Урок русского языка в 4-м классе (1—4) по теме:
Общая тема (блок): Имя числительное (Правописание)
Тема урока: Правописание мягкого знака в числительных.
Тип урока: урок сообщения новых знаний (комбин6ированный).
Цель урока:
Для учителя: учить правильно писать мягкий знак в числительных.
Для учащихся: создать условия для усвоения правильного написания мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.
Задачи урока:
Формирование умения правильно писать мягкий знак в числительных.
Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.
Развитие орфографической зоркости.
Развитие коммуникативных навыков через отдельные виды деятельности.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Материалы к уроку:
Слайды по теме урока.
Карточки для учащихся.
Русский язык для 4 класса. Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., - М. Вента-Граф, 2009. Начальная школа XXI века.
Ход урока.
Орг. момент.
Чистописание.
Все преходящее быстротечно,
И лишь наука долговечна.
(С.Брант)
Повторение.
(Семь, писать, ты, сорок два, карандаши, первый, издавна, быстрый, шестой, шестнадцать, пятьсот, море, лежит, наглухо, десятый)
На какие две большие группы делятся числительные?
На какой вопрос отвечают количественные числительные?
Назовите количественные числительные из данного упражнения.
На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
Назовите порядковые числительные из данного упражнения.
Какие по составу бывают числительные?
Проверка д/з.
Откройте д/з.
Назовите простые, сложные, составные числительные.
При выполнении домашнего задания какая орфограмма в числительных вызывает затруднение? (ь)
Сообщение новой темы.
Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (писать ь в числительных)
Прочитайте тему урока /Слайд 2/.
Для чего нужно научиться орфографически правильно писать числительные?
Организация поиска затруднения в учебной деятельности.
(восем?, девят?надцать, шест?десят, сем?сот )
Работа с таблицей.
А теперь посмотрите на экран и рассмотрите таблицу /Слайд 4/.
Как называется таблица?
На сколько частей разбита таблица?
Как называется первая часть таблицы?
Прочитайте числительные в первой части таблицы и вставьте пропущенные имена числительные.
Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой части?
Где пишется мягкий знак в этих числительных? Для чего он служит?
Аналогично со второй частью таблицы.
Физминутка.
Работа с учебником.
Откроем учебник на стр. 61. Упр. 104.
А теперь еще раз прочитаем тему урока.
Откроем стр. 62 и найдем правило. Прочитаем его.
Тренировочные упражнения.
Стр. 62-63 Упр. №2 /учебник/
Выполняют по рядам парами.
1 ряд – 1, 2 абз.,
2 ряд – 3, 4 абз.,
3 ряд – 5,6 абз.
Д/з: стр. 62 правило, стр. 63 Упр.№3 (1 часть) /отметить в книгах/
Работа в тетради «Пишем грамотно» №2.
Вывод: В каких числительных пишется мягкий знак на конце слова, а в каких в середине слова.
Упражнение для глаз.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.
На экране предложение /Слайд 5/.
Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку.
Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак в середине слова.
В учебнике найти это правило /Слайд 6/.
Записать д/з. в дневник (все задания – стр. 62 прав.1,2, стр. 63 №3)
Проверка усвоения новых знаний.
Самостоятельная работа.
Дети выполняют на карточках.
Карточка №1 (для слабых учащихся):
Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.
Пят_надцать, девят_сот, пят_, шест_десят, сем_надцать, четыр_мя.
Карточка №2 (для сильных учащихся):
Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.
Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.
Проверка.
Аналогично с карточкой №2.
Обобщение.
Выставление оценок.
(Оценки за урок.)
4