Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Цель урока: познакомить учащихся с причастием, его морфологическими признаками, употреблением в речи.
Задача урока: научить учащихся выделять причастие среди други частей речи.
Оборудование урока: таблица "Причастие как часть речи».
1.Проверка домашнего задания.
2.Объяснение нового материала
. Разбор предложения. Истинный патриот счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в её светлое будущее. - Почему человек должен быть сопричастным к судьбе своей страны? Действительно ли таких людей можно назвать счастливыми? (Обычно основной смысл ответов учащихся сводится к утверждению о том, что невозможно быть счастливым, если все вокруг несчастны, а значит, нужно стараться сделать жизнь своей страны лучше)
Я думаю, человеческое счастье не может быть настоящим без двух составляющих. Долг и причастность. Почему? (после небольшой паузы, позволяющей детям подумать над заданным вопросом) Попробую ответить вам небольшой притчей В.А Сухомлинского. Краткий пересказ учителем притчи «Каждый человек должен» Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря — отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке — для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает: — Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам? — Ночью тоже ведет поезд машинист. — Как? — удивляется Петрик. — Неужели он ночью не спит? — Не спит, сынок. — Мы спим, а он не спит? Целую ночь? — еще больше удивляется Петрик. — Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы. — Но как же это так? — не может понять Петрик. — Ведь спать-то ему хочется? — Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек — должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью. — И я должен? — спрашивает Петрик. — И ты должен. — Что же я должен? — Быть человеком, — ответила мама. — Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю. Петрик долго не мог уснуть. Итак, каждый человек должен, в том числе быть причастным судьбе своей страны. Почему?(пауза) Наверное, по очень простой причине. Потому что мы носим гордое имя Человек. -С «долгом» всё более или менее понятно. А что означают слова «причастный», «причастие»?
По толковому словарю Ефремовой находим интересующее нас лексическое значение слова «причастный» (Участвующий в чем-л., имеющий непосредственное отношение, касательство к кому-л., чему-л.) - У слова есть несколько значений. Например, «имеющий отношение к причастию, имеющий в своём составе причастие». Так называется новая часть речи, с которой мы познакомимся сегодня. 5. Запись и пояснение темы «Причастие как часть речи»
Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу). Вспомните, при синтаксическом разборе вы были готовы назвать причастие «нерушимый» прилагательным. Теперь мы можем записать часть речи правильно - причастие. Определим основные признаки данной части речи. Приступим к «выведению» опорного конспекта.
Запись на доске, сравните слова:
жёлтый ( лист)- желтеет (лист) - желтеющий (лист)
-каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных
слов? (По лексическому значению - значение цвета; по
грамматическому жёлтый - признак предмета, желтеет - действие
предмета, желтеющий - признак предмета).
- Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным?
1) Жёлтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак;
желтеющий лист - тот, который сейчас желтеет, находится в
процессе действия, т.е. это признак непостоянный, признак по
действию, которое совершает предмет или которое совершается
с предметом.
Вывод: это не прилагательное, это причастие.
2) Слово жёлтый непроизводное, оно не образовано от глагола.
Слово желтеющий образовано от глагола желтеть. Это
причастие.
3. Запись предложений с заданием произвести синтаксический разбор.
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. ( М. Лермонтов)
2) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на
холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз.
-Какими частями речи являются однокоренные слова?
- Какие ещё причастия есть в записанных предложениях?
Как вы их узнали?
Ночующий (обоз) - от глагола ночевать, который ночует, признак
непостоянный, вопрос к а к о й?, изменяется по родам, числам, падежам.
спалённой (жнивы) - от глагола спалить, которую спалили, признак непостоянный; вопрос к а к о й?, изменяется по родам, числам, падежам.
4. Чем отличаются данные причастия?
несов. в., наст. вр. сов. в., пр. вр.
белеющих (берёз)спалённой (жнивы)
Следовательно, причастие имеет признаки глагола: вид, время, наличиезависимого слова(в степи ) ночующий (обоз).
- Каким членом предложения могут быть причастия?
Вывод: причастие в предложении обычно бывает определением.
5. Тренировочные работы.
1.Выборочный диктант.
Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг. Комары, надоевшие за ночь, куда-то исчезли. Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку.