Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с безударным гласным в корне»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ
«Правописание слов с безударным гласным в корне»
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: цветные мелки, картинки с изображением животных (лягушки, грача, скворца, клеста, гадюки), карточки с заданиями, смайлики.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности
Минутка чистописания:
- Написание каких букв мы сегодня повторим? (Прописной и строчной букв эль). Какие звуки обозначает буква эль?
2.Ответы на вопросы и заполнение таблицы.
- Какую тему мы начали изучать на уроке русского языка? (Мы изучаем тему: правописание слов с безударным гласным звуком в корне).
- Какие безударные гласные мы проверяем? (Нужно проверять гласные звуки, которые обозначаются буквами а, о, и, е, я)
- Давайте эти буквы поместим в нашу таблицу:
- Почему безударные гласные нужно проверять? (Они не всегда пишутся и слышатся одинаково)
- Для чего нужно уметь проверять безударные гласные? (Чтобы грамотно писать слова)
- Мы с вами узнали два способа проверки безударных гласных. Давайте вместе их вспомним. Я начну, а вы продолжайте:
Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, надо …
(или изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово) так, чтобы…( безударный гласный звук в корне стал ударным).
- Эту информацию тоже поместим в нашу схему. Она и сегодня понадобится нам на уроке. (По ходу беседы на доске или на экране появляется следующая таблица)
А,О,И,Е,Я
Способы проверки
Подобрать однокоренное слово
Изменить форму слова
- Итак, над какой проблемой мы будем сегодня работать? (Проверять безударный гласный звук)
III. Закрепление пройденного материала
1.Работа в паре
- Ребята, что означает значок, который я держу в руках? (Мы будем работать в паре).
- Давайте вспомним правила работы в паре. (Работать надо дружно, уметь договариваться; если сосед ошибся, тактично поправить его; работать тихо, не мешать другим ребятам думать).
Задание на карточках. I ряд: Прочитайте. Поставьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное слово.
Д . ждливый - … , м . ряк - … , з . леный - … , сл . ды - … .
II ряд: Прочитайте. Поставьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное слово.
Р . чной - … , встр . чать - … , кр . кливый - … ,
бр . вно - … .
III ряд: Прочитайте. Поставьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное слово.
П . левой - … , гл . зок - … , вр . чи - … , ш . гать - … .
Проверка: от каждого ряда выходит к доске один ученик, читает слова.
Задание классу: определить, правильно ли нашли проверочные слова и при проверке каких слов изменили форму слова.
- Выпишите любые два слова, рядом с каждым словом напишите проверочное.
- С этим заданием вы неплохо справились. А теперь посмотрите на доску и прочитайте предложение.
1. Работа над предложением, записанным на доске.
По ночам хищные зверьки ищут пищу.
- Сегодня мы чуть-чуть усложним задачу: мы не только будем подбирать проверочные слова, но и.. (находить слова, в которых надо проверять безударный гласный звук в корне).
- Найдите слова с безударным гласным звуком в корне, который нужно проверять и подберите проверочное слово. (По ночам – ночь, ночка. Зверьки – зверь, звери.)
- Такое же задание мы выполним в учебнике, но нам встретится словарное слово, которое мы еще не изучали. Отгадав загадку, вы узнаете, с правописанием какого слова мы познакомимся.
2. Словарная работа
Скачет в траве,
Глаза на голове,
Скользкая и мокрая,
Зеленая … (Лягушка)
- Да, это лягушка. Подберите синоним к этому слову. (Квакушка).
- Лексическое значение этого слова?
(Учитель записывает слово на доске)
- Поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.
- Подберите однокоренные слова (Лягушонок, лягушатник, лягушечья.)
- Какую гласную напишите в словах?
- Запишите слова, выделите корень. (Лягуш-…).
- Ребята, что интересного вы знаете о лягушках? (Из икринок появляются головастики, а из них лягушки). Давайте посмотрим на с. 102 учебника изображение лягушки и выполним упражнение № 159, но сначала отдохнем.
IV. Физкультминутка
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись!
V. Работа по теме урока.
3.Работа по учебнику
Выполнение упражнения №159.
- Выполните первое задание.
- Что нужно сделать, чтобы найти в словах буквы, написание которых нужно проверять? (Поставить ударение, найти безударные гласные).Учащиеся самостоятельно выполняют первое задание; помощь учителя слабым.
Проверка: прочитать слова, в которых нужно проверять безударный гласный звук. (Грачи –грач, скворцы – скворец, весну – весны, встречают – встреча и т.д.)
- Прочитайте второе задание. Выполняем.
- Какие слова записали? Назовите проверочные слова.
4. Лексическая работа.
- Объясните смысл первого предложения: Грачи и скворцы первыми весну встречают. (Именно эти птицы первыми прилетают к нам с юга.).
«Прудовые лягушки». Почему они так названы?
- О ком говорится в 4-ом предложении? (О клестах.)
- Что необычного о них мы узнали из этого предложения? (Что они холодной зимой выводят своих птенцов.)
- Кто знает, почему так происходит? (Эти птицы кормят своих птенцов семенами шишек, которые созревают зимой.)
- Да, если птицы сыты, им никакой мороз не страшен. А как вы можете помочь зимой птицам?
VI. Рефлексия
- У меня на столе лежат разные смайлики. Выберите тот, которым вы оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
- Чему научились на уроке? (Находить и проверять слова с безударным гласным звуком в корне.)
- С каким словарным словом познакомились? (Со словом «лягушка»).
- Какую гласную в этом слове надо запомнить? (Гласную я)