Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»
Технологическая карта урока русского языка «Причастие как часть речи»
Класс
7Б
Тип урока:
«Открытие» новых знаний.
Реализуемая программа
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2010 (Стандарты второго поколения)
УМК
Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014
Цель деятельности педагога
Познакомить с грамматическими признаками причастия; способствовать формированию умения различать причастия и прилагательное
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастия.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, парная, проектная
Образовательные ресурсы
Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. ЧастьI /составительГ.В. Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2015
Оборудование
Карточки, песочные часы, мяч
Основные понятия
Морфология, части речи, причастие.
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Универсальные учебные действия
1.Оргмомент-2 мин.
Приветствие. Позитивный настрой на работуРебята, я вас приветствую в этот не по осеннему теплый день и я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным.
2. Актуализация и в учебное действие. 7мин.
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
- Ребята, у нас сегодня урок открытия новых знаний. Что мы должны сделать, прежде чем открывать новые знания?
(Повторить изученный материал)
- Сегодня вы вошли в класс и сели погруппам.По какому признаку вы объединились в группы?
- Вторая группа, подготовьте ,морфологические признаки глагола.
-Оформите свои сообщения на ватмане и приготовьтесь к защите
-Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки именно этих частей речи? (Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части речи, о которой мы будем с вами говорить) Выскажете свое предположение (гипотезу) .
У меня сегодня есть помощник. Держу в руках мяч.
- Ребята, опишите мяч.
-С помощью какой части речи вы описали мяч ?
Создаю проблемную ситуацию: подкидываю мяч вверх и т.д.
- попробуйте описать сейчас мяч
- можете ли вы определить часть речи записанных слов?
-как вы думаете, с какой целью мы вспоминали признаки именно прилагательных и глаголов? (Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части речи, о которой мы будем с вами говорить)
.
Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Делают записи на ватмане ,вешают на доску
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению (Л)
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Ищут и выделяют необходимую информацию, выдвигают гипотезы и обосновывают их; ставят и формулируют проблемы (П)
Аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают мнения других, оформляют свои мысли в устной форме (К)
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения-2мин
Раскрытие новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
-В связи с этим определите, какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? (-Узнать новую часть речи, ее морфологические признаки. ( Познакомиться ….Научиться….) Запищите это в маршрутный лист.
А как мы будем это делать? Как, с помощью чего будем достигать поставленные цели? ( Работа с учебником, объяснение учителя, работа в парах)
.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Фронтальная
Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться»; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К)
4. Изучение нового материала 13мин.
Раскрытие новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися
-Для достижения поставленных нами целей я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король. Однажды собрал он на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились незнакомые гости. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком. Ребята, а вам знаком этот суффикс? Какой части речи из тех, что прибыли во дворец, он принадлежит?
(Суффикс –енн- принадлежит прилагательному.)
Яна: Стали просить гости у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они подбежали к незнакомцам и сказали: «Мы подарим вам самое дорогое, что у нас есть – основу, и вы будете частицей нашего сердца». И добрый волшебник Прилагательное тоже захотел помочь несчастным и подарил им окончания.
На доске –суффиксы причастий.
1мин. Выучите их.
Запишите по памяти. (взаимопроверка)
- Образуйте новые слова с помощью этих суффиксов: Делать - делающий
Любить любящий
Читать читавший
Везти везший
Озарять озаряемые
Гнать гонимый
Прочитать прочитанный
Увидеть увиденная
Брить бритый
Получилась самостоятельная часть речи. И назвали её причастием.
Итак, запишем тему нашего урока «Причастие как часть речи.
Посмотрите на эпиграф к уроку, поможет ли вам это высказывание в изучении новой темы : Часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.
В.И. Даль
Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Фронтальная, групповая
Осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. (К)
Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления (Р)
Выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делаю обобщения, выводы (П)
Откройте учебник и прочитайте правило на стр.33 вслух (прожужжите) .
Работа в парах.1.Повернитесь друг к другу и перескажите правило вслух .
5. Формирование и применение новых знаний и умений 10мин
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Выполняют задание с последующим комментированием, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Фронтальная, индивидуальная
Имеют желание осваивать новые виды деятельности (Л)
Приобретают умения использовать полученные знания и умения (П)
Оценивают свою работу (Р)
2 Группа
Глагол
любит
1. Действие предмета
2. Время (наст.)
3. Вид (несов.)
4. Возвратность (невозв.)
5. Зависимые слова (любит кого?)
Причастие
любящий
1. Признак предмета по действию
2. Время (наст.)
3. Вид (несов.)
4. Возвратность (невозв.)
5. Зависимые слова (любящий кого?)
-Что общего у этих частей речи?(Вывод делают в паре)
-В группе составьте опорный конспект полученных знаний
О причастии.
Защита. Анализ
6.Систематизация знаний -4мин
Подумайте и скажите ,как выбудете находить причастия в тексте?( С помощью суффиксов)
1.Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам
нужно запомнить все суффиксы, а затем записать их в тетрадь. (Взаимопроверка)
2. Посмотрите, все ли слова –причастия?1) лаявшая собака 2) волнистые волосы 3) крикливый ребёнок 4) дремлющий ребёнок 5) старший брат 6) растаявший снег 7) построенный дом 8) дремучий лес 9) плывущие облака 10) пожелтевший лист ( Взаимопроверка)
Оценивают работы одноклассников
Групповая
Приобретают умения использовать полученные знания и умения (П)
Оценивают свою работу (Р)
VI. Рефлексия 5 мин
1.Заполните маршрутный лист (Цели) Что получилось?
С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?
Что мы о ней узнали?
Давайте выразим это в форме синквейна.
Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Индивидуальная, групповая
Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность (П)
Оценивают свою работу (Р)
Строят небольшие монологические высказывания (К)
VII. Домашнее задание 2мин
Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей
Предлагаю выполнить по выбору:
1. Лингвистическая сказка «Причастие».
Кто попробует написать сказку?
2.Из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» выписать 10-12 причастий, выделить суффиксы. Составить 2 простых предложения , подчеркнуть в них причастие как часть речи.
3.Упр.75
- СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!
Выполняют запись домашнего задания в дневниках. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки.
Причастия _____________ образуются от глаголов __________, …
Задание участникам №2
Выпишите из предложения словосочетание существительное с причастием. Определите род, число, падеж существительного . От какой части речи зависит причастие? Как определить род, число и падеж причастия?
Поющий соловей вызывает восторг.
Нередко в лесу можно увидеть цветущие растения
Эталон. Причастия изменяются__________________________, зависят от ________________________________
Задание участникам №3
Образуйте от данных глаголов причастия и поставьте их в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. Все ли временные формы удалось образовать?
Читать ___________________________
Дремать _________________________________
Засеять _________________________________-
Эталон: Причастия могут быть в ______________________ времени. Форму ________________________образовать нельзя.
Задание участникам №4
Выполните синтаксический разбор предложения. Каким членом предложения является причастие? Какая форма причастия употреблена во втором предложении?
Разрушенный корабль долго сопротивлялся стихии.
Дверь открыта.
Эталон: Причастие в предложении может быть _______________________________________________________________
Приложение № 3
Грамматическая сказка о Причастии
Можно сказать, что Причастия – дети двух родителей- Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастия, как и любой ребёнок, унаследовали от своих родителей. Отец- глава семейства, поэтому причастие- это форма глагола, да ещё со значением признака по действию.От отца же Причастие переняло возможность изменяться во времени (настоящем или прошедшем), быть действию в совершенном или несовершенном виде, переходным или непереходным, да ещё возвратность. «Так много признаков!»- возмутились другие части речи. Ещё бы! Он глава королевской семьи.
А вот королева-мать Прилагательное вечно глядит в зеркало с вопросом: «Какая я?». Поэтому Причастие унаследовало от матери вопросы:какой? какая? Какое? Какие? А значит вместе с этими вопросами возможность изменяться по родам, числам, падежам.
В принцах и принцессах Причастиях проступают черты родителей Глагола и Прилагательного. И всё же, как и любой ребёнок, они не копия своих родителей, они другие, ведь в них сочетаются признаки обоих родителей. Поэтому их и назвали Причастиями.
Задание. Выделить признаки глагола и прилагательного у причастия в кластере. Закончить кластер.