kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Причастие как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастии; формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и при­частия к заданным словам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сбор тетрадей с домашним заданием (4 человека)

3. Чтение текста, записанного на доске

Школьная примета

Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.

Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.

Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что насту­пила осень.

(Ф. Нестеров)

— Какое настроение навевает текст?

Просмотр содержимого документа
««Причастие как часть речи»»

ТЕМА: Причастие как часть речи.

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастии; формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и при­частия к заданным словам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сбор тетрадей с домашним заданием (4 человека)

3. Чтение текста, записанного на доске

Школьная примета

Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.

Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.

Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что насту­пила осень.

(Ф. Нестеров)

— Какое настроение навевает текст?

— Какова тема текста?

— Найдите олицетворение?

— Объясните орфограммы в тексте.

4. Новая тема

— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?

— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился краси­вым?

— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка: Какой вариант вам кажется наиболее удачным? За­пишите более удачный вариант.

— Какой частью речи является слово пожелтели?

— Перечислите все морфологические признаки этого глагола.

— Что обозначает глагол?

— Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?

— Каково её значение?

— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтев­шие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?

— От какого слова образовано пожелтевшие?

— На какой вопрос оно отвечает?

— Попробуйте сами определить, что оно обозначает? Запись в тетрадях

— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— вре­менный?

— Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожел-те, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).

— Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели и по­желтевшие! (прошедшее время)

— Что же называется причастием? Сделаем вывод.

ПОЖЕЛТЕВШИЕ М— от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ

причастие глагол Чтение параграфа на стр. 25.

— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обос­нуйте своё мнение.

5.Закрепление

Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики за­писывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.

Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.

Задание 2. Игра.

Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.

Например: снег.

чистый белеющий свежий сверкающий глубокий липнущий

рыхлый сыплющий

Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выбе­рите предложения с причастиями.

1. По небу катится тонким колесом позолоченный месяц. 2. Солнце позоло­тило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного челока. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разрос­шимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

— Определите время причастий.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся

— Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте уст­но одно словосочетание, что вы заметили?

6. Выводы по уроку

— Что называется причастием?

— Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?

— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?

Запись в тетради

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ признак предмета

ПРИЧАСТИЕ признак действия

ГЛАГОЛ действие предмета

7. Домашнее задание

Выучить правило, упр. 53




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Причастие как часть речи»

Автор: Кулизанова Патимат Алиевна

Дата: 12.03.2021

Номер свидетельства: 575302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок по теме "Причастие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "230299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073813"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Причастие как часть речи "
    ["seo_title"] => string(28) "prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "125799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415046850"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологии Критического мышления .Урок русского языка в 7 классе  "Понятие о причастии как части речи". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-poniatiie-o-prichastii-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430760844"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок русского языка в  7 классе « Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-prichastiie-kak-chast-riechi-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225473"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка теста по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429161013"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства