Тема урока
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Общая цель
Научить писать слова с непроизносимыми согласными в корне, развить умение подбирать проверочное слово. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.
Ожидаемые результаты
Умеют правильно писать слова с непроизносимыми согласными.
Правильно подбирают проверочное слово. Употребляют в речи слова с непроизносимыми согласными.
Тип урока
Открытие нового знания
Задания
Проверка д.з. работа по карточке. Парная работа (выполнение заданий по марш – карте.) Р.р. Беседа Мама – слово – дорогое.
Инд. задание (одарен. уч.) Отгадывание загадок. Синквейн.
Необходимые материалы
Интерактивная доска, карточки.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть
1.Создаёт психологический настрой на урок.
Сегодня необычный урок, 1 день второй четверти…
Улыбнитесь друг другу и начнём наш урок.
Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться.
2.Проверка д.з. работа по карточке. Вставь пропущенные орфограммы. Ножка, робкий, булавка, мягкий, жираф, крепкий, крышка, сказка, редкий, ловкий, кружка, гвоздь, масса, бассейн, хоккей
Взаимопроверка в паре.
Оценивание в паре по критериям: 0 ошибок- «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»
3.Ответы на вопросы:
Как проверить правописание безударной гласной? Правописание звонких и глухих согласных? Какие слова вы знаете с удвоенными согласными?
Приветствие учащихся, направление на процесс учения. Проверка готовности к уроку.
Проверяют д.з в паре по критериям
Отвечают на вопросы
Презентация
- Запускает ресурс:
Честный, грустно, здравствуй, сердце.
- Что интересного вы заметили? - Какой возникает вопрос?
–Попробуйте сформулировать тему …
2.Постановка целей.
- Как вы думаете, какой цели мы должны будем достигнуть на уроке?
3. Заслушивание ответов учащихся.
-Сегодня мы узнаем, ещё один способ проверки и будем учиться грамотно писать.
- Наша задача: выяснить, когда пишутся непроизносимые согласные, а когда нет.
4. Презентация «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
И что писать, неясно нам…
Что же делать, как нам быть?
Как проблему – то решить?
Способ проверки.
Чтобы знать, как написать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Непроизносимые согласные проверяй так:
грустный- грусть
Звездный- звезда
Отвечают на вопросы, определяют тему урока.
Ставят цели к уроку.
Слушают, выражают свои мысли по презентации.
Основная часть
- Работа по марш- карте.
1задание: Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным.
звездный грусть
здравствуй звезда
честный здравие
грустный честь
Оценивание в паре по критериям.
Вопросы на понимание темы:
Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
- Прочитайте правило ещё раз и расскажите правило соседу по парте.
2.Физминутка
Встаньте около своих парт, руки поставьте на пояс.- Я буду показывать карточки со словами на разные правила. Если я покажу слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимой согласной, то вы делаете 2 поворота туловища влево, вправо.
(Учитель показывает карточки со словами: шалаш, устный, сугроб, рукав, луг, счастливый, земля, тополь, завистливый, свёкла, грустный, лестница, овраг.)
3. Прочитайте про себя предложение, написанное на доске.
Сердце матери лучше солнца греет.
- Что это такое? - Почему так говорят?
- Какую орфограмму видите в пословице?
- Запишите пословицу к себе в тетрадь, а _____________ подберет и запишет проверочные слова на доске (запись на обратной стороне доски). Прочитайте проверочные слова. Почему эти слова называются проверочными?
Сделайте вывод о проверке слов с непроизносимыми согласными.
Р.р. Беседа Мама – слово дорогое.
Какие самые хорошие слова вы скажете о маме, какая она?
( нежная, ласковая, внимательная, заботливая,)
Кто хочет рассказать о своей маме?
Как её зовут? Сколько ей лет? Где она работает? Что она любит делать? Её любимая песня? Книга? ….
Чтение стихотворения М. Мишаковой 2 подготовленными учениками о маме.
Солнышко весеннее трудится с утра.
Сколько в ясном солнышке света и добра!
Но добрее солнышка, точно знаю я,
Милая, хорошая мамочка моя!
Радуга-красавица над землёй взойдёт,
За собой в волшебную сказку позовёт.
Но красивей радуги, точно знаю я,
Милая, хорошая мамочка моя!
Солнышко весеннее в гости приглашу,
В радугу-красавицу праздник наряжу.
И любимой мамочке пожелаю я:
Будь всегда счастливою, мамочка моя!
-Какие пословицы вы знаете о маме?
"При солнышко тепло, при матери - добро"
Итак, почему мама – это самое дорогое слово на земле?
4. 2 задание Поздним вечером мальчик смотрел на звез…ное небо. Ле.ко и радос.но играет в сер.це кровь. Я снова счас.лив.
- Какие орфограммы встретились при записи этого предложения?
-Прочитайте проверочные слова.
Проверка в паре. Оценивание в паре по критериям.
0 ошибок- «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»
5. Инд. задание (одарен. уч.) Мини – сочинение «Моя мама».
Оценивание по критериям:
-вступление – 5б
-основная часть -5б.
-заключение -5б.
13-15баллов –«5», 11-12 баллов –«4», 10-9 баллов – «3»
3 задание
Отгадайте загадки. Запишите. Проверьте в паре. Объясните. 1.Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет
Летом светит очень ярко
Осенью- наоборот. (Солнце)
2.Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел
Стало очень ….(грустно)
Мишка был большой проказник
У него сегодня ….(праздник)
Проверка в паре. Оценивание в паре по критериям.
0 ошибок- «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»
Составим с этими словами предложения.
Подсчитывание баллов:
Д.з.
… баллов
1задание
… б.
2 задание
…б.
3 задание
…б.
Итого: 20 - 17 баллов- «5». 16-14 баллов –«4». 13- 11 баллов – «3». 10-8 баллов – «2»
Написание синквейна по теме: Мама.
Чтение работ.
Оценивание «Сигналы рукой»
Подбирают проверочные слова.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физ. минутку.
Пишут предложения.
Подбирают проверочные слова.
Объясняют.
Участвуют в беседе.
Выполняют задания, проверяют в паре
Отгадывает загадки, объясняет правописание слов.
Итог
Домашнее задание: 1) Вставь орфограммы, подбери проверочные слова. Составьте с ними 2 повествовательных, два вопросительных предложения.
гиган…ский
извес…ный
мес…ный
наез…ник
радос…ный
ярос…ный
чес…ный
2) Выучить стих
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
И что писать, неясно нам…
Что же делать, как нам быть?
Как проблему – то решить?
Способ проверки.
Чтобы знать, как написать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
3) Сделать открытку ко Дню рождения мамы, написать пожелание.
Рефлексия
Давайте вернемся к теме урока
Какая тема?
Какие цели мы ставили перед собой? Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке? А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?
Оцените свою работу! Давайте подведем итог вашей работы. Молодцы!
Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
В паре помогал подбирать проверочные слова
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Будьте ребята красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!
Записывают д.з.
Принимают участие в рефлексии.