1.Стадия вызова | I.Орг. момент - Прозвенел для нас звонок - - Народная мудрость гласит: "Мир освещается солнцем, а человек - знанием". (Слайд 1) - Какие знания мы приобретаем на уроках русского языка? II. Актуализация знаний. 1. Чистописание. - Начнём с минутки чистописания. (Гимнастика для рук, правила посадки при письме). - Я говорю слова, а вы называете орфограмму, которую нужно проверить или запомнить. День, лопата, сады, зуб, ряды, рукав. (На слайде последовательно появляются буквы: ь о а б я в (д ф) (Слайд 2) - Какой элемент присутствует во всех этих буквах? - Напишите другие буквы с этим элементом. - На какие группы можно разделить все эти буквы? 2. Словарная работа. (Слайд 3) В_р_ бьи - Прочитайте слова. за_чьи - Какие это слова? сн_гирь - Возьмите вееры и покажите нужную р_бячьи букву. к_ньки (По щелчку появляются правильные щ_вель буквы). с_бачьи - Поднимите руку те, кто ни разу не м_тель ошибся. - Те, у кого 1 ошибка ( 2 ошибки, ...). - Чем ещё похожи эти слова? - Одинаковую ли "работу" выполняет ь в словах? - 1 вариант - запишите слова с ь - показателем мягкости, 2 вариант - с разделительным ь. 3. "Корзина идей" - Каждый 1мин вспоминает всё о букве ь. - Расскажите своему соседу по парте, что вы вспомнили. - Каждая пара назовите какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя того, что скажут другие. ( Учитель помещает в корзину все предположения обуч-ся) Картинка корзинки Наши идеи (Не обозначает звука, показатель мягкости, разделительный ь, 30-я буква в алфавите, чк-чн-нщ пишутся без ь, после разделительного ь буквы е,ё, ю,я обозначают 2 звука). - Мы вспомнили всё. что знали о букве ь. | - Начинается урок. Слушаем мнения детей. - Овал. - Буквы гласных, согласных, мягкий знак. Называя слово, встают. - Словарные. - Выставляют отметки. - Во всех словах есть буква ь. - Нет, в одних словах ь - показатель мягкости, в других - он разделительный. |
2.Стадия осмысления | III. Постановка учебной проблемы. -А теперь запишите предложение под диктовку (один ученик с обратной стороны доски). Коля принёс папе колья. - Проверяем. Написали по-разному. А задание было одно. Чего же мы не знаем? Какого правила? - Вы назвали тему урока. - Откройте учебник на с. 31, прочитайте название раздела и вопрос урока. IV. Поиск решения проблемы. - Давайте исследуем слова и попытаемся определить, когда пишется разделительный ь. На доске: Веселье, бельё, вьюга, деревья, ручьи. -Прочитайте слова, запишите их в тетрадь. - Букву, которая написана перед ь - подчеркните одной линией. - Букву, которая написана после ь - двумя линиями. - Сделайте вывод, когда пишется разделительный ь? - Работаем в командах. Соберите опорную схему, помогающую запомнить это правило. - Молодцы. (Аналогичная схема появляется на доске). Буква ь е согл. ё ю я и - А сейчас произнесите ещё раз слова, но без ь. - Какую работу выполняет ь? - Продолжим исследование. - Произнесите хором слова и назовите звуки, которые мы слышим в корне слова после согласного. - Какие это звуки? - Читаем правило Совушки (1 ученик). - О чём мы не сказали, но прочитали в правиле? - Сформулируйте ещё раз, когда пишется в слове разделительный ь. - Вернёмся к предложению про колья и объясним ... V. Первичное закрепление. - Работаем в командах. Нужно отправить в путь паровозы. - Андрей, твоей команде - с разделительным ь. Миша, твоей - без него. Мурав.и, друз.я, варен.е, яблон.я, Кат.я, п.тёрка. - А теперь творческое задание. Паровоз не может отправиться, пока мы не составим 2 связных предложения с этими словами. Слова можно добавлять, изменять их форму, использовать не все слова. - Запишите первое предложение и выделите изучаемую орфограмму. - А знаете ли вы, что лесные рыжие муравьи уничтожают множество вредных насекомых, их личинок. Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывая ей перья муравьиной кислотой. (Слайд 4) VI.Самостоятельная работа. - А теперь - самостоятельная работа. Выбирайте себе задание. Повышенный уровень - карточка, базисный уровень - учебник - упр. 56 с. 33 Карточка Вставьте, где нужно разделительный мягкий знак. Спишите. Подчеркните орфограмму. Дружна наша сем.я. Вот сем.я огурца. Красивы рога олен.я. Олен.и рога дороги. Скоро дождь пол.ёт. Птицы собрались в пол.ёт. Сол.ю суп сол.ю. ( Самопроверка задания базисного уровня по образцу, повышенного - с объяснением учеником, фронтально). (Слайд 5) Выставление отметок. VI. Итоги. - На какой вопрос отвечали на уроке? - Когда же мы пишем разделительный ь мягкий знак в словах? VII. Рефлексия. - Составьте "толстые" и "тонкие" вопросы по этой теме. - Если вам на уроке было хорошо и всё понятно - раскрасьте солнышко, если были затруднения - раскрасьте смайлик, а если было очень трудно - тучку. Поднимите карточку вверх. (Беседа). VIII. Информация о домашнем задании. Упр. 56 с. 33. Для самых любознательных - в словаре найти 5 слов с разделительным ь , которые не звучали на уроке. Резерв. Ребус Лингвистическая игра. (Слайд 6) Замени одним словом: 1) приспособление для сидения; 2) то, без чего птица не летит; 3) женская одежда; 4) ветер со снегом; 5) они образуют лес ; 6) хорошие приятели. | - Когда в словах пишется ь? - Разделительный ь пишется после буквы согласного, перед буквами е, ё, ю, я, и. Работают в командах. Дети произносят слова. йэ, йо, йу, йа, йи (Расставляют над соответствующими буквами) -Разделительный ь пишется в корне слова. - Разделительный ь пишется после буквы согласного, перед буквами е, ё, ю, я, и, когда мы после согласного слышим 2 звука. Команды получают карточки со словами, выбирают нужные слова, прикрепляют их к вагонам паровоза. Муравьи - друзья леса. Катя учится на пятёрки.
- Разделительный ь пишется после буквы согласного, перед буквами е, ё, ю, я, и, когда мы после согласного слышим 2 звука.
"Тонкие" вопросы: - Перед какими буквами пишется разделительный ь? (Перед е, ё, ю, я, и). - Сколько звуков слышится в словах с разделительным ь после мягкого согласного? (Два). "Толстые" вопросы: - Какую работу выполняет разделительный ь в словах? - Что будет, если из слов исчезнет разделительный ь?
Отгадывают, записывают слово в тетрадь, подчёркивают орфограмму. На слайде появляется сначала рисунок, затем слово с выделенной орфограммой. |
3.Стадия рефлексии
|
2 3 1 1.Если после согласного звука слышим звук й, а потом идет гласная буква, то пишется разделитель-ный мягкий знак. 2. Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. 3. Разделительный мягкий знак - это орфограмма, так как он не обозначает звука, а пишется между буквой, обозначающей согласный звук и буквой, обозначающей гласный звук, если слышим звук й. Подведение итогов урока. - Какую роль выполняет в словах разделительный мягкий знак? - Какие из наших предположений оправдались? - Что нового для себя вы узнали на уроке? Какие чувства вы испытываете, когда узнаёте то, что не знали раньше? - Все, что вы узнали сегодня на уроке, запишите в виде синквейна. (Тема «Знак») (Используют в работе карточку – помощницу) Правила написания «Синквейна»: на 1-ой строчке - одно слово - существительное – это и есть тема синквейна на 2-ой– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна на 3-ей- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. на 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение (4-6 слов) На 5-ой – одно слово, выражающее свое личное отношение к теме синквейна (слово – ассоциация, синоним, антоним).
- Прочитайтесвоисинквейны (по желанию). (На доске появляется запись) «Как приятно знать, что ты что-то узнал!» Мольер - Так прав был Мольер, который написал это более 400 лет назад? Почему? Домашнее задание. | Индивидуальная работа. Самопроверка по образцу. Самооценка с помощью смайлика. Работа в группах. Проверка. Дети думают, формулируют ответы, делятся впечатлениями, рассуждают. Индивидуальная работа. |