Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, подготовленная учителем
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать морфологические и синтаксические признаки причастий.
Уметь находить причастия, определять вид, образовывать причастия от глаголов.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Методы и формы обучения: наблюдение за языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
ХОД УРОКА(сопровождается презентацией)
I.Мотивация к учебной деятельности (Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха). 2 мин.
Приветственное слово учителя. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация. 2 мин.
(Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность).
- Прочитайте слова, записанные на слайде (Слайд 2).
-Как можно сгруппировать эти слова? (есть слова, которые дети еще не знают)
Учащиеся выполняют задание, выписывают слова по группам.
- Кто знает, к какой части речи относятся слова ПИШУЩИЙ, РИСУЮЩИЙ, ПРОЧИТАННАЯ, ЗАКРЫТЫЙ.
III. Постановка учебной задачи. 5 мин
(Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока)
Учитель предлагает задание: - Отгадайте ребус (Слайд 3).Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Причастие как часть речи») (Слайд 4)
- С причастием вы отчасти уже знакомы, но как самостоятельную речь вы изучаете ее впервые. А теперь давайте вместе с вами поставим цели нашего урока.
- Причастие – это новое теоретическое понятие. Мы попытаемся выяснить, как оно выглядит (определение);
чем отличается от других частей речи (морфологические признаки),
как использовать в речи.
- Какие цели можем поставить?
Учащиеся ставят цели, формулируют тему урока (Слайд 5).
Цели урока:
- уметь давать определение; - находить в тексте;
- научиться правильно употреблять в речи;
- выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения
(Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы)
Учитель контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Говорит, что в русском языке существует часть речи – причастие, что это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и имени прилагательного.
Демонстрирует слайд с таблицей «Причастие как часть речи» (Слайд 6-7)
- Расскажите, опираясь на таблицу, что такое причастие. Демонстрирует признаки глагола и имени прилагательного у причастия.
Учитель предлагает провести мини-исследование:
Работа с текстом (в парах)
1. Исследование текста. 10 мин.
На столе у каждого распечатанный текст (см. Приложение).
Учащиеся работают с текстом, ищут слова, которые являются для них неизвестной частью речи. Выписывают их, задают к этим словам вопросы, находят слова, к которым они относятся, определяют синтаксическую роль в предложении. Формулируют определение причастия, проговаривают это определение.
-1-я группа: найти толкование «причастия» по толковому словарю С.И. Ожегова.
-2-я группа: узнать этимологию слова «причастие» по школьному этимологическому словарю.
Учитель контролирует выполнение работы.
Ответы учащихся:
1. Причастие - форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж)
2.ПРИЧАСТИЕ. Заимств. из ст.-сл. яз., где является словообразоват. калькой греч. metochē "причастие"
В ходе выполнения работы учитель предоставляет слово подготовленному ученику дополнить сведения о причастии, которые не были отмечены на уроке. Корректирует, вносит дополнения, вместе с учащимися делает вывод.
4. Какие признаки имени прилагательного имеет причастие?
Ученики отвечают на вопросы, демонстрируя первичное усвоение материала.
VΙ. Самостоятельная работа. 15 мин.
(Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет).
Работа в группах (Слайд 8):
1 группа самостоятельно работает с учебником: упр.76.
2 группа выполняет задания по карточке.
Задание: - образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;
- выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие.
Составьте предложение с каждым причастием.
3 группа (сильный ученик + слабый) работают с модулем «Употребление причастий в речи».
Учащиеся самостоятельно составляют пары предложений:
1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.
- Мы шли по тропинке, ведущей к избушке лесника, которая находилась поблизости.
2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. - В библиотеке сидят читатели, работающие с книгами и журналами.
3. На пороге дома я увидел кота, который вылизывал шерсть.- На пороге дома я увидел кота, вылизывающего шерсть.
Выполнение задания проверяется после завершения работы ответом одного из представителей групп.
VΙΙ. Включение в систему знаний и повторение 5 мин.
(Цель: обобщить, сделать выводы).
Закрепляя полученные знания, учащиеся пишут «Цифровой диктант», самостоятельно оценивают себя по ключу на слайде презентации (Слайды 9-10):
согласен-1, не согласен-0
1.причастие – самостоятельная часть речи;
2. причастие образовано от глагола;
3. причастие бывает сов. в. и несов. в.;
4.причастие изменяется по лицам;
5.в предложении является обстоятельством;
6. обозначает признак предмета по действию.
Ключ в «Цифровому диктанту»:
101001
6-5 верных ответов –«5»
4 верных– «4»
3 верных ответа - «3»
VΙΙΙ. Рефлексия (Слайд 11) 2мин.
(Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса)
Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их содействия, в карте эмоционального состояния оценивают свою работу на уроке (см. Приложение).
ΙΧ. Домашнее задание (Слайд 12) 1 мин.
Учитель предлагает для домашней работы дифференцированное задание: П.12-выучить правило, выполнить упр.77 из учебника русского языка или из учебника литературы для 7 класса выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия, определить их вид и время.
Ученики слушают и выбирают вариант выполнения домашнего задания
Используемая литература:
1. Русский язык.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.
2. Г.В. Цветкова. Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. Часть 2. ФГОС. – Волгоград: «Учитель», 2016 3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.-2-е изд. Перераб.- М.: ВАКО,2014 Интернет-ресурсы: http:// www.uroki.nethttp://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1https://claw.ru/book11/018.htm
Приложение 1
+ Т
Приложение2
ПРИЧАСТИЕ
Общее грамматическое значение
Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета по действию во времени, отвечает на вопросы какой? (что делающий? что сделавший?)
Морфологические признаки: 1) признаки прилагательного у причастия
изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым словом: летящий (м.р., ед.ч., им. п.)
самолёт прочитанными (мн. ч., тв. п.)
книгами страдательные причастия имеют полную и краткую формы: прочитанный – прочитан
2) признаки глагола у причастия
имеют вид того глагола, от которого они образованы:
Действительные причастия настоящего времени настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени
несовершенного вида переходные и непереходные
спряжение
несут
работают улыбаются
I
-ущ- (-ющ-)
несущий работающий улыбающийся
дышат
красят
II
-ащ- (-ящ-)
дышащий
красящий
Действительные причастия прошедшего времени
Неопределённая форма глагола
Суффиксы действительных причастий прошедшего времен
Действительные причастия прошедшего времени
строить засеять расколоться
-вш-
строивший засеявший расколовшийся
нести
-ш-
нёсший
Страдательные причастия настоящего времени
Глаголы
Суффиксы страдательных причастий наст. вр.
Страдательные причастия настоящего времени
переходные несовершенного вида наст. вр.
спряжение
читают ведут
I
-ем- (-ом-)
читаемый ведомый
гонят
II
-им-
гонимый
Страдательные причастия прошедшего времени
Глаголы переходные совершенного и несовершенного вида
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени
прочитать
читать
-нн-
прочитанный
читанный
увидеть
построить
решить
принести
-енн- (-ённ-)
увиденный
построенный
решённый
принесённый
понять сжать
-т-
понятый
сжатый
Таблица образования причастий
Глаголы
Причастия
Морфолог-ие признаки
Настоящего времени
Прошедшего времени
действительные
страдательные
действительные
страдательные
Сов. вида, переходные
-
-
+
+
Сов. вида, непереходные
-
-
+
-
Несов. вида, переходные
+
+
+
+
Несов. вида, непереходные
+
-
+
-
Приложение 3
Текст для исследования:
Величаво восседал Зевс на своём роскошном троне. В правой руке он держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. На голове Зевса сиял золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами.
Группа 2:
-образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;
- выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие.
Составьте предложение с каждым причастием.
Группа 3:
Составить пары предложений:
1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.
2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами.
3. На пороге дома я увидел кота, который вылизывал шерсть.
Приложение 4
Карточка эмоционального состояния
Дата __________________________
Заполните карточку значками:
Ο – да, Δ – нет, - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был (а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен
Особое мнение, впечатление:_______________________________________________________