kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Причастие как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология: РКМЧП

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогическая цель урока:

 Ученик научится:

§  находить причастие в тексте, выделять суффиксы причастий.

 Ученик получит возможность научиться:

выявлять   признаки глагола и прилагательного 

  • у причастия,   определять морфологические признаки и роль в предложении;

     Задачи:

- Мотивировать учащихся к деятельности посредством создания проблемной ситуации, актуализации личностного опыта, применения интерактивных методов обучения

- Помочь учащимся определить личностную цель.

 - Создать условия для развития у учащихся коммуникативных УУД посредством использования приёма “Морфологический ящик”

- Создать условия для развития у учащихся регулятивных УУД посредством использования приёма «Райтинг».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Причастие как часть речи» »

Урок по теме «Причастие как часть речи» (7 класс)


Технология: РКМЧП

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогическая цель урока:

Ученик научится:

      • находить причастие в тексте, выделять суффиксы причастий.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять признаки глагола и прилагательного у причастия, определять морфологические признаки и роль в предложении;

Задачи:

- Мотивировать учащихся к деятельности посредством создания проблемной ситуации, актуализации личностного опыта, применения интерактивных методов обучения

- Помочь учащимся определить личностную цель.

- Создать условия для развития у учащихся коммуникативных УУД посредством использования приёма “Морфологический ящик”

- Создать условия для развития у учащихся регулятивных УУД посредством использования приёма «Райтинг».


Деятельностные единицы учения:


1. Организация демонстрации актуального опыта: Приём “Отсроченная отгадка”

2. Организация самооценивания обучаемым степени владения актуальным опытом: работа в парах.

3. Постановка перед детьми практической задачи, которую невозможно решить старым способом.

Учебно-практическая задача:

  • Продумать и зафиксировать возможные направления поисковых действий детей, старающихся выйти из тупика:

Обсуждение в парах

Обсуждение в группах

Обобщение найденных средств

4.Фиксация найденного способа действия. Обсуждение в группах и составление причастий из предложенных морфем. Работа с таблицей

5. Применение найденного способа действия. Самостоятельная работа.


I фаза урока: ВЫЗОВ

Деятельность учителя:

  • Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация учащихся.

  • Мотивация для дальнейшей работы.

Приёмы и методы:

Приём “Отсроченная отгадка”

Задание. Записать словосочетания, графически обозначить и объяснить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

 

Кожаный диван, оловянные ложки, шерстяное платье, гусиное перо, раннее утро, песчаная отмель, истинный патриотизм, былинный герой КРАШЕНЫЙ забор, сломанный стул.


Деятельность учителя:

Помощь в формулировке проблемы учащимися

Помощь в постановке личностной цели

Ход урока

Жили-были суффиксы.   ( Учитель обращает внимание учащихся на доску с таблицей «Суффиксы причастий»).

-ущ- ющ-                   

 

-ащ-ящ-

-вш-

-ш-

-ем-                     -им-

-ом-

-енн-

-нн -

-т-

Были они одинаковые, ничего не значащие. Бредут они по стране и плачут, а навстречу им Глагол. ( На доске появляется таблица – домик, где живут глаголы: лететь, плачут, нести).

 

- О чем, суффиксы, плачете?- спрашивает Глагол.

-Бедные мы одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы помогают новые слова образовывать. Вон – чик -, -щик-, -ан-, -ян-. Всех не перечислишь, а мы живем без слов.

- А вы попытайтесь формы образовывать. Возьмите мою основу.


Обрадовались суффиксы. Основу лете - подхватил –вш-, основу плач- - -ущ-, а нес- - -ш-.




Рано обрадовались суффиксы, слова получились какие-то бледные, неинтересные.

А тут, к счастью, навстречу идут Прилагательные.

Суффиксы рассказали им о своей беде, и Прилагательные подарили им свои окончания: - ий, -ая, -ое.

Вот и появились новые слова, родились на земле Морфологии: летевший, плачущая, несший.


- Как их назвать?


Собирается грамматический совет, на котором решается вопрос об имени. Долго думали члены совета и предложили назвать  слова летевший, плачущая, несший и им подобные Причастиями, так как они причастны и к Глаголу, и к Прилагательному.  Вот так произошло рождение новой части речи.

Запись темы урока: «Причастие как часть речи»

  • - Давайте с вами проверим, действительно ли, причастия имеют признаки этих двух частей речи: глагола и причастия.

  • А вы знаете, как это сделать?

  • Подумайте, чему вы хотите научиться, что узнать на этом уроке.


Деятельность детей.

Индивидуальная работа

Формулировка проблемы:

(Хочу объяснить, но не знаю, как)

Формулировка личностной цели

Понять, чем объяснить написать Н и НН в похожих словах.

Узнать об этих словах, не подходящих под правила написания Н и НН и т.п.



















Приглашается учащийся для выделения основ от глаголов лететь, плачут, нести.


Уч-ся на доске  с помощью магнитов составляют: летевш -, плачущ-, несш-




На доске появляется таблица - домик с прилагательными: синий, маленькая, яркий.

Уч-ся на доске  с помощью магнитов составляют: летевший, плачущая, несший


Высказываются предположения











Цель урока (для детей):

II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) Непосредственный контакт с новой информацией Деятельность учителя:

Организация демонстрации учащимися владения известными способами деятельности.


Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

  • - Какие вопросы можно задать к этим словам?


Один учащийся на доске записывает особые «глагольные» вопросы к ним (Что делающий? Что делавший?). Другой - вопросы прилагательного.

  • Какой вывод можно сделать?


Постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Из данных морфем собрать причастия. У кого больше?

Основа глагола

суффиксы

окончания

поют

-ущ ющ-

-ый

бежать

-ем

-ий

лететь

                -им-

-ое

исполняем

-ие




гоним

-вш- -ш-

-ая

решаем

-ащ -ящ-

ее


. Обобщение найденных средств.


Работа с учебником. Стр. 103 № 139 задание 3












III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ

Деятельность учителя:

-Определите тип речи.

- Какие средства выразительности языка, помогающие «увидеть», как постепенно преображается осенний лес, использует писатель?

Списать текст, вставить пропущенные буквы, графически объяснить их правописание. Найти причастия, выделить суффиксы (обратить внимание учащихся еще раз на таблицу). Обозначить вид и время причастий.

   

Поз…няя осень наступает вскоре после осени з…лотой. Какое (то) время после пышного шумного лист…пада лес стоит унылый, притихший, опустошенный. В посветлевшем воздухе уже слышны первые запахи наступающей зимы.

Н.Сладков

Организация самопроверки и самооценки.

Приёмы и методы: Приём «Райтинг».

В.И.Даль дал такое определение причастия:

« Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного».

 Согласны вы с таким определением? Свой ответ аргументируйте.


Формулирование домашнего задания:


Из однокоренных прилагательных и причастий каждого столбика выписать «лишнее» слово. Свой выбор обоснуйте.                                                                     




Деятельность детей:

Работа в парах

1 вариант -

у слов летевший, плачущая, несший, определить вид, время, возвратную форму,

2 вариант -– род, число, падеж.

Совместное обсуждение, постановка вопросов.

Работа в группах.

Приём «Снежный ком»

Причастие совмещает признаки двух частей речи: прилагательного и глагола.


Работа в группах.

Приём “Морфологический ящик”











Деятельность детей:

Самостоятельная работа









Самооценка и оценивание собственной деятельности






 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Причастие как часть речи»

Автор: Павлова Елена Геннадьевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194414

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок по теме "Причастие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "230299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073813"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Причастие как часть речи "
    ["seo_title"] => string(28) "prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "125799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415046850"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологии Критического мышления .Урок русского языка в 7 классе  "Понятие о причастии как части речи". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-poniatiie-o-prichastii-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430760844"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок русского языка в  7 классе « Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-prichastiie-kak-chast-riechi-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225473"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка теста по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429161013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства