kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все этапы урока подчинены теме. Ребята актуализируют знания на этапах чистописания, словарной работы. Сами ставят цели для дальнейшей учебной деятельности. Путем наблюдения за языковым материалом делают выводы о правописании разделительного мягкого знака.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание слов с разделительным мягким знаком"»






КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА


во 2 классе




Тема: "Правописание слов

с разделительным мягким знаком".





















Выполнила: Сухорукова Анна Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ п. Мирный

Клетнянского р-на Брянской обл.




2015-2016 г.





Тема урока: «Правописание слов с разделительным мягким знаком».


Класс: 2


Форма проведения: урок

Тип урока: открытие нового знания

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии


Цель урока: создать условия для выведения правила об употреблении мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком в словах.

Формируемые УУД:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Сопоставление произношения и написания слов с разделительным ь. Умение вставлять разделительный мягкий знак там, где нужно. Объяснение написания слов с разделительным мягким знаком.


  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договари –

ваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при

выполнении учебной задачи.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.


Планируемые результаты:

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Уметь соотносить написание разделительного мягкого знака со смыслом слова.


Оборудование: презентация, опорные схемы, веер с гласными буквами, карточки

для самостоятельной работы работы.






Этапы ТРКМ



Этапы урока, деятельность учителя ( содержание заданий и методические приемы)



Деятельность обучающихся (виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)

1.Стадия вызова



I.Орг. момент


- Прозвенел для нас звонок -

- Народная мудрость гласит: "Мир освещается солнцем, а человек - знанием". (Слайд 1)

- Какие знания мы приобретаем на уроках русского языка?



II. Актуализация знаний.

1. Чистописание.

- Начнём с минутки чистописания.

(Гимнастика для рук, правила посадки при письме).

- Я говорю слова, а вы называете орфограмму, которую нужно проверить или запомнить.


День, лопата, сады, зуб, ряды, рукав.


(На слайде последовательно появляются буквы:

ь о а б я в (д ф) (Слайд 2)

- Какой элемент присутствует во всех этих буквах?

- Напишите другие буквы с этим элементом.

- На какие группы можно разделить все эти буквы?

2. Словарная работа.

(Слайд 3)

В_р_ бьи - Прочитайте слова.

за_чьи - Какие это слова?

сн_гирь - Возьмите вееры и покажите нужную

р_бячьи букву.

к_ньки (По щелчку появляются правильные

щ_вель буквы).

с_бачьи - Поднимите руку те, кто ни разу не

м_тель ошибся.

- Те, у кого 1 ошибка ( 2 ошибки, ...).


- Чем ещё похожи эти слова?

- Одинаковую ли "работу" выполняет ь в словах?

- 1 вариант - запишите слова с ь - показателем мягкости, 2 вариант - с разделительным ь.



3. "Корзина идей"

- Каждый 1мин вспоминает всё о букве ь.


- Расскажите своему соседу по парте, что вы вспомнили.


- Каждая пара назовите какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя того, что скажут другие.

( Учитель помещает в корзину все предположения обуч-ся)

Картинка корзинки

Наши идеи








(Не обозначает звука, показатель мягкости, разделительный ь, 30-я буква в алфавите, чк-чн-нщ пишутся без ь, после разделительного ь буквы е,ё, ю,я обозначают 2 звука).

- Мы вспомнили всё. что знали о букве ь.




- Начинается урок.




Слушаем мнения детей.














- Овал.


- Буквы гласных, согласных, мягкий знак.


Называя слово, встают.

- Словарные.







- Выставляют отметки.


- Во всех словах есть буква ь.

- Нет, в одних словах ь - показатель мягкости, в других - он разделительный.


2.Стадия осмысления




III. Постановка учебной проблемы.

-А теперь запишите предложение под диктовку (один ученик с обратной стороны доски).

Коля принёс папе колья.

- Проверяем. Написали по-разному. А задание было одно. Чего же мы не знаем? Какого правила?

- Вы назвали тему урока.

- Откройте учебник на с. 31, прочитайте название раздела и вопрос урока.

IV. Поиск решения проблемы.

- Давайте исследуем слова и попытаемся определить, когда пишется разделительный ь.

На доске:

Веселье, бельё, вьюга, деревья, ручьи.

-Прочитайте слова, запишите их в тетрадь.

- Букву, которая написана перед ь - подчеркните одной линией.

- Букву, которая написана после ь - двумя линиями.

- Сделайте вывод, когда пишется разделительный ь?

- Работаем в командах. Соберите опорную схему, помогающую запомнить это правило.

- Молодцы. (Аналогичная схема появляется на доске).

Буква ь е

согл. ё

ю

я

и

- А сейчас произнесите ещё раз слова, но без ь.

- Какую работу выполняет ь?


- Продолжим исследование.

- Произнесите хором слова и назовите звуки, которые мы слышим в корне слова после согласного.

- Какие это звуки?

- Читаем правило Совушки (1 ученик).


- О чём мы не сказали, но прочитали в правиле?


- Сформулируйте ещё раз, когда пишется в слове разделительный ь.


- Вернёмся к предложению про колья и объясним ...


V. Первичное закрепление.

- Работаем в командах. Нужно отправить в путь паровозы.

- Андрей, твоей команде - с разделительным ь. Миша, твоей - без него.


Мурав.и, друз.я, варен.е, яблон.я, Кат.я, п.тёрка.


- А теперь творческое задание. Паровоз не может отправиться, пока мы не составим 2 связных предложения с этими словами. Слова можно добавлять, изменять их форму, использовать не все слова.

- Запишите первое предложение и выделите изучаемую орфограмму.

- А знаете ли вы, что лесные рыжие муравьи уничтожают множество вредных насекомых, их личинок. Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывая ей перья муравьиной кислотой. (Слайд 4)


VI.Самостоятельная работа.

- А теперь - самостоятельная работа. Выбирайте себе задание. Повышенный уровень - карточка, базисный уровень - учебник - упр. 56 с. 33

Карточка

Вставьте, где нужно разделительный мягкий знак. Спишите. Подчеркните орфограмму.

Дружна наша сем.я. Вот сем.я огурца.

Красивы рога олен.я. Олен.и рога дороги.

Скоро дождь пол.ёт. Птицы собрались в пол.ёт.

Сол.ю суп сол.ю.

( Самопроверка задания базисного уровня по образцу, повышенного - с объяснением учеником, фронтально). (Слайд 5)

Выставление отметок.

VI. Итоги.

- На какой вопрос отвечали на уроке?

- Когда же мы пишем разделительный ь мягкий знак в словах?




VII. Рефлексия.

- Составьте "толстые" и "тонкие" вопросы по этой теме.
















- Если вам на уроке было хорошо и всё понятно - раскрасьте солнышко, если были затруднения - раскрасьте смайлик, а если было очень трудно - тучку. Поднимите карточку вверх. (Беседа).



VIII. Информация о домашнем задании.

Упр. 56 с. 33. Для самых любознательных - в словаре найти 5 слов с разделительным ь , которые не звучали на уроке.


Резерв.

Ребус

Лингвистическая игра. (Слайд 6)

Замени одним словом:

1) приспособление для сидения;

2) то, без чего птица не летит;

3) женская одежда;

4) ветер со снегом;

5) они образуют лес ;

6) хорошие приятели.










- Когда в словах пишется ь?














- Разделительный ь пишется после буквы согласного, перед буквами е, ё, ю, я, и.

Работают в командах.







Дети произносят слова.





йэ, йо, йу, йа, йи (Расставляют над соответствующими буквами)

-Разделительный ь пишется в корне слова.

- Разделительный ь пишется после буквы согласного, перед буквами е, ё, ю, я, и, когда мы после согласного слышим 2 звука.




Команды получают карточки со словами, выбирают нужные слова, прикрепляют их к вагонам паровоза.


Муравьи - друзья леса.

Катя учится на пятёрки.
































- Разделительный ь пишется после буквы согласного, перед буквами е, ё, ю, я, и, когда мы после согласного слышим 2 звука.



"Тонкие" вопросы:

- Перед какими буквами пишется разделительный ь? (Перед е, ё, ю, я, и).

- Сколько звуков слышится в словах с разделительным ь после мягкого согласного? (Два).

"Толстые" вопросы:

- Какую работу выполняет разделительный ь в словах?

- Что будет, если из слов исчезнет разделительный ь?













Отгадывают, записывают слово в тетрадь, подчёркивают орфограмму. На слайде появляется сначала рисунок, затем слово с выделенной орфограммой.






3.Стадия рефлексии


































2

3

1









1.Если после согласного звука слышим звук й, а потом идет гласная буква, то пишется разделитель-ный мягкий знак.

2. Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

3. Разделительный мягкий знак - это орфограмма, так как он не обозначает звука, а пишется между буквой, обозначающей согласный звук и буквой, обозначающей гласный звук, если слышим звук й.


Подведение итогов урока.

  - Какую роль выполняет в словах разделительный мягкий знак?

- Какие из наших предположений   оправдались?


- Что нового для себя вы узнали на уроке?

Какие чувства вы испытываете, когда узнаёте то, что не знали раньше?


- Все, что вы узнали сегодня на уроке, запишите в виде синквейна. (Тема «Знак»)

(Используют в работе карточку – помощницу)

Правила написания «Синквейна»:

  • на 1-ой строчке - одно слово - существительное – это и есть тема синквейна

  • на 2-ой– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

  • на 3-ей- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  • на 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение (4-6 слов)

  • На 5-ой – одно слово, выражающее свое личное отношение к теме синквейна (слово – ассоциация, синоним, антоним).






















- Прочитайтесвоисинквейны (по желанию).

(На доске появляется запись)

«Как приятно знать, что ты что-то узнал!»

Мольер

- Так прав был Мольер, который написал это более 400 лет назад? Почему?


Домашнее задание.











Индивидуальная работа.





Самопроверка по образцу.


Самооценка с помощью смайлика.




Работа в группах.

Проверка.

























Дети думают, формулируют ответы, делятся впечатлениями, рассуждают.





Индивидуальная работа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Автор: Сухорукова Анна Викторовна

Дата: 26.08.2017

Номер свидетельства: 426340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "311925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459265491"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конкпект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным мягким знаком", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "konkpiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "139551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417751624"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Правописание слов с разделительным мягким знаком» "
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "149345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420139650"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "разделительный мягкий знак "
    ["seo_title"] => string(32) "razdielitiel-nyi-miaghkii-znak-1"
    ["file_id"] => string(6) "143563"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418559422"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Тема: Повторение. Правописание  разделительного мягкого знака. "
    ["seo_title"] => string(68) "tiema-povtorieniie-pravopisaniie-razdielitiel-nogho-miaghkogho-znaka"
    ["file_id"] => string(6) "164971"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422723421"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства