kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

Освоение нового материала, развитие речи

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени;
совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; способствовать развитию навыка составления текста на спортивную тему; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; научатся объяснять способ образования глаголов прошедшего времени; правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени; образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; выполнять морфологический разбор слова; составлять текст на спортивную тему

Метапредметные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов
решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;
понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; осознанно
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени »


Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
Составление текста на спортивную тему

Тип урока

Освоение нового материала, развитие речи

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени;
совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; способствовать развитию навыка составления текста на спортивную тему; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; научатся объяснять способ образования глаголов прошедшего времени; правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени; образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; выполнять морфологический разбор слова; составлять текст на спортивную тему

Метапредметные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов
решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;
понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; осознанно
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке




Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте предложения, ставя глаголы из скобок в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Назовите окончания глаголов.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения, ставя глаголы в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Называют окончания глаголов.

Облако проплыл Сирень отцвел Такси подъ-ехал Помидоры покраснел Картофель сварился. Самолет взлетел. Пшеница поспел Мышь пробежал Телефон зазвонил. Радио
заговорил

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохра-нять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять вы-сказанные мнения по существу полученного задания. Осознанно


– Прочитайте составленные распространенные предложения.

Распространяют любое предложение второсте-пенными членами. Читают составленное пред-
ложение.

В саду отцвела душистая сирень.

Проверка домашнего задания

– Прочитайте отрывок стихотворения В. Лунина. Что дано в скобках: предлоги? приставки? Где
пропущены запятые?

– Объясните орфограммы.

– Как можно продолжить текст?

Читают текст. Называют предлоги и изученные орфограммы.

Жучишка-крошка

Влетел в окошко,

Возле меня полежал немножко,



1

2

3

4



Потом уселся на ухо кошки,

Потом попил компот из ложки

и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной
форме

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания и слова.

– Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы.

Выполняют чистописание.

Еще не растаял снег, а на солнцепеке и на сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава,
листья, хвоя, мхи. Всё это ле
гко загорается. Берегите лес от пожаров!

Работа над словами с непро-веряемым
написанием

Организует работу над словом с непроверяемым написанием.

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.


Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

– Сегодня на уроке мы научимся правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени

Принимать

и сохранять учебную
задачу



1

2

3

4

Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Предлагаю поработать в группах. Составьте предложения, дополнив их данными словами.

Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … .

Слова для справок: время, дождь, весна, осадки.

– Проверим, что получилось.

– Что заметили? Какие окончания вы выделяете
у глаголов прошедшего времени?

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Составляют предложения.

Шёл дождь. Шл весна. Шл время. Шл
осадки.

– Глаголы прошедшего времени связаны с существительными разного рода и числа.

Составляют алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени:

1. Найти имя существительное, с которым связан данный глагол.

2. Определить число и род этого существитель-
ного.

3. Дописать окончание глагола прошедшего
времени.

Осуществлять анализ
объектов


– Прочитайте глаголы.

Мысл_л, куш_л, закле_л.

– Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

– Почему они вызывают при написании сомнение?

– Какая это часть речи? Предложите свой алгоритм написания гласной буквы перед суффиксом
-л- в глаголах прошедшего времени.

Составляют алгоритм правописания суффиксов глаголов прошедшего времени:

1. Поставить глагол в неопределенную форму.

2. Написать в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве
перед суффиксом -ть.



1

2

3

4


– Вставьте пропущенные суффиксы, запишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов и род, где возможно.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

плак..ло – ...

выглад..ли – ...

выдерж..л – ...

пола..ла – ...

сып..ло – ...

замяук..ли – ...

высуш..ла – ...

увид..л – ...

готов..ло – ...

советов..л – ...

вытерп..ла – ...

брос..ли – ...





Работа по учебнику

– Прочитайте.

– Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени? Сравните написание букв перед суффиксами -ть и -л- в данных глагольных формах

Делают вывод: прошедшее время глаголов образуется от неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний,
или окончаниямножественного числа.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределенной формы

Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.

– Запишите формы глаголов прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и окончания.

Записывают глаголы в форме прошедшего времени. Подчеркивают буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л-. Выделяют окончания.

Слышать – слышал, слышал слышал слышал

Растаять – растаял, растаял растаял растаял

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласо-



1

2

3

4


Подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л-.

Поздравить – поздравил, поздравил
поздрав
ил поздравил

Ответить – ответил, ответил ответил ответил

Увидеть – увидел, увидел увидел увидел

Ужалить – ужалил, ужалил ужалил ужалил

Чистить – чистил, чистил чистил чистил

Наклеить – наклеил, наклеил наклеил
накле
ил

вывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять
контроль
по результату. Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-
зации

Работа по учебнику

– Прочитайте. Дошел ли до наших дней славный обычай древних греков?

– Запишите ответы на вопросы.

Проводит блицопрос.

– Дополните фразы.

Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания ____ во ________________ числе.

Суффиксы - и -ть- служат для образования
_______________ и называются ______________.

В прошедшем времени перед суффиксом -л-
пишется та же буква, что и в ______________

Записывают ответы на вопросы.

Олимпийские игры проходили каждые четыре года в долине около города Олимпии. В них участвовали самые сильные, ловкие и быстрые юноши. Юноши состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Обычай проводить Олимпийские игры для греков был священным, так как в день
начала олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война – спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.



1

2

3

4



Выполняют морфологический разбор слова.

(В) борьбе – сущ., в чем?, нач. ф. – борьба, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п., дополнение.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«война»


Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Тест «Правописание окончаний глаголов
в прошедшем времени».

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Проводит тест на карточках.

– Обведите в кружок букву правильного ответа. Прочитайте полученное слово.

1. Ребятишки мастерил.. веселых зверей.

а) -а; б) -о; в) -; м) -и.

2. Таня усадил.. малышей в кружок.

о) -а; м) -о; н) -; о) -и.

3. Воробей сидел.. на ветке.

е) -а; о) -о; л) -; у) -и.

4. Молоко вскипел.. на плите.

з) -а; о) -о; д) -; м) -и.

5. Ворона каркал.. в гнезде.

д) -а; п) -о; р) -; с) -и.

6. Ученик делал.. уроки.

з) -а; и) -о; е) -; к) -и.

7. Гости пришл.. на урок.

з) -а; и) -о; к) -; ц) -и.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Выполняют тест. Читают слово.

1

М

2

О

3

Л

4

О

5

Д

6

Е

7

Ц


Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания.



1

2

3

4

Работа по учебнику

– Нравится ли вам заниматься спортом? А каким видом спорта вы увлекаетесь? В каких спортивных соревнованиях вам приходилось участвовать? Расскажите о своих спортивных достижениях.

– Составьте текст на любую спортивную тему. Придумайте к нему заголовок. Вы можете воспользоваться для составления текста любыми из данных тем.

– Подготовьтесь рассказать составленный текст.

Составляют рассказ.

Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

Работа в тетради

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Подчеркните в словах орфограммы.

– Составьте из слов нераспространенные предложения, употребляя глаголы в прошедшем времени. Запишите предложения.

– Выполните устный разбор любого глагола как части речи.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают предложения.

Расцвела сирень. Подрумянился картофель. Подъ-ехало такси. Пробежала мышь. Начался спектакль. Сварилось варенье. Друзья помирились.
Кафе открылось.

Выполняют морфологический разбор глагола.

Расцвела – глагол, что сделала? нач. ф. – расцвести, совершенный вид, невозвратный, I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ж. р., сказуемое.

Работа в тетради

– Прочитайте. Образуйте от каждого глагола формы прошедшего времени по образцу. Запишите

Записывают глаголы.

Светить – светился, светилась, светились.

Баловаться – баловался, баловалась, баловались.

Обидеться – обиделся, обиделась, обиделись.

Одеваться – одевался, одевалась, одевались.

Извиняться – извинялся, извинялась, извинялись



1

2

3

4

Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Расскажите о правописании безударного суф-фикса в глаголах прошедшего времени.

– Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени?

– Какую цель ставили перед собой?

– Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня
за помощь?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.


Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

Автор: Донцова Наталья Георгиевна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Урок русского языка по теме: «Прошедшее время глагола. Образование глаголов прошедшего времени. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени»"
    ["seo_title"] => string(175) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola-obrazovaniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-pravopisaniie-suffiksov-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "336471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467144921"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Технологическая карта урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОГО СУФФИКСА В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ." "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pravopisaniie-biezudarnogo-suffiksa-v-glagolakh-proshiedshiego-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "222309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436149900"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) ",,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.''"
    ["seo_title"] => string(66) "pravopisanie_bezudarnogo_suffiksa_v_glagolakh_proshedshego_vremeni"
    ["file_id"] => string(6) "635613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1692214799"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Правописание безударного суффикса в глаголах в прошедшего времени"
    ["seo_title"] => string(68) "pravopisanie_bezudarnogo_suffiksa_v_glagolakh_v_proshedshego_vremeni"
    ["file_id"] => string(6) "590420"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635965530"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Обобщение знаний о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "119922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413554923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства