Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне
Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне
Работа расчитана для учеников начальных классов. Нам всегда хочется, чтобы наши ученики блистали знаниями, эрудицией. Правда, не всегда всё получается. И главное - не понимаешь, почему даже сильные ученики "спотыкаются". Стараешься использовать разные варианты объяснения этому. Может быть, разнообразные вопросы помогут хотя бы ещё раз повторить изученное. В этой работе дети работают в группе, в паре, где обмениваются и получают новые знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне»
Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне
Цели урока
Учебные: совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2008.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?
Запись на доске:
Урок:
интересный
познавательный
плодотворный
развивающий
- Поясните каждое понятие.
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
Запись на доске:
Ученики:
активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные
дружные
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.
II. Чистописание
- Начнем мы, как обычно с минутки чистописания.
- Каждая группа получает задание, придумать росчерк с буквосочетаниями, которые у вас на столе. (сс, лл, нн, бб)
- Если возникнут затруднения, на обратной стороне карточки есть образец, можете им воспользоваться.
- С какими буквосочетаниями вы написали росчерк? Покажите карточки друг другу.
- Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли эти буквосочетания - сс, лл, нн, бб? (удвоенная согласная в слове)
На доске: нн, кк, сс, жж, мм, пп, рр, лл, бб
III. Целеполагание
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
На доске: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне
С двойной согласной непременно пишем мы слова:
антенна, килограмм и грамм, и тонна,
пассажир, шоссе, колонна,
ссора, теннис и программа,
группа, касса, телеграмма,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
- Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения писать слова с удвоенными согласными буквами в корне. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
- Вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.
IV. Актуализация знаний (общеклассная дискуссия)
- Для начала давайте вспомним все, что вы знаете по теме урока. Обсудите в группе вопросы, данные на карточках, в конце работы проконтролируйте себя по учебнику. Страницы учебника указаны внизу на карточке.
(Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы)
Зеленый кружок - я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!
Желтый кружок - на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный кружок - задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
№ п/п
Вопросы
Самоконтроль
Оценка группы
1
Какие из этих буквосочетаний являются удвоенными согласными?
Можно ли проверить написание удвоенной буквы в корне слова?
4
Как переносятся слова с удвоенной согласной? Запишите два слова
5
Запишите два слова с удвоенной согласной, которые нельзя перенести
6
Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова? Почему?
7
Запишите словарные слова с удвоенной согласной в корне слова
8
Напишите одно слово, чтобы в нем было буквосочетание удвоенная согласная в корне слова, которое вы писали на чистописании. Сколько в этом слове букв, звуков?
V. Творческая работа
1. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
- А сейчас, творческое задание. Заменить словосочетание одним словом.
1 группа
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
Прибор, техническое устройство.
Большое желание есть.
Ремни, верёвки для управления лошадью.
Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.
Дорога с твёрдым покрытием.
Состояние взаимной вражды.
Группа лиц со специальными полномочиями.
Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.
Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
- А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Раскройте скобки и напишите получившиеся слова.
1 группа
Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Я вст(о,а)ю и вых(о,а)жу (на)те(рр,р)а(сс,с)у. Гл(е,и,я)жу сквоз(ь) (о,а)ко(н,нн)ое ст(я,и,е)кло (в)тума(н,нн)ую дал(ь).
2 группа
Веет(я,и,е)р к(о,а)ч(а,я)ет в(е,я,и)рху(ш,ж)ки д(я,и,е)рев(ь)ев. Я з(о,а)ву (с)собой с(а,о)баку (С,с)трелку и иду (в)с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Со(н,нн)ая (С,с)трелка б(и,я,е)ж(ы,и)т (за)мной.
3 группа
Мы бр(я,и,е)дём (по)дли(нн,н)ой (о,а)(лл,л)ее. В(а,о)кру(к,г) гру(п,пп)ами растут кусты ш(ы,и)повника и м(о,а)(жж,ж)(и,е)(вв,в)ел(ь)ника. Почву п(а,о)крывает яркая шуршащ(а,я)я ма(сс,с)а.
4 группа
Уже то(н,нн)ы лист(ь)ев (а,о)бл(и,е)тели (с)д(и,я,е)рев(ь)ев. А вон на(ж,ш) сосе(т,д) пр(а,о)(фф,ф)е(сс,с)(а,о)р (Г,г)е(н,нн)а(дд,д)ий (К,к)и(рр,р)и(л,лл)ович б(и,е)ж(ы,и)т (по)а(л,лл)ее. Он любит утр(и,е)(нн,н)ие кро(с,сс)ы.
- Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов.
- Давайте еще раз прочитаем, свяжем все части и посмотрим, что у нас получилось.
- Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете? (Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.)
- Как можно озаглавить текст?
Осеннее утро.
Раннее осеннее утро. Уже рассвело. Я встаю и выхожу на террасу. Гляжу сквозь оконное стекло в туманную даль. Ветер качает верхушки деревьев. Я зову с собой собаку Стрелку и иду в сосновую рощу. Сонная Стрелка бежит за мной. Мы бредём по длинной аллее. Вокруг группами растут кусты шиповника и можжевельника. Почву покрывает яркая шуршащая масса. Уже тонны листьев облетели с деревьев. А вон наш сосед профессор Геннадий Кириллович бежит по аллее. Он любит утренние кроссы.
VI. Итог урока
- Что было трудным на уроке?
- А что интересным?
- Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, нарисуйте зеленый кружок. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - желтый кружок. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - красный.
№ п/п
Вопросы
Самоконтроль
Оценка учителя
1
Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове
2
Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной
3
Знаю словарные слова с удвоенной согласной в корне слова
4
В группе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям
5
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы
- Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?
- Спасибо за интересную совместную работу. Результат работы каждой группы привел к успеху весь класс. Молодцы!