Просмотр содержимого документа
«Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»
ТЕМА. Прямая речь (углубленное повторение). Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
ЦЕЛЬ. Создание условий
для формирования языковых компетенций: углубленное повторение изученного о предложениях с прямой речью, закрепление пунктуационных навыков;
для формирования учебно-познавательных компетенций;
для овладения навыками самообразования и самооценки;
для формирования ценностных ориентаций личности: нравственности, духовности, ответственности, искренности.
Ход урока
Надо быть ясным умственно,
чистым нравственно,
опрятным физически.
Чехов А. П.
1. Мобилизующий этап. Приветствие учащихся. Обращаемся к эпиграфу. Назвать ключевые слова.
Какие мысли и чувства вызвали строки?
Какие строчки эпиграфа отражают тему урока?
2. Вводно-мотивационный этап.
Проверка домашней работы. В упражнении необходимо было перестроить высказывания о нравственности в предложения с прямой речью, подобрать другие высказывания. Объяснить, как понимают.
Выход на тему урока и постановка целей урока, адаптированных к учащимся (цели на слайде). Слова Чехова А. П. записать как предложение с прямой речью.
3. Этап операционно-познавательной деятельности.
Усвоение новых знаний и способов действий.
На слайде предложение: Нравственность учит не тому, как стать счастливым, тому, как стать достойным счастья. И. Кант.
Задание: записать высказывание как предложение с прямой речью. Поставить слова автора в начале, в середине и в конце предложений. Составить схемы.
На слайде схемы предложений с прямой речью.
Определить, что нового увидели в схемах. Объяснить.
Проверка усвоения полученных знаний.
Работа по учебнику.
Упр. 306 выполняем по парам устно. Затем выписать глаголы, вводящие в прямую речь. Определить их грамматическое значение.
Составить предложения с прямой речью, желательно по теме нравственности.
Найти ошибки в постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Записать исправленные варианты.
Генрих Гейне утверждал: «Нравственность – это разум сердца.»
«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» - говорил Конфуций.
«Большая душа, считал Ромен Ролан - никогда не бывает одинокой».
На двух слайдах стихотворение Роберта Рождественского « Разговор со случайным знакомым».
На первом слайде отрывок без тире.
Смотри, как дышит эта ночь.
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...
Чо?
Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой воде...
Где?
Он полночью поклялся ей, он взял в свидетели луну!..
Ну?!
Они сейчас уйдут в песок, туда, где не видать ни зги...
Гы!..
И, ощутив побег реки, в беспамятстве забьётся ёрш!..
Врёшь!..
Определяем вид прямой речи (диалог). Вспоминаем знаки препинания при диалогах.
Открываем второй слайд, читаем.
— Да нет, я говорю тебе,
что столько тайн хранит земля,
берёзы, ивы и ольха...
— Ха!..
— А сколько музыки в степях,
в предутреннем дрожанье рос...
— Брось!
— Да погоди!
Почувствуй ночь,
крадущийся полёт совы,
сопенье
медленных лосих...
— Псих!..
— Послушай,
разве можно так:
прожить –
и не узнать весны,
прожить –
и не понять снега...
— Ага!
Почему два человека не поняли друг друга.
Читаем по учебнику правило.
Первую часть стихотворения записываем в строчку.
Определить вид предложений в стихотворении и объяснить постановку запятых.
Запись под диктовку:
Неповторим мгновений чудный свет,
И мир прекрасен в повороте новом.
Еще есть время в нем оставить след
Деяньем смелым, помыслом и словом.
Объяснить знаки препинания, орфограммы.
Определить вид предложений.
Сделать морфологический разбор частей речи по выбору.
Объяснит смысл стихотворения.
4. Этап информации о домашнем задании.
Упражнение 314.
Составить диалог на тему «Что есть духовная красота человека»
5. Этап оценки и самооценки. Знаковый ответ.
На экране будет появляться вопрос.
Каждый проверяет сам себя.
В тетрадях против номера вопроса ставим определенный знак.
Знаки: «+» - знаю; «-« - не знаю; «?» - не все понял(а); «п» - не могу подобрать примеры; «т»- затрудняюсь в теории.
6. Этап рефлексии.
Три человека несут по камню.
Один говорит: «Я несу это проклятый камень». Второй: «Я его обменяю на хлеб». Третий: «А я строю храм». Чем был для вас урок? Тяжелой работой? Средством зарекомендовать себя с лучшей стороны? Или вы закладывали кирпичик в Храм своей познавательной деятельности?