Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака в именах числительных»
Средняя школа №4 г. Кандыагаш.
Подготовила: учитель русского языка
М. К. Жуманбетова.
г. Кандыагаш, 25 ноября 2015 год.
Тема: Правописание мягкого знака в именах числительных.
Цель: 1. Создать условия для усвоения правильного написание мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.
2. Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов.
3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
4. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
5. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных.
2. Создать алгоритм доказательства его написания;
3. тренировать полученные умения;
4. развивать творческие способности через моделирование правила.
5. Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.
6. Развитие орфографической зоркости.
7. Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою
мысль согласно грамматическим нормам речи.
8. воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно.
9. Воспитывать трудолюбие, стремление узнавать что-то новое ежедневно.
10. Учить давать оценку своей деятельности и деятельности своего товарища.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, цветные карандаши, книга «Математика», «Дүниетану», «Қазақ тілі», чистые листы формата А3, «планшеты» для оценивая своей работы, проектор, ноутбук, экран, презентация по теме урока, раздаточный материал (тексты, карточки с именами числительными), колокольчик.
Планируемые результаты:
Развитиепозитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.
Способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка).
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
1.Подготовительный этап урока: обучающихся заранее разделили на группы по 8 человек, детям было предложено выбрать капитана.
2. Организационный момент (Эмоциональный настрой).
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Только вместе, только дружно
Получить «пятёрки» нужно.
3. Мотивация к учебной деятельности.
- Для чего мы приходим на урок?
(Чтобы получать знания.)
- Зачем нам нужны знания?
(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)
- Как нужно работать, чтобы получить твердые и полезные знания?
(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)
-А теперь я попрошу вас назвать вежливые слова, которые мы с вами прошли на прошлом уроке и тем самым передайте свое хорошее настроение окружающим.
-Здравствуйте!
-Доброе утро!
-Приветствуем Вас! и т.д.
4. Самоопределение к учебной деятельности (Целеполагание.).
- У каждого урока есть своя тема. На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой частью речи?
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Который? Первый, иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь я … числительным.
- А тему сегодняшнего урока мы сейчас попробуем угадать.
- Посмотрите на слайд, прочитайте слова про себя, определите части речи и обратите внимание на мягкий знак.
Давай подумаем!
1 группа. 2 группа. 3 группа.
пятнадцать пятьдесят пятьсот
шестнадцать шестьдесят шестьсот
восемнадцать восемьдесят восемьсот
девятнадцать семьдесят девятьсот
- Какими частями речи являются слова? (Именами числительными)
- А что можете сказать о мягком знаке в этих словах? (ь есть во всех словах, служит для обозначения мягкости согласных, в словах первого столбика пишется в конце, а во втором и третьем столбике – в середине слов)
- Предлагаю поработать в группах и попробовать объяснить: 1 группа – почему в числительных первого столбика ь пишется на конце слова, а 2 и 3 ряды соответственно второй и третий столбики слов – почему в этих числительных ь пишется в середине слова. Используйте маркеры, фломастеры; главное постарайтесь найти объяснение места мягкого знака в числительном, вывести правило и на чистом листе смоделировать его с помощью знаков, слов, каких-то значков. Примерно через 2-3 минуты каждый ряд представит нам свои модели правила (памятки, опорные сигналы).
- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?
(Выступление каждой группы, защита своей модели правила).
- Так какова тема урока сегодня? (Правописание ь в именах числительных)
- Молодцы! Таким образом, сегодня у нас заключительный урок по теме «Имя числительное». Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься? (Ответы детей).
- Верно, сегодня мы будем изучать правописание мягкого знака в числительных, а также повторять и обобщать изученное. Откройте тетради, запишите число и тему урока (написать на доске). На прошлом уроке мы с вами узнали много о числительном, убедились, что без него не существует ни одна наука, без него мы беспомощны и в повседневной жизни. Умения правильно произносить и писать числительные, необходимы нам и на каждом школьном уроке. Попробуем убедиться в этом. Для начала давайте узнаем, какие уроки у вас сегодня по расписанию.
Расписание уроков 4 «А» класса на 25 ноября.
Русский язык
Математика
Познание мира (Дүниетану)
Казахский язык
Физкультура
Вот какие сегодня у вас уроки. Не обойдемся мы, конечно, и без переменки, даже столовую не забудем посетить. О начале и конце урока нам будет извещать звонок. Сегодня мы будем работать в группах.
Звенит звонок на первый урок.
5. Проверка домашней работы (1 урок – русский язык).
- По расписанию первый урок у вас русский язык. Давайте начнем с проверки домашней работы. В упражнении №5 на странице 56, вам было предложено образовать наречия от прилагательных.
(Один ученик читает, класс проверяет и сравнивает со своей работой, классифицирует имена прилагательные и наречия). Молодец!
6. Фронтальный опрос (Разминка «Как знаешь части речи»).
- Какие признаки имени прилагательного как самостоятельной части речи вы можете назвать?
- Какие признаки имени наречия как самостоятельной части речи вы можете назвать?
- А какие еще самостоятельные части речи вы знаете?
- Какие части речи знаете? - Существительное – это… - Прилагательное – это … - Глагол – это… - Местоимение – это…
- Наречие – это …
- Числительное – это … - Предлог – это… - Назовите служебные части речи.
7. Объяснение новой темы.
- Посмотрим на правило написания ь в числительных (Слайд №8). (Чтобы определить место ь в числительном, смотрим на состав слова. У простых числительных (состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать) мягкий знак пишется в конце слова, а в сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.
- А есть ли два ь в числительном? ь в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет!
- Откройте учебник на с.57. Как авторы учебника предлагают нам определять написание ь в именах числительных? (Запомнить, в каких числительных и где пишется ь). Вы можете пользоваться любым способом, который вам удобнее.
8. Закрепление полученных знаний (Работа с учебником).
- Закрепим наше новое знание, выполнив упражнения.
Упражнение №7. Напишите числительные в два столбика: в первый столбик – числительные с ь на конце слова, во второй – с ь в середине слова (2 ученика работают у доски).
- Кажется, мы проголодались, давайте на переменке сбегаем в столовую. Я предлагаю вам поработать устно и продолжить диалог, который называется «В столовой».
1 группа.
- Тебе нравятся булочки в нашей столовой?
-
- А сем они тебе нравятся?
-
2 группа.
- Скажи пожалуйста, сколько стоит булочка в столовой?
-
- Спасибо!
-
3 группа.
- Поделись, пожалуйста, со своей булочкой?
-
- Спасибо тебе большое!
-
ЗВЕНИТ ЗВОНОК НА УРОК.
10. Работа в группах.
- Вот и закончилась переменка, нас ждут следующие уроки – математика, познание мира, казахский язык и физкультура.
Каждой группе выдается индивидуальное задание. За 3-4 минут они должны выполнить его и отчитаться о проделанной работе.
1 группа «Математика».
- На каких уроках мы часто встречаемся с именем числительным? ( На математике)
- Как записываем имена числительные на математике в тетрадях? (Цифрами)
- А как называется математика в русском языке? (числительное)
- Почему именно так названа эта часть речи?
Записать примеры, заменяя числа словами. Определить вид числительного и падеж.
38+2=40
54-13=41
2 группа «Познание мира».
- А в предмете «Познание мира» для чего нужны числительные?
- Выпишите из текста числительные и расскажите о них.
Аспалы (гондола) жол.
Аспалы (гондола) жолдың ұзындығы 4572 м. ол әлімдік деңгейдегі осындай үшінші жол. Мұндағы 114 кабинаның әрқайсысына 8 адам отыра алады. Секундына 6 м жылдадықпен қозғалғанда, 1 сағатта 2000 жолаушы тасып улгереді екен.
3 группа «Казахский язык».
- Переведите пословицы на казахский язык. Объясните, чем отличается написание числительных в русском и казахском языках.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений.
- Скажите ребята, почему цифра семь является священной у казахов?
Молодцы!
ПЕРЕМЕНА
11. Разминка «Полминутки для шутки».
- С числительными можно даже ребусы составить. А ну-ка, попробуйте отгадать слова.
- Имена числительные окружают нас повсюду. Поэтому очень важно уметь правильно их употреблять в речи. Умеете ли вы это делать без ошибок? Проверим!
- Молодцы! Ребята, подумайте и скажите: смогли бы мы обходиться в речи без числительных? А как часто, на ваш взгляд, мы их употребляем? (Ответы детей).
- Довольно часто. Я вам сейчас это докажу. Я буду задавать вам самые обычные вопросы. Вы можете не давать полных ответов, а отвечать кратко. Но сможете ли вы при этом обойтись без числительных? Давайте проверим?
Вопросы классу:
- Сколько тебе лет?
- В каком году ты родилась?
- Назови, пожалуйста, свой адрес.
- Назови, пожалуйста, номер своего телефона.
- В каком классе ты учишься?
- Сколько мальчиков в вашем классе?
- Сколько девочек в вашем классе?
- Сколько у тебя друзей?
- Сколько пальцев на руке? (5)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Сколько солнышек на небе? (одно)
- Сколько глаз у человека? (2)
- Сколько рук у собаки? (ноль)
- Посмотрите в упражнение №9 на стр. 57. Давайте запишем ответы на вопросы.
(шестьдесят минут в одном часе, шестьдесят секунд в одной минуте, сто сантиметров в одном метре, тысяча граммов в одном килограмме).
Молодцы!
- Ребята, я думаю, что теперь вы твердо знаете: без числительных наша речь невозможна и употребляем мы их довольно часто.
14. Рефлексия («Игра + - »).
- У вас на планшетах есть вопросы ответьте на них поставив рядом + или -.
Я умею находить числительные в тексте.
Я умею различать количественные и порядковые числительные.
Я знаю вопросы числительных.
Я умею применять числительные в речи.
Я могу написать ь знак в числительные без ошибок.
15. Оценивание (Самооценка).
- Оцените свою работу на уроке. Посчитайте, сколько плюсов вы набрали за свои задания.
- Поставьте оценку своей работе в планшетах.
16. Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Упражнение №10 на стр. 57. Доскажите предложения.
Упражнение №11 на стр. 57. Прочитайте пословицы и объясните значение.
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
- Молодцы! Спасибо всем за работу! Желаю успешного продвижения по лестнице познания!
-Желаю вам получать каждый день новые знания, думать, размышлять, удивляться и искать новые пути решения.