kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы с включением интересныз заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных»

Разработка урока по теме: «Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных»

Автор методической разработки: Шевченко Наталья Петровна, учитель русского языка, МБОУ гимназии г. Советский, ХМАО-Югра.

Цели урока:

  1. познакомиться с правилами написания мягкого знаки в именах числительных;

  2. формировать умение путем наблюдения за именами числительными самостоятельно выводить и формулировать орфографическое правило, развивать логическое мышление;

  3. вызывать интерес к живой природе, воспитывать культуру умственного труда.



Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Орфографическая разминка. Определение темы урока. На доске записаны слова: кон…ки, пал…цы, восем…десят, бар…ер, пис…мо.

Задание: вставить пропущенные буквы, ответить на вопрос: написание какого слова у вас вызывает затруднение, почему?

(вставляем в каждом слове Ь; слово 80 относится к числительным, все остальные слова – имена существительные)

- Какой теме, как вы думаете, будет посвящен наш урок?

(Правописанию Ь в именах числительных. Изучению новой орфограммы.)

-Давайте составим с данными словами словосочетания и запишем их в тетради.

(Фигурные коньки, тонкие пальцы, восемьдесят деревьев, высокий барьер, заказное письмо)

-Что обозначает Ь в данных словах?

(Мягкий знак в данных словах обозначает мягкость согласного, стоящего перед Ь)

  1. Открытие нового на уроке.

- Давайте вернемся к теме занятия постараемся сформулировать правила написания Ь в числительных. В этом вам поможет метод наблюдения. Вспомним царицу наук – математику и займемся устным счётом.

1 ряд считает от 1 до 30.

2 ряд считает десятки: от 10 до 90.

3 ряд считает сотни: от 100 до 900.

-В ходе наблюдений учащихся 1 ученик составляет таблицу.



Ь на конце числительных Ь в середине числительных

От 5 до 30 От 50 до 80; от 500 до 900.

Вывод: если в конце слова есть Ь, то в середине уже нет; если, наоборот, есть в середине, то на конце слова его писать не надо.

  1. Закрепление нового.

- Спишите словосочетания с доски в тетради, обратите внимание на правописание числительных.

Прочитал 59 страниц.

Выучил 630 новых слов.

Жители села выписывают 912 экземпляров журналов.

В магазине купили 65 метров костюмной ткани.

Посадили 50 саженцев сирени.

В школьной библиотеке 726 разных словарей.

(После записи данных словосочетаний учащимися на слайде дается правильное написание имен числительных. Проходит самопроверка. Далее ученики анализируют и исправляют ошибки)

- Из текста, который вам будет предложен, выпишите все числительные и обозначьте орфограмму: Ь в именах числительных.

Знаете ли вы?

В Мировом океане обитает 18 тысяч рыб. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. На земном шаре встречается 80 видов рябины. Сосна может жить 66 лет, а ель-500.

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради)


- А сейчас постарайтесь вспомнить фразеологические обороты, в состав которых входят числительные. На работу отводится 4 мин. Затем ученики по очереди выходят к доске и записываю фразеологические обороты, а остальные ребята объясняют значение этих выражений.

(Примеры: как свои пять пальцев (=знать хорошо, отлично), гнаться за двумя зайцами (= делать несколько дел одновременно), семь пятниц на неделе (= быстро менять свои планы, решения), седьмая вода на киселе (=очень далекие родственники), есть в три горла (=есть очень много, жадничать) и др.


  1. Творческое задание. Составить миниатюру на тему: «Чемпионы долголетия».

На слайде даны факты из жизни животных: черепаха живет более 200 лет, слон – 80, крокодил – до 70 лет.

(2-3 миниатюры читают ученики. Орфограммы комментируют после прочтения)

(Примерный текст. Чемпионами долголетия среди животных являются черепаха, слон и крокодил. Черепаха живет более 200 лет, слон – 80 лет, крокодил – до 70 лет. Черепаха является самой жизнестойкой.

  1. Контроль усвоения темы.

На ваших партах лежит раздаточный материал. Лист с таблицей. Вам потребуется правильно поставить десять крестиков в графы таблицы. 10 числительных я вам сейчас назову.


10 слов для работы:

  1. 700

  2. 80

  3. 40

  4. 200

  5. 11

  6. 16

  7. 900

  8. 19

  9. 90

  10. 17


Ключ для взаимопроверки


Номер п/п

Ь в середине числит.

Ь на конце числит.

В слове нет Ь

1

+



2

+



3



+

4



+

5


+


6


+


7

+



8


+


9



+

10


+



7. Задание на повторение пройденного материала по теме «Имя числительное».

- В заключение я вам предлагаю задание на уже пройденный материал. Вам надо постараться ответить на вопрос по тексту. Слушаем текст.

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность..


- Какую особенность имеет в виду брат Пети?

(Это собирательные числительные, они употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детёнышами животных, существительными, имеющими форму только множественного числа).


  1. Рефлексия. Отметьте свои впечатления от урока с помощью цвета: у вас на партах лежат цветные карандаши, нарисуйте свою радугу.

  1. Домашнее задание. Запишите 6-7 пословиц, в состав которых входят числительные. На тему одной из них составьте рассказ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных

Автор: Шевченко Наталья Петровна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-imienakh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "220707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434792804"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок на тему: " Мягкий знак в середине и на конце числительных" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-na-tiemu-miaghkii-znak-v-sieriedinie-i-na-kontsie-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "149712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420292028"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Краткосрочный план урока по русскому языку 4 класс с казахским языком обучения " Правописание мягкого  знака в числительных""
    ["seo_title"] => string(117) "kratkosrochnyiplanurokaporusskomuiazyku4klassskazakhskimiazykomobuchieniiapravopisaniiemiaghkoghoznakavchislitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "262675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449401123"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
    ["seo_title"] => string(58) "miaghkii_znak_na_kontsie_i_v_sieriedinie_chislitiel_nykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "455150"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1517914732"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок на тему: "Правописание Ь знака в числительных" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-na-tiemu-pravopisaniie-znaka-v-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "203118"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429428491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства