2. Мотивация | Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». И.А. Бунин очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений: Ты видишь – я твоей красы не позабыл И, сердцем чист, твой мир благословляю, Обетованному, отеческому краю Я принесу остаток гордых сил. Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции. Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ. | Активное слушание, формулирование темы урока. Запись даты, темы урока. |
5. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий. 1) Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду. 2) А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы. 3) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок. 4) И небеса, и без границы в них уходящ.е поля. 5) Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем. 6) Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее. 7) А лес стоит в оцепененье, Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой. 8) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож.(н,нн)ый тишиной. Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый. Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания (запятые не расставлены). Объяснить написание причастий. Составить схемы предложений. 1) Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце. 2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом. 3) Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты. 4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой. 5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад. Задание 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями». Цифровой диктант. 1) Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом. 2) Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг. 3) Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни. 4) Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга. 5) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными. 6) В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы. 7) Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них. Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом». Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов. Задание 4 «Картинная галерея». Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них. 1) Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль. 2) Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури. 3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле. 4) Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. 5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им. 6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо. 7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз. Задание 5 «Проба пера». А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Высоко полный месяц стоит В небесах над туманной землёй, Бледным светом леса серебрит, Напоённые белою мглой. Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду. Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой. На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба. | Учащиеся выполняют предложенные задания, объясняют лексическое значение слов, проверяют выполнение заданий (учащиеся по цепочке выразительно читают предложения, объясняют правописание слов, постановку знаков препинания, остальные учащиеся проверяют и вносят исправления в тетради), заполняют таблицу: Учащиеся соотносят поэтические строчки И.А. Бунина и пейзажи русских художников: 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень». Учащиеся делают вывод о роли причастий в художественном тексте. Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты, используя собранные материалы, полученный текст сравнивают с оригиналом. |