делает ученик): Причастие имеет признаки
прилагательного.
Работа в парах
Причастие
Глагол
любящий
любит
1. Действие предмета
1. Признак предмета по действию
2. Время (наст.)
2. Время (наст.)
3. Вид (несов.)
3. Вид (несов.)
4. Возвратность (невозв.)
4. Возвратность (невозв.)
5. Зависимые слова (любит кого?)
5. Зависимые слова (любящий кого?)
Вывод (делает ученик): Причастие похоже и на глагол, только у него 2 времени: настоящее и прошедшее.
Причастие совмещает признаки
Учитель: Опираясь на данную схему и материал параграфа, дайте определение причастию .
Ученик:ПРИЧАСТИЕ:
Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Изменяются по временам, числам и падежам.
Узнаём причастие
Учитель:
- Ребята, я вам открою секреты причастия. Чтобы легче было узнать причастия среди других частей речи, запомните суффиксы.
Суффиксы
-ущ- (-ющ-)
-ащ- (-ящ-)
-вш-, -ш-
-ом- (-ем-), -им-
-нн-, -енн-, -т-
От глагола (можно сказать «тот, который…»)
Летящий – тот, который летит
10
IV. Формирование новых умений.
Учитель:
Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам
нужно запомнить суффиксы, а затем записать их в тетрадь.