Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обобщать полученную информацию;
Давать оценку своим действиями, оценивать результат;
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение: работать по предложенному плану учителем, проговаривать последовательность действий на уроке;
Формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию;
Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Коммуникативные
Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
Сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат;
Слушать мнение других, адекватно использовать речевые средства для ведения дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
Умение: находить в тексте слова с безударными гласными;
Подбирать проверочные слова, используя правила проверки.
Оборудование: рабочая тетрадь, карточки, компьютер, интерактивная доска, веер с буквами, репродукция картины А. Пластова «Первый снег», снежинки с безударными гласными, фото снегиря и клеста
I Организационный момент.
-Повторим главное правило урока.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II Самоопределение.
Ребята, как вы думаете, почему к нам в гости прилетели снежинки именно с этими буквами?
(на доске снежинки с буквами: и, е, а, о, я)
- Потому что эти гласные надо проверять, если они безударные.
-Вот беда выпал первый снег, а лоси в воздухе, надо помочь им спуститься на землю. Распределите слова в нужную корзину. (электронное приложение к учебнику)
-Молодцы, предположите, какая тема у нас сегодня на уроке. Чему будем учиться?
(упражняться в написании безударных гласных в корне слова)
III Орфографическая минутка.
1.Тренажер интерактивный
Дети веерами показывают пропущенную букву. Учитель проверяет. Ученики называют проверочное слово.
2. Словарная работа.
Вместе со снежинками к нам прилетело словарное слово.
Угадайте его. Загадка.
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
Вспомните это птицы перелётные или качующие?
Запись слова в словарик. Как легко запомнить написание слова? (снег)
А это однокоренные слова или нет? Почему?
IV Работа по развитию речи
-Наши гласные-снежинки хотят, чтобы мы увидели снег. Закройте глаза.
-Откройте глаза. Посмотрите на картину. Какое настроение она вызвала? ( (Приятное настроение. Радостное чувство.)
-А что вызывает эту радость?
Первый снег.
На доске репродукция картины А. Пластова «Первый снег»
(Подготовленный ученик рассказывает о картине.)
На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним – береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.
(Далее рассказ учителя)
Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо – и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.
- Что делают девочка и мальчик?
-Наспех одетые девочка и мальчик выбежали на крыльцо деревенской избы. Они любуются первым, ослепительно белым, пушистым снегом.
-Хочется вам встать рядом с восторженными детьми на крыльцо и протянуть руки к падающим хлопьям снега?
- Да, очень.
-Снежинки-буквы объединились в слоги, слоги в слова и прилетели к вам на парту ленточкой-заданием. (работа в парах)
-Вам надо разбить сплошной текст на предложения, чтобы получился связанный рассказ.
(Дети делят текст на предложения, проверка фронтальная)
Одна пара читают по - очереди предложения.
- Кто согласен с этой парой?
Наступила зима. Лег на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый. Дети рады зиме.
- Подходит этот текст к картине?
-Да.
-Почему? Выслушиваются ответы детей.
-Почему некоторые слова выделины?
- Потому что есть орфограмма безударный гласный в корне слова.
V Физкультминутка.
(Мелодия Вивальди «Зима»)
-Представьте, что в нашем кабинете пошел снег. Встаньте, улыбнитесь, друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь…
- Спасибо, садитесь.
VI Закрепление пройденного.
1) работа по учебнику
Стр. 102 Упр. 159
- Прочитайте предложения и найдите только то, которое подходит к зимней теме.
Клесты выводят птенцов зимой.
(картинка клеста)
- Запишите в тетрадь. Назовите слова, где надо проверить безударный гласный. Подберите проверочное слово (устно)
- Снежинки довольны вами ребята! Они решили предложить еще одно задание. Ваша задача правильно вставить буквы.
-Что надо знать и помнить, чтобы правильно написать безударные гласные?
-Чтобы правильно писать слова с безударными гласными, надо подбирать проверочные слова, в которых интересующая нас гласная стоит под ударением.
З.ма сп.шит хл.почет,
Укутала в сн.га
Все кочки и п.нечки,
Скамейки и ст.га.
-Напишите текст, красиво, правильно. Пусть ваше письмо будет таким же чистым, как первый снег.
Проверка: текст на доске 1 ученик вписывает буквы, все дети проверяют.
Оцените себя: Кто выполнил без ошибок !
1-2 ошибки +
3 и больше –
VII Рефлексия
Кто доволен своей работой на уроке?
Кто считает, что ему ещё надо поработать над изучаемой темой?
VIII Итог урока.
- Над какой орфограммой мы работали на уроке? Удалось выполнить задачи урока?
- Дома выполните упражнение похожее на то, что делали в классе, вставите безударные гласные.