kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастие как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

учащиеся 7 класса впервые знакомятся с причастием как частью речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»

ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цель урока: познакомить учащихся с причастием, его морфологическими признаками, употреблением в речи.

 Задача урока: научить учащихся выделять причастие среди други частей речи.

 Оборудование урока: таблица "Причастие как часть речи».

    1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала

. Разбор предложения.
Истинный патриот счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в её светлое будущее.
- Почему человек должен быть сопричастным к судьбе своей страны? Действительно ли таких людей можно назвать счастливыми?
(Обычно основной смысл ответов учащихся сводится к утверждению о том, что невозможно быть счастливым, если все вокруг несчастны, а значит, нужно стараться сделать жизнь своей страны лучше)

Я думаю, человеческое счастье не может быть настоящим без двух составляющих. Долг и причастность. Почему? (после небольшой паузы, позволяющей детям подумать над заданным вопросом) Попробую ответить вам небольшой притчей В.А Сухомлинского.
Краткий пересказ учителем притчи «Каждый человек должен»
Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря — отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке — для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
— Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?
— Ночью тоже ведет поезд машинист.
— Как? — удивляется Петрик. — Неужели он ночью не спит?
— Не спит, сынок.
— Мы спим, а он не спит? Целую ночь? — еще больше удивляется Петрик.
— Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
— Но как же это так? — не может понять Петрик. — Ведь спать-то ему хочется?
— Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек — должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.
— И я должен? — спрашивает Петрик.
— И ты должен.
— Что же я должен?
— Быть человеком, — ответила мама. — Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.
Петрик долго не мог уснуть.
Итак, каждый человек должен, в том числе быть причастным судьбе своей страны. Почему?(пауза) Наверное, по очень простой причине. Потому что мы носим гордое имя Человек.
-С «долгом» всё более или менее понятно. А что означают слова «причастный», «причастие»?

По толковому словарю Ефремовой находим интересующее нас лексическое значение слова «причастный» (Участвующий в чем-л., имеющий непосредственное отношение, касательство к кому-л., чему-л.)
- У слова есть несколько значений. Например, «имеющий отношение к причастию, имеющий в своём составе причастие». Так называется новая часть речи, с которой мы познакомимся сегодня.
5. Запись и пояснение темы «Причастие как часть речи»

Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу). Вспомните, при синтаксическом разборе вы были готовы назвать причастие «нерушимый» прилагательным. Теперь мы можем записать часть речи правильно - причастие. Определим основные признаки данной части речи. Приступим к «выведению» опорного конспекта.

  Запись на доске, сравните слова: 

           жёлтый ( лист)- желтеет (лист) - желтеющий (лист)

           -каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных

            слов? (По лексическому значению - значение цвета; по            

            грамматическому жёлтый - признак предмета, желтеет - действие

            предмета, желтеющий - признак предмета).

           - Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным?

          1) Жёлтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак;

               желтеющий лист - тот, который сейчас желтеет, находится в

               процессе действия, т.е. это признак непостоянный, признак по 

               действию, которое совершает предмет или которое совершается

               с предметом.

               Вывод: это не прилагательное, это причастие.

            2) Слово жёлтый непроизводное, оно не образовано от глагола. 

                Слово желтеющий образовано от глагола желтеть. Это 

                причастие.

    3. Запись предложений с заданием произвести синтаксический разбор.

             1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. ( М. Лермонтов)

              2) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на 

                  холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 

              -Какими частями речи являются однокоренные слова?

              - Какие ещё причастия есть в записанных предложениях?

                 Как вы их узнали?

              Ночующий (обоз) - от глагола ночевать, который ночует, признак

     непостоянный, вопрос к а к о й?, изменяется по родам, числам, падежам.

            спалённой (жнивы) - от глагола спалить, которую спалили,      признак непостоянный; вопрос к а к о й?, изменяется по родам, числам, падежам.

    4. Чем отличаются данные причастия?

        несов. в., наст. вр.                              сов. в., пр. вр.

        белеющих (берёз)                              спалённой (жнивы)

  Следовательно, причастие имеет признаки глагола: вид, время, наличие  зависимого слова  (в степи ) ночующий (обоз).

                - Каким членом предложения могут быть причастия?

        Вывод: причастие в предложении обычно бывает определением.

     5. Тренировочные работы.

                   1.Выборочный диктант.

          Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто  сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг. Комары, надоевшие за ночь, куда-то исчезли. Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку.

                 - Назовите причастия, определите их вид и время.

                   2. Из группы слов вычеркните лишнее.

                    1) Смеющийся, смеявшийся, смеясь, рассмеявшиеся.

                    2)Рассчитывавший, готовящийся, бушующий, величайший.

                    3) Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный.

       6. Тестирование.

       1. Укажите причастие.

        1 вариант                                             2вариант

            1) синий                                           1) зеленоватый   

        2) синеет                                          2) зеленеет

        3) синеющий                                     3) зелёный

        4) синеватый                                     4) зеленеющий

        5) синея                                           5) зеленея

        2.Укажите словосочетание " Причастие +существительное"

         1) бушующее море                              1) летящий самолёт

         2) сидящие на дереве                          2) спускающийся к берегу

         3) зеркальная поверхность                   3) удивительный дом

         4) выполнивший задание                      4) удивляющийся всему

       7. Найдите в предложении причастие.

  Мы шли узенькой тропинкой, ведущей прямо к речке.

   - Итак, что вы узнали о причастии?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Причастие как часть речи

Автор: Ушакова Надежда Юрьевна

Дата: 19.02.2020

Номер свидетельства: 540286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок по теме "Причастие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "230299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073813"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Причастие как часть речи "
    ["seo_title"] => string(28) "prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "125799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415046850"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологии Критического мышления .Урок русского языка в 7 классе  "Понятие о причастии как части речи". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-poniatiie-o-prichastii-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430760844"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок русского языка в  7 классе « Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-prichastiie-kak-chast-riechi-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225473"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка теста по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429161013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства