I фаза урока: ВЫЗОВ Деятельность учителя: Приёмы и методы: Приём “Отсроченная отгадка” Задание. Записать словосочетания, графически обозначить и объяснить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Кожаный диван, оловянные ложки, шерстяное платье, гусиное перо, раннее утро, песчаная отмель, истинный патриотизм, былинный герой КРАШЕНЫЙ забор, сломанный стул. Деятельность учителя: Помощь в формулировке проблемы учащимися Помощь в постановке личностной цели Ход урока Жили-были суффиксы. ( Учитель обращает внимание учащихся на доску с таблицей «Суффиксы причастий»). -ущ- ющ- -ащ-ящ- | -вш- -ш- | -ем- -им- -ом- | -енн- -нн - -т- | Были они одинаковые, ничего не значащие. Бредут они по стране и плачут, а навстречу им Глагол. ( На доске появляется таблица – домик, где живут глаголы: лететь, плачут, нести). - О чем, суффиксы, плачете?- спрашивает Глагол. -Бедные мы одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы помогают новые слова образовывать. Вон – чик -, -щик-, -ан-, -ян-. Всех не перечислишь, а мы живем без слов. - А вы попытайтесь формы образовывать. Возьмите мою основу. Обрадовались суффиксы. Основу лете - подхватил –вш-, основу плач- - -ущ-, а нес- - -ш-. Рано обрадовались суффиксы, слова получились какие-то бледные, неинтересные. А тут, к счастью, навстречу идут Прилагательные. Суффиксы рассказали им о своей беде, и Прилагательные подарили им свои окончания: - ий, -ая, -ое. Вот и появились новые слова, родились на земле Морфологии: летевший, плачущая, несший. - Как их назвать? Собирается грамматический совет, на котором решается вопрос об имени. Долго думали члены совета и предложили назвать слова летевший, плачущая, несший и им подобные Причастиями, так как они причастны и к Глаголу, и к Прилагательному. Вот так произошло рождение новой части речи. Запись темы урока: «Причастие как часть речи» А вы знаете, как это сделать? Подумайте, чему вы хотите научиться, что узнать на этом уроке. | Деятельность детей. Индивидуальная работа Формулировка проблемы: (Хочу объяснить, но не знаю, как) Формулировка личностной цели Понять, чем объяснить написать Н и НН в похожих словах. Узнать об этих словах, не подходящих под правила написания Н и НН и т.п.
Приглашается учащийся для выделения основ от глаголов лететь, плачут, нести. Уч-ся на доске с помощью магнитов составляют: летевш -, плачущ-, несш- На доске появляется таблица - домик с прилагательными: синий, маленькая, яркий. Уч-ся на доске с помощью магнитов составляют: летевший, плачущая, несший Высказываются предположения
Цель урока (для детей): |
II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) Непосредственный контакт с новой информацией Деятельность учителя: Организация демонстрации учащимися владения известными способами деятельности. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Один учащийся на доске записывает особые «глагольные» вопросы к ним (Что делающий? Что делавший?). Другой - вопросы прилагательного. Постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. Из данных морфем собрать причастия. У кого больше? Основа глагола | суффиксы | окончания | поют | -ущ ющ- | -ый | бежать | -ем | -ий | лететь | -им- | -ое | исполняем | -т | -ие | | | | гоним | -вш- -ш- | -ая | решаем | -ащ -ящ- | ее | . Обобщение найденных средств. Работа с учебником. Стр. 103 № 139 задание 3 III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ Деятельность учителя: -Определите тип речи. - Какие средства выразительности языка, помогающие «увидеть», как постепенно преображается осенний лес, использует писатель? Списать текст, вставить пропущенные буквы, графически объяснить их правописание. Найти причастия, выделить суффиксы (обратить внимание учащихся еще раз на таблицу). Обозначить вид и время причастий. Поз…няя осень наступает вскоре после осени з…лотой. Какое (то) время после пышного шумного лист…пада лес стоит унылый, притихший, опустошенный. В посветлевшем воздухе уже слышны первые запахи наступающей зимы. Н.Сладков Организация самопроверки и самооценки. Приёмы и методы: Приём «Райтинг». В.И.Даль дал такое определение причастия: « Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». Согласны вы с таким определением? Свой ответ аргументируйте. Формулирование домашнего задания: Из однокоренных прилагательных и причастий каждого столбика выписать «лишнее» слово. Свой выбор обоснуйте. | Деятельность детей: Работа в парах 1 вариант - у слов летевший, плачущая, несший, определить вид, время, возвратную форму, 2 вариант -– род, число, падеж. Совместное обсуждение, постановка вопросов. Работа в группах. Приём «Снежный ком» Причастие совмещает признаки двух частей речи: прилагательного и глагола. Работа в группах. Приём “Морфологический ящик”
Деятельность детей: Самостоятельная работа
Самооценка и оценивание собственной деятельности |