Данный урок проводится в форме урока - похода(путешествия). В ходе работы используются следующие виды работ: индивидуальная, в парах, групповая. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации;
- формирование умения ставить учебную задачу урока;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу ее реализации, так и в конце действия.
познавательные: - строить высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- производить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Личностные: - формирование положительного отношения к учебному предмету;
- формирование уважительного отношения к чужому мнению.
Ход урока:
I. Организационная часть.
- Какими учебными принадлежностями мы обычно пользуемся на уроках русского языка?
(Учебник "Русский язык", тетрадь, тетрадь на печатной основе.)
- Как вы думаете, почему сегодня для работы у вас так мало подготовлено принадлежностей?
(Заслушиваем предположения ребят.)
- Сегодня мы отправимся в учебный поход в орфографический лес, а в поход берут только самое необходимое. Что самое необходимое мы возьмем в наш поход?
II. Прогнозирование результатов работы.
- Почему лес так называется, как вы думаете?
(Предположения ребят.)
- Что такое "поход"?
(Групповое перемещение по определенному маршруту в познавательных целях.)
- Где можно узнавать лексическое значение какого-либо слова?
(Толковый словарь.)
- Какие трудности могут возникнуть в нашем походе, исходя из названия леса?
(Предположения ребят.)
- К какому конечному результату мы придем в конце похода?
(Предположения ребят.)
- Какие правила поведения надо соблюдать в походе, чтобы никто не отстал?
III. Пальчиковая гимнастика "Замок":
На двери висит замок,
(пальцы рук сплетены и ритмично раскачиваем их)
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (не расцепляя пальцев, постукиваем ладонями друг о друга)
Покрутили,
(вращения кистями рук)
Потянули
(не расцепляя пальцев, тянем руки в разные стороны)
И открыли.
(резко расцепляем пальцы рук и разводим в разные стороны)
- На путеводных листах запишем дату нашего похода. (время)
IV. Актуализация знаний.
1. Словарная работа. (на доске - приглашение лесных жителей)
"Дорогие ребята! Приходите к нам в гости. Мы вас ждем.
Жители орфографического леса."
- Отправляемся в поход, но тропинка необычная. И кто-то по ней уже пробежался.
(На морковках со словарными словами непроверяемые безударные гласные закрыты карточками - следами: п..льто, к..ньки, м..тель, сн..гирь, ..нварь)
- Запишите в путевых заметках закрытые буквы. (а, о, е, е, я)
- Проверим, все ли правильно справились с заданием.
(Переворачиваю карточки - следы)
- Оцените свою работу: поставьте "!" - ошибок нет;
"+" - допущена одна ошибка;
"-" - допущено две и более ошибок (но я не отчаиваюсь
- Как называется данная орфограмма?
- Если вы не знаете как пишется слово, как следует поступить?
(Воспользоваться орфографическим словарем.)
2. Обобщение знаний о букве "ь". (открываю створку доски: на доске - домик (нора) Зайки)
- Чей это домик?
- Как догадались? (раскиданные морковки)
- Чтобы мы не заскучали, Зайка оставил нам задание. Это загадка. Прочитаем ее. (Читает один из учеников.)
"Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только указать
Как согласный звук читать". (буква "ь")
- Видимо Зайка дружен с этой буквой.
- А что вы знаете о букве "ь"?
(ответы ребят: - ь звука не обозначает;
- указывает на мягкость предшествующего согласного звука на конце слова и в середине слова перед другим согласным;
- это орфограмма).
- Зайки не видно, но я думаю он нас слышит. Приведите примеры слов с мягким знаком в середине слова перед другим согласным. (примеры слов: деньки, коньки, сосульки и др.)
V. Целеполагание.
- Что еще вы знаете о мягком знаке?
(Разделительный "ь".)
- С какой целью Зайка своей загадкой попросил нас вспомнить знания о разделительном мягком знаке?
(Отрабатывать написание слов с разделительным мягким знаком.)
VI. Физ. пауза. По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по той же по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
И на этой на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
А потом мы отдохнем
И в поход опять пойдем.
VII. Закрепление изученного материала. (на доске -рисунок дуба)
1. Упражнение в группировании буквосочетаний с буквой "ь".
- Кто живет в этом домике? (Белочка)
- Как догадались? (по грибочкам под деревом)
- Хозяйки не видно, но она нам не даст скучать. На грибочках она оставила задание. Прочитаем их: льд, вью, тьл, лья, сьф, пье.
- Запишите в путеводных листах только буквосочетания с разделительным мягким знаком. (Ребята записывают буквосочетания: вью, лья, пье.)
- Проверим, как вы справились с заданием.
(Один ученик убирает грибочки с неправильными ответами.)
- Если ученик правильно оставил грибочки, вы делаете хлопок. А если допустил ошибку, то хлопка не делаете.
2. Работа со словами - паронимами.
- Сложное задание задала белочка?
- Переходим ко второму заданию Белочки. Возьмите листочки розового цвета. Белочка подготовила задание со словами - паронимами. Слова - паронимы - это слова, немного схожие по звучанию, но разные по лексическому значению и написанию.
- Прочитайте пары предложений. Выпишите предложения, в которых есть слова с разделительным мягким знаком.
(Карточка: 1. Пилот отправляется в пол..ет. Дождик огород пол..ет.
2. Прилетела синичка - любопытная гост..я. Мы ждем дорогого гост..я.
3. У нас дружная сем..я. Петя посадил сем..я арбуза.)
- Проверим себя. Свои ответы Белочка записала на дубовом листе.
(Зачитываются правильные варианты предложений.)
- Возьмите разноцветные листья и оцените свою работу:
зеленый лист - без ошибок;
желтый - есть ошибки;
красный - не справился с заданием.
- Прикрепите свои листья на дерево.
- Какое у вас настроение?
- Продолжим наш поход вслед за бабочкой.
VIII. Физ. минутка. (для глаз)
(Ребята глазами следят за движением бабочки, не поворачивая головы. Рисунок бабочки прикреплен к длинной палочке.)
IX. Закрепление. (продолжение работы)
(за дубом спрятан Ежик)
2. Самостоятельная работа.
- Но кто это прячется за дубом?
- Видимо он не успел убежать, так как несет на своих иголках "тяжелое" задание. "Тяжелое" значит... трудное. А может просто не торопился.
- Поможем Ежику выполнить задание. Возьмите желтую карточку и ознакомьтесь с заданием. (упр. 63)
(Задание на карточке: Прочитайте. Сколько здесь предложений? Запишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
Ноч..ю в л..су бушевала м..тел.. хлоп..я снега круж..лис.. в воздухе утром в..юга утихла на сн..гу видны за..ч..и и лис..и сл..ды над ел..ю прол..тела стайка клестов.
Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.
Выпишите выделенные слова, разделяя их горизонтальной черточкой для переноса.)
(По ходу выполнения задания осуществляется индивидуальная помощь.)
X. Взаимопроверка.
- Мы так и не встретили всех лесных жителей. Где же они могут быть?
- Кто в лесу может проверить нашу работу? Кого считают самым мудрым в лесу?
(Открываю створку доски; к доске прикреплен плакат с текстом. Вокруг плаката - фигурки лесных жителей.)
- Вот мы и встретились схозяевами орфографического леса.
- Поменяйтесь листочками и проверьте работы друг у друга, сверяя с ответом лесных жителей. Если увидите ошибку, подчеркните ее простым карандашом. (Меняются работами и выполняют взаимопроверку.)
XI. Рефлексия.
- Наш поход подходит к завершению. Понравился вам поход?
- Какое задание понравилось?
- Какое задание показалось наиболее трудным?
- Кто справился со всеми заданиями зверей?
XII. Итог: - Написание какой орфограммы мы отрабатывали сегодня на уроке?
- Какие знания помогали вам правильно выполнять задания зверей?
XIII. Д.з.: - Лесные жители приготовили вам домашнее задание.
(На карточке, которая находится у Совы, записано домашнее задание : упр.58)
XIV. Организационная часть. -Можете поздравить друг друга с успешным окончанием похода.
Самоанализ урока русского языка
по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком".
(УМК "Школа России". 2 класс)
Тип урока:закрепление знаний учащихся.
Форма проведения урока: урок - путешествие (поход).
Урок планировался в соответствии с программными требованиями, требованиями ФГОС, с учетом уровня подготовленности учащихся.
Форма проведения, структура урока, используемый учебный дидактический материал подбирались с целью реализации и достижения поставленных учебных задач, таких как:
- распознавание слов с буквой "ь" как показателем мягкости предшествующего согласного звука и разделительным мягким знаком в устной и письменной форме;
- формирование орфографической зоркости;
- воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма;
- развитие монологической и диалогической речи; развитие психологических процессов учащихся.
Данная форма проведения урока выбрана с целью вовлечения каждого ребенка в учебную деятельность и развитие интереса к русскому языку.
Каждый этап урока ориентирован на формирование у учащихся универсальных учебных действий, в частности регулятивных учебных действий.
Так организационная часть урока направлена на проверку умения учащимися организовывать свое рабочее место, настроиться на успешную как индивидуальную, так и совместную учебную деятельность.
На этапе прогнозирования результатов работы предлагаемые учителем вопросы имеют цель проверки умения предполагать конечный результат учебной деятельности, определять трудности и пути их преодоления, опираясь на имеющиеся знания и свой опыт работы.
Этап "Актуализация знаний учащихся" направлен на проверку знания учащимися правописания словарных слов и умения выполнять самопроверку по предлагаемому эталону. На данном этапе идет повторение, осознание качества и уровня усвоения знаний, необходимых для дальнейшей работы на уроке.
На этапе "Целеполагание" учащиеся самостоятельно формулируют основную учебную задачу урока.
Этап "Закрепление изученного материала" включает задания, направленные на формирование умения группировать буквосочетания (слова) по роли мягкого знака в них, выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; умение планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с заданием, проводить самоконтроль и самопроверку по образцу, вносить коррективы, осуществлять взаимопроверку.
На заключительном этапе была проведена рефлексия (объективное оценивание результатов работы каждого ученика), определялся уровень усвоения учащимися изучаемой орфограммы, достигнут ли предполагаемый результат.