Учитель: Стараемся работать и дальше хорошо. Нам предстоит вывести правило. Запишем глаголы под диктовку.
С целью создания проблемной ситуации вызываю детей слабого и среднего уровня развития. 2 ученика работают на обратной стороне доски, остальные в тетради.
Услышал, заметил, посеял, обидел.
Учитель: Какие это глаголы?
Дети: Это глаголы прошедшего времени.
Учитель: Проверим их написание. У кого так? Как вы написали? Сколько мнений в нашем классе? А почему?
Возникающий разброс мнений (проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся) активизирует познавательную деятельность учащихся.
Учитель: Задание было одно, а написал по-разному? Почему? Подчеркните эти буквы. Разберите слова по составу.
Услышал, заметил, посеял, обидел.
Учитель: Почему написали по-разному? Что мы не знаем?
Дети: Какой суффикс надо писать перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени.
Учитель: Мы вернемся к этому заданию потом. Какая же тема нашего урока?
Дети: Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.
Методом побуждающего диалога от проблемной ситуации, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока (проблему).
Учитель: Какой вопрос задает нам Почемучка?
Дети: Как узнать, какой суффикс надо писать перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени?
Учитель: Цель нашего урока: изобрести способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени, т.е. сделать «открытие».
Мотивация на мыслительную деятельность.
Физкультминутка.
V. Поиск решения.
II творческий этап.
Поиск решения будет идти методом подводящего от проблемы диалогом (пошаговая система от пройденного к новому).
Учитель: Попробуем ответить на вопрос Почемучки. Будьте внимательны. Посмотрите на доску и прочитайте столбики слов:
бросить – бросил
увидеть – увидел
падать – падал
лаять – лаял
Учитель: Какие глаголы в первом столбике?
Дети: Это глаголы неопределенной формы.
Учитель: Какие глаголы во втором столбике?
Дети: Это глаголы в прошедшем времени.
Все подписываю.
Учитель: Разберите глаголы по составу.
неопределенная форма прошедшее время
бросить бросил
увидеть увидел
падать падал
лаять лаял
Учитель: Какой столбик нас интересует? Давайте сравним глаголы в этих столбиках. Нас особенно интересуют суффиксы, их и будем писать, а остальные части слов выделим значком.
и ил
е ел
а ал
я ял
Учитель: Какой суффикс нас интересует? Обведем его. Сделайте вывод и сформулируйте правило.
Дети: В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в неопределенной форме.
Учитель: Прочитайте правило в учебнике (с. 214). Сравните с нашим выводом. Какое вы сделали «открытие»? Какой вопрос поставил Почемучка?
Дети: Как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени?
Учитель: Посмотрите внимательно на пары глаголов и сделайте вывод.
Дети: Надо поставить глагол в неопределенную форму, выделить суффикс перед -ть. Этот суффикс сохранится и в глаголе прошедшего времени.
Учитель: Что вы для себя открыли?
Дети: Способ проверки написания суффикса суффикса в глаголах прошедшего времени.
Учитель: Вернемся к нашему первому заданию и проверим его. Как будем проверять?
Дети: Ставим глагол в неопределенной форме, выделяем суффикс, он сохраняется в глаголе прошедшего времени.