kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет учителю закрепить знания учащихся о правописании кратких прилагательных, так как в учебнике отдельного параграфа на эту орфограмму нет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий"»

Класс 6

Предмет: русский язык

Тема: Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий

Цели:

  • систематизировать знания учащихся о написании Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий;

  • научить отличать краткую форму имён прилагательных от других частей речи;

  • развивать речь и творческие способности учащихся;

  • воспитывать требовательности к себе: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, ответственность;

  • воспитывать бережное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:
личностные:  

-воспитывать   любовь   к   русскому   языку;  

-формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности;

предметные:

-знать изучаемые орфограммы;

-уметь отличать полные и краткие прилагательные, образовывать их формы;

-знать правописание кратких прилагательных с основой на шипящую;

-уметь применять правила на практике.

метапредметные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-умение ставить цели, планировать свою работу, проводить взаимопроверку;

Тип урока: урок открытия новых знаний, умений и навыков.

Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал, бумажные лепестки ромашки для заполнения, таблица «Ь после шипящих в различных частях речи».

Сценарий урока

1. Организационный момент.

- Добрый день! Прозвенел звонок и мы с вами должны настроиться на работу на уроке.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!


2. Актуализация знаний

1) Составление «ромашки» на доске, где учащиеся добавляют по 1 лепестку и подписывают постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

2) Проверка домашнего задания

3) Работа с индивидуальными карточками ( 3 учащихся выполняют в тетради задание на оценку, приложение № 1)

4) Комментированное письмо (повторение правописания ь после шипящих в различных частях речи) перепишите стихотворение, поставьте, где необходимо, Ь, назовите части речи (приложение № 2)

3. Мотивационный этап

1)Проблемная ситуация.

-Образуйте от полных прилагательных краткую форму:

сильный воин – воин силен

хороший фильм – фильм хорош(?)

великий день – день велик

горючий элемент – элемент горюч(?)

-Написание каких кратких прилагательных вызывает у вас затруднение? (хорош, горюч)

- На какой согласный заканчиваются эти слова? (на шипящий)

2) Сообщение темы и целей урока.

-Кто определил тему нашего урока?

-Как образуется краткая форма прилагательных?

-Какие цели вы поставите сегодня на этот урок?

- Запишите в тетради тему нашего урока «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий»



4. Формирование знаний.



1) Работа у доски.

- Запишите 4 столбика слов:

говоришь речь морж тягуч

сечь печь скотч сыпуч

кричишь рожь плач хорош



- Определите, к какой части речи относятся слова в каждом столбике.

(1-глагол, 2, 3-существительные, 4 –прилагательные)

-Почему в 2-м столбике существительные пишутся с Ь, а в 3-м – без Ь?

(2-й столбик – 1-е склонение, 3-й столбик – 2 склонение)

- В какой форме стоят прилагательные из 4-го столбика?

(в краткой форме)

- Какой вывод можно сделать?

(ВЫВОД: краткие прилагательные с основой на шипящий пишутся без мягкого знака)



2) Работа с таблицей (приложение № 3)



Физкультминутка (приложение № 4)



5. Формирование умений и навыков.



1) Работа у доски.

- Запишите пословицы, объясните их значение. Найдите краткие прилагательные, определите их синтаксическую роль, прокомментируйте их написание (приложение № 5).



2) Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- Образуйте от полных прилагательных краткую форму (приложение № 6)

учащиеся проверяют соседа по парте, сравнивая работу с шаблоном, написанным на обратной стороне доски, выставляют друг другу оценки.



3) Цифровой диктант.

- Если в конце слова пишется Ь, ответ 1, если нет Ь – ответ 2.

(приложение № 7)



4) Творческая работа (текст с пропусками)

- Перепишите текст, заполнив пропуски краткими прилагательными. (приложение № 8)



5. Коррекция знаний.

  • Какую орфограмму мы сегодня изучили?

  • В каких прилагательных есть эта орфограмма?

  • Правописание каких частей речи вспомнили на уроке?

  • В какой форме глагола после шипящего пишется ь?

  • На что следует обратить внимание при написании существительных?

  • Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящий?





6. Рефлексия

«5 пальцев»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать (отметить на рисунке) свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – узнал много нового

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

- В центре ладошки написать - за что бы вы себя могли похвалить?


ПРОЛОЖЕНИЕ К УРОКУ


Приложение № 1

Карточка №1

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

(Лесо) заготовительное производство, (лесо) пильный цех, (железо)бетонный столб, (сельско)хозяйственный работник, (нефте)перерабатывающий комбинат, (торфо) перегнойная смесь,( долго )играющая пластинка, (крове) носный сосуд, (душе)раздирающий крик ,(шахматно)шашечный турнир,.

Карточка №2

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

(Северо)западный ветер, (посудо)хозяйственный магазин,( русско)украинский словарь, (юго)восточное направление, (садово ) огородный инвентарь, ( животно)водческий комплекс, (свето)чувствительная бумага, (вагоно)ремонтный цех, (седо)волосая женщина,( широко)плечий мужчина.

Карточка №3

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

(Серо)синий,( зеленовато)серый, (серебристо)белый, (красно)оранжевый, (сине)фиолетовый,( иссиня)чёрный,( тёмно)красный, (светло)голубой, (бледно)зелёный,( мутно)лиловый, (золотисто)жёлтый, (лимонно )желтый, , (бутылочно)зелёный, (прозрачно)зелёный,( горько)солёный,( кисло)сладкий.



Приложение № 2

День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ноч.. .
Все окутывает тиш.. ,
Только шелестит камыш.. .

Там внизу у корневищ..
В теплой норке дремлет мыш.. ,
На горе у дальних дач..
В будке сладко спит Лохмач.. .

Мышке снится лето, рож.. –
Без зерна не проживеш... ,
А Лохмач.. несется вскачь –
Он во сне не пес – циркач. .

День от нас уходит прочь ,
Вот и наступила ноч..  …


Приложение № 3


Приложение № 4

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке.

(Выполняем движения по тексту.)

Приложение № 5

  • Не по хорошу мил, а по милу хорош.

  • Всяк себе хорош.

  • Охоч ездить в гости, да не на чем.

  • Дешев ситец, да линюч.

  • Стар дуб, да корень свеж.

  • Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

  • Медведь неуклюж, да дюж.  

  • Непригож лицом, да хорош умом.  

  • Молод да пригож, всюду вхож.  

  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож




Приложение № 6

  • впечатляющий вид — вид впечатляющ;

  • всемогущий Бог — Бог всемогущ;

  • горячий чай — чай горяч;

  • дремучий лес — лес дремуч;

  • живучий человек — человек живуч;

  • жгучий йод — йод жгуч;

  • зловещий шум — шум зловещ;

  • колючий шиповник — шиповник колюч;

  • летучий аромат — аромат летуч;

  • погожий денёк — денёк погож;

  • похожий близнец — близнец похож;

  • пригожий юноша — юноша пригож;

  • сведущий человек — человек сведущ;

  • свежий ветер — ветер свеж;

  • трескучий мороз — мороз трескуч;

  • тягучий кисель — кисель тягуч;

  • шипучий квас — квас шипуч.


Приложение 7

Вещь, шалаш, плавуч, рощ, поешь, живуч, беречь, отрежь, жгуч, любишь, могуч, хранилищ, не плачь, дремуч, увлечь, скрипуч, тощ, мелочь, запечь, зряч.

КЛЮЧ: 1,2,2,2,1,2,1,1,2,1,2,2,1,2,1,2,2,1,1,2.


Приложение № 8

I. Воздух ______ и _______.

2. День был удивительно _______.

3. Осенний день был ______ и _______.

5. Снег шуршал, _____ и ______.

6. Парень был ________, _________.

для справок: прозрачный, хороший, коренастый, сыпучий, свежий, золотистый, широкоплечий, рыжий, сухой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий"

Автор: Ганина Кристина Владимировна

Дата: 12.11.2017

Номер свидетельства: 438462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий (презентация) "
    ["seo_title"] => string(82) "pravopisaniie-kratkikh-prilaghatiel-nykh-s-osnovoi-na-shipiashchii-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "198530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428416423"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План – конспект урока на тему "  Полные и краткие прилагательные ". "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-polnyie-i-kratkiie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "108014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403535250"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок русского языка в 5 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме «Полные и краткие прилагательные» "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-s-ispol-zovaniiem-eor-i-tsor-po-tiemie-polnyie-i-kratkiie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "204112"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429610639"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Полные и краткие имена прилагательные"
    ["seo_title"] => string(43) "polnyie-i-kratkiie-imiena-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "288313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454605317"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок на тему: "Имя прилагательное" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "urok-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "290863"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455029880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства