Дата: Класс: 10 |
Тема: Физические и химические законы в биосистемах. Причастие как особая форма глагола. |
Ссылка: Госстандарт Учебник «Русский язык» для 10 класса, интерактивная доска, слайдовые презентации, стикеры. |
Цель урока: Сформировать знания о причастии как особой формы глагола, уметь определять и употреблять причастия в устной и письменной форме , развивать связную речь учащихся, умение определять его грамматические формы, развивать творческую активность учащихся, умение оценивать себя и одноклассников, создать атмосферу сотрудничества. |
Ожидаемые результаты для учащихся: Учащиеся знают о причастий как особой формы глагола; умеют определять и употреблять причастия в устной и письменной форме, составляют с ними предложения, логически мыслят, работают с текстом, составляют вопросы к предложениям, пересказывают, развиваются коммуникативные способности, умение работать в паре, оценивают свою деятельность |
Основные идеи, отработанные по теме урока: Причастие- это особая форма глагола. Которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Причастию свойственны категории глагола и прилагательного. Время,вид,переходность,возвратность |
Ключевые слова: причастие, грамматические признаки, действительные и страдательные причастия. |
Ресурсы: интерактивная доска, слайды с использованием компьютерных технологий, учебник, кластеры, бумага, стикеры, фломастеры. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Нагляд ности |
3 мин. | I. Организационный момент. Психологический настрой «Круг радости» Приветствует учеников, приглашает учеников встать в круг, давайте пожелаем вместе: Успех, удача на уроке всегда присутствуют у нас. А теперь с помощью хлопка делимся на группы 1группа:Умники 2 группа:Знатоки Ознакомление с листом оценивания Мы к уроку готовы, начинаем работать. | Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок. Ученики делятся на группы с помощью хлопка: 1группа:Умники 2 группа:Знатоки В каждой группе выбирают лидера группы | |
5мин | II. Актуализация знаний. Опрос пройденным темам. Тестовые задания по разделу «Глагол». Учитель задаёт вопросы по тестовым заданиям по очерёдности группам, и подтверждает правильность их ответов. 1. Что такое глагол? а) слово ; б) словосочетание; в) часть речи ; г) предложение. 2. Что обозначает глагол? а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета. 3. Сколько наклонений у глагола? Перечислите их. а) 1; б) 2; в) 3. 4. Найдите глаголы повелительного наклонения А) принесла; б) принеси; в) несет. 5. Найдите глаголы изъявительного наклонения А) вышла бы; б) войди; в) вошла. 6. Сколько времен у глагола? Назовите их. А) 1; б) 2; в) 3. 7. Найдите глаголы прошедшего времени. а) пишет; б) напишет; в) написал. 8. Найдите глаголы настоящего времени. А) варит; б) сварила; в) будет варить . 9. Найдите безличные глаголы. А) белит, варит; б) морозит, рассветает ; в) рисует, пишет. 10. Слитно пишутся глаголы. А) (не)любит ; б) (не)навидит ; в) (не) пишет. | Группы отвечают на вопросы по тестовым заданиям по очерёдности. 1в); 2 б); 3в) изъявительное, условное, повелительное наклонение; 4б); 5в); 6в); 7в); 8а); 9 б); 10 б). | Тестовые задания. Ключи |
6 мин. | II. Информационная функция. Работа с текстом. Организовать работу. Комментирование. Анализ текста: Учащиеся по абзацам читают текст, проводят словарно-фразеологическую работу и отвечают на вопросы текста: -Можно ли данное сообщение назвать текстом? – Какова тема данного текста? –Какие термины встретились в тексте? - Определите стиль. Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным и познавательным. Итак… | Работают с учебником в группе. Чтение текста.Ответы учеников. 1.Это текст . 2.О физических и химических законах биосистемы. 3.Научные термины. 4.Научный стиль | Слайд сизобра-жением портрета А.Л.Ле-нинджера |
3 мин. | III. Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации). Обратите внимание к учебнику на текст на стр. 120 выпишите выделенные слова с определяемыми словами (если оно есть) -Что их объединяет? Совпадает ли у них синтаксическая функция? Почему? На какие вопросы они отвечают? -Обратите внимание, на выделенные слова, как вы думаете, чем они являются? -Значит, тема нашего урока «Причастие» Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему | Учащиеся по рядам слов определяют тему урока. -Представляющие законы, включающая суперхимия, являющаяся время - Они согласуются в роде, числе и падеже. -Да. В предложении являются определениями. -Какие? какая? какая? -Причастиями | |
6. мин | V. Осмысление (получение новой информации) с помощью теоретического материала с учебника на стр. 70. Защита постеров ввиде кластера « Причастие». 1-группа: Причастие 2-группа: Причастие и признаки глагола. «Авторский стул». | Спикер каждой группы защищает мини-проект. Идёт взаимооценивание групп с помощью цветных фишек Красный – «5» Зелёный – «4» Жёлтый – «3» | Опорный теорети-ческий мате-риал, учебник Постеры, маркеры |
3 мин. | Танцевальная минутка | Ученики танцуют | Играет музыка |
1 мин | Учитель предлагает уч-ся поделиться на группы, с помощью «Мозаика» -Получились какие словосочетания? Значит, ребята мы продолжим изучение темы «Причастие» и вспомним «Виды причастий» | Ученики делятся на группы, с помощью «Мозаика» -Действительные причастия и страдательные причастия | Разрезан-ные кар- тинки |
8 мин | V. Осмысление (получение новой информации) с видеоурока | Ученики смотрят и осмысли-вают тему: Действительные и страдательные причастия | Видео-урок |
6 мин. | IV.Закрепление урока. Дифференцирован-ная работа в группах. Оценивание стикерами: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3 1 группа. Упр.122, стр.71 (устно). А.Прочитайте тексты. Найдите причастия, определите их разряд. Ответ обоснуйте. 2 группа. Упр.122, стр.71 (устно). Б.Прочитайте тексты. Найдите причастия, определите их разряд. Ответ обоснуйте. Самостоятельная работа обеим группам Упр.123, стр.71-72 (пись). Спишите, вставляя пропущенные гласные в суффиксах причастий. | Учащиеся проявляют свои способности по данной теме. Выполнение задание в группе. 1 группа. Упр.122, стр.71 (устно). А.Прочитайте тексты. Найдите причастия, определи-те их разряд. Ответ обоснуйте. 2 группа. Упр.122, стр.71 (устно). Б.Прочитайте тексты. Найдите причастия, определи-те их разряд. Ответ обоснуйте. Самостоятельная работа обеим группам Упр.123, стр.71-72 (пись). Спишите, вставляя пропущенные гласные в суффиксах причастий. | Карточки |
3 мин. | V. Итог урока. Этап рефлексии: Пишут на стикерах. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответы на вопрос. Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…Мне больше всего удалось… А особенно удалось… Что я получил от этого урока? | Оценивают работу своих одноклассников сигнальными фишками:красный-5, зелёный-4, жёлтый- три | Стикеры Све-тофор |
1 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы: 1 гр. упр. 124, стр.73(пись); 2 гр. упр. 125, стр.73(пись); Подготовить сообщения на тему: «Причастный оборот» | Записывают домашнюю работу в дневниках. | |