1)Предметные: знать признаки причастия, уметь находить причастия в тексте, находить и правильно писать орфограммы в причастиях, понимать условия применения орфографических правил, уметь выделять запятыми причастный оборот, правильно употреблять причастия и причастные обороты в письменной и устной речи.
2)Метапредметные: уметь формулировать цель деятельности, учебную задачу,проблему, планировать, корректировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, строить логическую цепь рассуждения, уметь высказывать своё мнение, давать оценку собственной деятельности, владеть всеми видами речевой деятельности.
Тип урока: повторительно – обобщающий, работа ведётся в парах, в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Причастие" Конспект урока. 7 класс. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нехаевская средняя общеобразовательная школа.
Конспект урока по теме
«Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». (7 класс)
Выполнила: учитель русского языка
и литературы МБОУ Нехаевской СОШ
1 квалификационной категории
Щеренко Надежда Николаевна.
2014 год.
Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
Планируемые результаты:
1)Предметные: знать признаки причастия, уметь находить причастия в тексте, находить и правильно писать орфограммы в причастиях, понимать условия применения орфографических правил, уметь выделять запятыми причастный оборот, правильно употреблять причастия и причастные обороты в письменной и устной речи.
2)Метапредметные: уметь формулировать цель деятельности, учебную задачу,проблему, планировать, корректировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, строить логическую цепь рассуждения, уметь высказывать своё мнение, давать оценку собственной деятельности, владеть всеми видами речевой деятельности.
Тип урока: повторительно – обобщающий, работа ведётся в парах, в группах.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка 7-8 классы» «Планета», мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.
Ход урока.
1 Оргмомент.
Слайд№1.
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»
(В.И.Даль)
О какой части речи говорил В.И.Даль? (О причастии).
Ребята, сегодня мы завершаем изучение данной части речи. Поэтому сформулируем тему урока ( Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие») На протяжении всего урока работаем над проблемным вопросом: как различать в тексте причастие, прилагательное и глагол?
Слайд №2. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
(Запись темы урока учащимися в тетради)
Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют цели урока, учитель корректирует ответы учеников, если это необходимо)
УУД:
1)регулятивные – умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, правильно оценивать свои и чужие достижения;
2)познавательные – умение строить логическую цепь рассуждения, понимать информацию, представленную в разных формах;
3)коммуникативные – умение точно, правильно, логично излагать свою точку зрения, умение оценить свою работу и работу товарища.
Подготовка к обобщению понятий, правил.
-Давайте вспомним изученное о причастии. Проверка домашнего задания, демонстрация группой учащихся презентации «Что мы знаем о причастии», которая содержит таблицы и схемы по теме. (Оценка выполнения задания учащимися)
-Слайд№3. Тест.
1. Укажите причастие, объясните свой выбор. Чем причастие отличается от прилагательного и глагола?
А) Синий
Б) Синеет
В) Синеющий
Г) Синеватый
Д) Синея
2. Укажите словосочетание «прил.+сущ.», где существительное – главное слово, объясните свой выбор. Чем прилагательные отличаются от причастий?
А) Зимняя дорога
Б) Зимующие птицы
В) Замёрзшая река
Г) Раскрытая книга
3. Укажите словосочетание «прич.+сущ.», где существительное – главное слово, объясните свой выбор. Какие общие морфологические признаки есть у прилагательного и причастия?
А) Бушующее море
Б) Сидящие на дереве
В) Зеркальная поверхность
Г) Выполнивший задание
(Оцените себя и друг друга)
Составить аналогичные три текста, предложить друг другу для выполнения. Взаимопроверка.
4. Выполним буквенно-цифровой диктант. Запишем в тетради следующий числовой ряд:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Нужно указать под цифрами буквами п, г, П, какое прозвучало слово.
п – прилагательное, г – глагол, П – причастие.
Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поёт, певчая птица, самолёт приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.
Правильный ответ: п П п П г п г п г П
(Оцените себя и друг друга)
Слайд №4.
1.Определи орфограмму, вставь пропущенные буквы, объедини слова в две группы, объясните друг другу свой выбор.
Смущён…ый юноша, бешен…ый пёс, квалифицирован…ый рабочий, кован…ая решётка, выполнен…ая работа, журавлин…ый крик, единствен…ое доказательство, кожан…ые перчатки, окон…ые рамы, жарен…ая на сковороде рыба, сушён…ые грибы, смышлён…ый парень, ранен…ый в бою солдат, незван…ый гость, отработан…ые дни, сушён…ые на солнце грибы, вспахан…ые поля.
2.Определи орфограмму, раскрой скобки, запиши правильно слова, сгруппировав их по морфологическим признакам, добавь 2-3 собственных примера, проверьте друг у друга выполненное задание.
(Не)изгладимое впечатление, задача (не)решена, (не)пролазный орешник, (не)трудная задача, никогда (не)упрекавший, (не)замеченный противником, (не)выполненное задание, (не)настный день, волосы (не)причёсаны, ещё (не)созревшая пшеница, (не)тронутая природа, трава (не)скошена, (не)освещённая комната, (не)большой пруд, (не)летящая, а сидящая птица; (не)глубокая, а мелкая река; (не)взрачный пейзаж, (не)доумевающий взгляд.
УУД.
1)регулятивные – умение планировать последовательность действий, контролировать правильность выполнения задания;
2)познавательные – умение сравнивать части речи, определять, по какому признаку слова объединены в две группы, умение объяснить, от какого условия зависит выбор Н и НН и слитное и раздельное написание НЕ у прилагательных и причастий;
3)коммуникативные – уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе общения основные нормы устной и письменной речи.
Слайд №5.
1Прочитайте текст, сформулируйте к нему задание. (Учащиеся определяют, что в тексте нет запятых при причастных оборотах. Вспоминают правило, формулируют задание: записать текст, расставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами, составить схемы, вставить пропущенные буквы )
Изумительная растительность.
В тундре покрытой девять месяцев снегом свое…бразная р…стительность. Изумительны эти (не)обыкновен…ые р…стения ож…вающие под снегом. Их стебли и листья п…крытые тёплым и густым пухом сп…сающие от стужи (не)повторимы. Образующие круглые цветнички р…стения плотно жмут…ся друг к дружке. В их корнях обросших пушистою шубкою прячут…ся нас…комые, устраивают гнёзда лемминги и полёвки. Только у (не)многих северных р…стений цв…тущих весною созревают сем…на. Больш…нство р…стений сохр…нившихся ещё от доледниковых времён продолжают размножат…ся вегетативно.
(По И.Соколову-Микитову)
Лексическое значение слов «лемминги» и «вегетативно» ребята определяют по «Толковому словарю».
1Лемминги, пеструшки, ряд грызунов семейства полёвок. Длина тела до 15 см, хвоста — до 2 см. Окраска одноцветная, серо-коричневая или пёстрая. У некоторых Л. зимой мех сильно светлеет или белеет, а когти на передних ногах разрастаются. 4 рода: лесные Л. (Myopus), болотные (Synaptomys), настоящие (Lemmus), копытные (Dicrostonyx); объединяют около 20 видов. Населяют леса, тундры гор и равнин Евразии и Северной Америки, В СССР 3 (или 4) вида. Распространены от Кольского полуострова и средней полосы России до Чукотки и Дальнего Востока. Наиболее обычны копытный Л. (D. torquatus), обский Л. (Lemmus obensis) и норвежский Л. (L. lemmus). Активны круглый год. В тундре в некоторые годы размножаются в массовом количестве, достигают высокой численности (см. Динамика численности животных) и предпринимают далёкие миграции, во время которых даже переплывают реки (см. Миграции животных). Питаются осоками, кустарничками, мхами. Л. — основная пища песца.
2Вегетативно.
Вегетати́вное размноже́ние — образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам. У водорослей и грибов происходит путём отделения неспециализированных участков таллома или посредством образования специализированных участков (выводковые почки водоросли сфацелярии и др.).
2)познавательные – умение строить логическую цепь рассуждения, формулировать задания, соотносить их с имеющимися знаниями, составлять схемы, пользоваться словарями.
3)коммуникативные – понимание задания, умение полно и ясно выражать свои мысли.
Слайд№6.
Итог урока.
Обобщите, какие орфограммы, связанные с правописанием причастий, вы сегодня повторили (связное высказывание учащихся).
Рефлексия. Обведите на карточке букву, соответствующую вашему уровню усвоения знаний на сегодняшнем уроке:
А) усвоил полностью, могу применить;
Б) усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;
В) усвоил частично;
Г) не усвоил.
Слайд№7.
Домашнее задание.
1 группа: подготовить сообщение в любой форме (таблица, схема, план, презентация) об орфограммах, над которыми работали на первом уроке обобщающего повторения по теме «Причастие».
2 группа: подготовить сообщение в любой форме ( таблица, схема, презентация) об орфограммах, над которыми не работали на первом уроке обобщающего повторения по теме «Причастие».
УУД:
1)регулятивные – адекватно оценивать свои достижения, планировать свои учебные действия;
2)познавательные – проводить обобщение, делать выводы, фиксировать изученное разными способами, соотносить его с имеющимися знаниями;
3)коммуникативные – осознавать речь (говорение, слушание, письмо) как способ устного и письменного общения людей, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения, культуры речи.