Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных"»
Шоптыкольская коррекционная школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Правописание непроизносимых согласных»
Урок русского языка в 5 классе
Подготовила : Букубаева М.Е.,
Учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе
Тема : «Правописание непроизносимых согласных»
Цель: углубить представления учащихся об орфограмме «непроизносимые согласные в корне»
Задачи:
формировать навык правильного написания слов с непроизносимыми согласными;
повторить правописание согласных в корне, правописание безударных гласных в корне;
развивать навык проверки непроизносимых согласных в корне; познавательный интерес учащихся;
воспитывать любовь к родному краю, к малой родине, бережное отношение к родной природе.
Ход урока
I. Организационный момент
Звенит заливается школьный звонок
Вас ждет интересный полезный урок
Чудесным пусть будет у вас настроение
Легко и прелестно пусть дается учение
Сообщение темы и постановка целей урока.
— Ребята, с правописанием каких орфограмм мы познакомились на прошлых уроках? ( с правописанием звонких и глухих согласных в корне)
Сегодня мы продолжаем знакомиться с орфограммами в корне. Углубим наши знания о правописании непроизносимых согласных и повторим имеющиеся знания.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
II. Объяснение новой темы
1. Слово учителя.
2.Повторение пройденного
3. Словарная работа
Чувство
Лестница
(значение слов по толковому словарю)
4. Игра «Найди пару – однокоренное слово»
5. Тема урока «Непроизносимые согласные в корне слова»
6.
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать
Чтоб Л и Д и В и Т В НИХ ВЕРНО ЗАПИСАТЬ
7. В гостях у радионяни
В недавнем прошлом была такая передача — «Радионяня». Ее любили и с удовольствием слушали не только дети, но и взрослые. Те, кто создавал для нее сюжеты, песенки и стихи, делали нужное дело — учили русскому языку весело и интересно. Передачи такой, увы, уже нет, но веселые стихи и песенки остались.
• Ребята, послушайте текст шуточной песенки из передачи «Радионяня».
— О каких словах в нем говорится? Отыщите их в тексте и выполните задание, предложенное автором песенки.
Порой в словах встречаются ужасные согласные:
Они не произносятся, и что писать — неясно вам.
В таких словах согласные всегда вы только пишете,
Но чтобы стало ясно вам, вы их сейчас услышите:
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Тут правила несложные.
Ты хочешь знать, как пишется? —
Возьми слова похожие,
где тот согласный слышится.
Учащиеся выписывают слова с непроизносимыми согласными, подбирают проверочные слова.
(При сочетании нескольких согласных. Когда сочетания нескольких согласных избежать невозможно, русский язык идет на уловку — мы некоторые из них не произносим.)
Это такие группы согласных, как ВСТВ, ЗДН, СТЛ, СТН, РДЦ.
— Что нужно сделать, чтобы их написать правильно?
III. Закрепление
1. Слово учителя.
— Как вы думаете, где можно с ними познакомиться, где народ черпает знания и мудрость? (В пословицах)
Все народы имеют свои пословицы. Богат ими и казахский народ. В них заключена вековая мудрость, опыт, знания.
• Прочитайте пословицы. О чем они? Запишите предложения, объясняя правописание согласных в корне, а также других орфограмм. Подберите проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными.
Коллективный труд — самый радостный (радости). Честный (честен) труд ведет к признанию, ложь и хитрость к позору.