Цель: | 1) содержательная: формирование у учащихся умения подбирать проверочные слова и писать буквы безударных гласных звуков в корне слова; 2) деятельностная: формирование умения реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать, что в ударных и безударных слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов), видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение. |
Метапредметные (УУД) | Личностные: Познавательные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; формирование умения выполнять действия по алгоритму. Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
Методы и формы обучения | Деятельностный, частично-поисковый с проблемными заданиями, аудиовизуальный, наглядно-образный, практический, индуктивно-дедуктивный; индивидуальная, фронтальная. |
Образовательные ресурсы: | Диск «Мультимедийные уроки «УМК «Школа России». Русский язык. 2 класс. Авт. Е. Берюхова» Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) http://www.shkola-abv.ru http://www.proshkolu.ru http://www.proshkolu.ru/club/trenazhers/file2/1877278/- тренажер http://youtube.com/watch?v=CRULY40OLYQ |
Оборудование | Интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику Канакиной «Русский язык», электронный диск с мультимедийными уроками (авт. Е. Берюхова), раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, аудиофайл, видеоролик. |
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи – литературное чтение |
Основные понятия | Безударная гласная, корень слова, однокоренное слово, форма слова |
Этапы урока, время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения (содержание учебного материала) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации | ФУУД у учащихся | Промежуточный контроль |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1 мин. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (слайд 2) | Включение учащихся в деловой ритм урока: На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая. Слушай, не перебивая. Говори ты чётко, внятно, Чтобы всем было понятно. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтоб на урок всем нам Захотелось вновь прийти! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные принадлежности на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности; Регулятивные: учатся готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; | |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие 8 мин. | Минутка чистописания (слайды 3-4) | Показ написания прописных букв о а и е я | Повторяют написание элементов букв. Самостоятельная работа | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: общеучебные - совершенствуют имеющиеся умения. | Показ лучших работ |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Диалог учителя с учащимися, в процессе которого сами учащиеся находят решение обсуждаемой проблемы - Почему у нас в гостях появились эти буквы? (в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки) - Написание с произношением часто не совпадает. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | | Познавательные: логические - с целью выделения нужного признака Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: учатся формулировать и аргументировать свой ответ. | Вопросы для уточнения информации |
Просмотр мультимедийной презентации с заданием «Вставь пропущенные гласные» (слайд 5) | - Прочитайте предложения. -Как называются пропущенные буквы? Почему мы их так называем? -Вставьте пропущенные гласные. - Значит, какими бывают гласные? (Ударные и безударные) -Какими бывают безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые) | Смотрят слайд презентации, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: общеучебные - воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Коммуникативные: отвечают на вопросы других, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, выполнение задания |
Просмотр мультимедийной презентации с заданием «Подбери родственные слова» (слайды 6-7) | Самостоятельная работа Подбери родственные слова к данным: РЯБИНА, ДРОЗД, ЯГОДА. Контроль выполнения задания - Оцените свою работу. - Как связаны между собой эти 2 задания? (Возможны затруднения – чтобы узнать, какая гласная – проверяемая или непроверяемая) - Что необходимо сделать, если непроверяемая гласная? (Обратиться к орфографическому словарю) - Если проверяемая? (Изменить слово) - Какие знаете способы проверки безударных гласных звуков в корне? | Самостоятельно подбирают однокоренные слова, записывают их в столбики, выделяют корень | Индивидуальная | Познавательные: логические - овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Коммуникативные: учатся вести диалог. | Сверка с экраном «Проверь себя» Сигналь- ные кружки |
3. Целеполагание. 4 мин. | Установление преемственности связей прежних и новых знаний. Слайд 8. Просмотр мультимедийной презентации с заданием «Спиши предложение, поставь в словах ударение, подчеркни безударные гласные. Как проверить?» (слайд 9) | Формулирование цели учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими их на себя. - Всегда ли нужно подбирать родственные слова? Может существуют еще способы проверки безударных гласных в корне слова? - Расширим и углубим собственные знания. Помните, орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Выполним еще одно задание: Спиши, поставь ударение, подчеркни безударные гласные. ВО ДВ…РЕ РЫХЛАЯ Л…ДЯНАЯ ГОРКА. - Докажите правильность выполнения задания. - Какие способы проверки использовали? - Сформулируйте тему урока. (Как проверить безударную гласную в корне слова? Какие способы существуют?) | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов. Самостоятельно списывают предложение. Учащиеся пытаются аргументировать свой ответ. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Регулятивные: осознают недостаточность своих умений; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия Коммуникативные: постановка вопросов. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы | Устные ответы, выполнение задания |
4. Построение проекта выхода из затруднения. 12 мин. | Просмотр электронного приложения к учебнику «Русский язык 2 кл.» Канакиной (Анимация) (слайд 10) | Просмотр диска с обсуждением услышанного - Можно ли безударный гласный звук написать на слух? Почему? -Безударный гласный нужно обязательно проверять. | Слушают, комментируют услышанное; осваивают лингвистические термины | Фронтальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; оценивают усваиваемое содержание | |
Просмотр мультимедийной презентации «Запомни правило» (11 слайд) | Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья. | | | |
Работа по учебнику (слайд 12) | Организация выполнения упражнений по учебнику, упр. 142, 144, с. 93-94 | Выполняют упражнения, определяют, где записаны формы одних и тех же слов, а где – однокоренные слова. | Познавательные: логические - выполнение логических операций сравнения, анализа, подведения под понятие | Устные ответы, выполнение задания |
Просмотр мультимедийной презентации с (слайды 13 - 16) | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения на практике 1) Способы проверки безударной гласной: - формы одного и того же слова глаз, глаза, у глаза; - однокоренные слова глазок, глазки, глазик. Применение знаний в новых ситуациях. Задание (с анимацией) а) Найди формы одного и того же слова: рыба рыбаки рыбный дом дома у дома река речной речка дуб дубы у дуба б) Найди однокоренные слова: дождь дождик дождевой лоси лось у лося кот к коту коты липа липовый липка 2) Алгоритм «Как проверить безударный гласный в корне слова»: - поставь в слове ударение; - выдели корень; - подчеркни гласную, которую нужно проверить; - проверь гласную изменением формы или подбором однокоренного слова. Помни: безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне. | Смотрят слайд электронного приложения, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины Выбирают правильный ответ, обосновывают ответ | Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания
Познавательные: логические – анализируют, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные: удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения. | |
Физкультминутка 2 мин. | Просмотр видеоролика с общеразвивающими упражнениями (Слайд 17) | Оздоровительная физминутка и упражнения на развитие умственных способностей. | Выполняют упражнения по видеоролику и на развитие умственных способностей | Фронтальная | Личностные: сознают необходимость заботы о собственном здоровье | |
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 5 мин. | Просмотр мультимедийной презентации с тренировочными заданиями Слайды 18 – 23) | Тренировочное упражнение с комментированием - Вставь пропущенную букву, обоснуй свой ответ. | Выполняют упражнение, устанавливают рациональные способы проверки безударной гласной в корне слова | | Личностные: осваивают новые виды деятельности. Познавательные: общеучебные – выполняют действия по заданному алгоритму; логические –строят логическую цепь рассуждения. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют ее в решении учебной задачи. Коммуникативные: - формулируют ответы, используя изученные на уроке понятия. | |
| Просмотр мультимедийной презентации (слайд 24) | Решение орфографической задачи Вывод: | Обобщают полученные знания. | | Познавательные: логические –учатся читать графические модели. Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника. | |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 10 мин. | Работа с текстом | Контроль освоенности изученного на уроке материала | Работают на карточках, применяют новые знания. | Самостоятельная работа | Личностные: оценивают усвоенное содержание. Познавательные: общеучебные – учатся структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строить речевое высказывание Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля, успешно используют его в решении учебной задачи; оценивают достижения Коммуникативные: обращаются за помощью, формулируют свои трудности. | Самопроверка. Сверка с образцом с доски. |
6. Итог урока Рефлексия. 2 мин. | | Организует рефлексию - Что нового узнали на уроке? - Назовите цель урока. - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Какие способы проверки безударной гласной в корне открыли? - Для чего нам надо знать эти способы? Оцените свою работу на уроке. Зелёный кружок - всё понял, могу объяснить товарищу. Жёлтый - понял, но объяснить не могу. Красный - сомневаюсь. Нужно ещё поупражняться. Отвечали мы активно, Хорошо себя вели. На урок нам всем сегодня Захотелось вновь прийти! | Определяют уровень освоенности темы, свое эмоциональное состояние на уроке. Ученики оценивают свою работу с помощью кругов –«светофорчиков» | Фронтальная работа | Личностные: приобретают мотивацию к учебной деятельности; стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и аналитических умений. | Круги обратной связи |
8.Домашнее задание | | Упр. 143, с. 94, правило | Запись домашнего задания в дневниках. | | | |