Урок русского языка в 5 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме «Полные и краткие прилагательные»
Урок русского языка в 5 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме «Полные и краткие прилагательные»
Урок предназначен для изучения и закрепления знания учащихся о полных и кратких именах прилагательных; изучения правила правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; формирования умения и навыков образования кратких имен прилагательных, определения роли кратких прилагательных в предложении, речи; умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графического обозначения условия выбора правильного написания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме «Полные и краткие прилагательные» »
Урок русского языка в 5 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме «Полные и краткие прилагательные»
1. Тема урока - Полные и краткие прилагательные
2. ФИО - Петрова Надежда Пантелеймоновна
3. Место работы - МОУ "ООШ № 34" г. Сыктывкара
4. Должность - учитель русского языка и литературы
5. Предмет - русский язык
6. Класс- 5
7. Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5класс/ Научный редактор акад. РАО Н.М.Шанский.
8. Цель урока: расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных.
9. Задачи урока:
-- обучающие: изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах прилагательных; изучить правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль кратких прилагательных в предложении, речи; умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания.
- развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, навыки устной монологической речи, умения работать с таблицей, текстом.
- воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, формировать умения определять художественную значимость слова.
10. Предполагаемые результаты обучения:
личностные-
стремление к речевому самосовершенствованию
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
метапредметные-
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
предметные -
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения
использования выразительных средств языка
11. УУД, формируемые (базовые) на уроке: личностные (смыслообразование), познавательные (поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска), регулятивные (целеполагание), коммуникативные (управление поведением партнера)
12.Тип урока - урок освоения новых знаний
13. Формы работы учащихся: фронтальная,индивидуальная, в парах.
14. Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное): компьютерный класс, модем, интерактивная доска, выход в Интернет, ЕК ЦОР, Конструктор интерактивных заданий, текст № 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (Таблица №1)
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время (в минутах)
1
Организационный момент
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
Настраиваются на учебную деятельность
1
2
Проверка домашнего зада-ния.
Определение уровня усвоения материала предыдущей темы.
Слово учителя:
-Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.
Отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению.
3
3
Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. Актуализация знаний
Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное».
Прочитайте текст (текст № 1 на бумажном носителе, приложение к плану – конспекту). Обратите внимание на выделенные слова, определите, к какой части речи они относятся. Выясняется, что это тоже прилагательные, отвечающие на вопрос «каков».
-Обратите внимание на тему урока: «Полные и краткие имена прилагательные».
Итак, какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке?
Работают с текстом, определяют часть речи выделенных слов.
Знакомятся с темой урока и формулируют цель урока, записывают тему урока.
2
4
Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний.
№ 1.
Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные» (N 7251).
Изучение нового материала. Работа с интерактивными таблицами
«Полные и краткие прилагательные». Демонстрация учителем таблицы, объяснение.
Изучают таблицу, отвечают на вопросы учителя.
8
Первичная проверка понимания
№ 2. Тест «Образуйте краткую форму» (N 138961) 3 варианта.
Формирование умения и навыков образования кратких имен прилагательных.
-Прочитаем задания теста и попробуем образовать краткую форму прилагательного по вариантам.
Проверка.
-Мы с вами убеждаемся, что краткая форма может быть образована не от всех прилагательных. А как вы думаете, почему?
Выполняют задания теста по вариантам.
Исправление ошибок.
Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.
7
Первичное закрепление
№3. Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255).
Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253).
№4. Мультимедиаурок «Роль полных и кратких прилагательных в предложении» (N 188271).
№5. Интерактивный текст "Краткие прилагательные. правописание ь после шипящих"
Изучение нового материала,
формирование навыков различения полных и кратких прилагательных
Слово учителя:
- Обратимся к тексту. Найдите краткие и полные прилагательные
Формирование умения определять роль кратких прилагательных в предложении.
Слово учителя:
-Выясним, какова роль полных и кратких прилагательных в предложении?
-Каким членом предложения являются выделенные прилагательные?
Слово учителя. Объяснение орфограммы
«Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих». Формирование умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания
Работа с интерактивным текстом, объяснение, проверка.
Выделяют полные и краткие прилагательные.
Работают с видеофрагментом на экранах компьютеров, отвечают на вопросы учителя.
Находят и выделяют в тексте краткие прилагательные, которые оканчиваются на шипящие, объясняют условия выбора орфограммы (при необходимости пользуются подсказками).
3
7
6
5
Подведение итогов урока
№6. Интерактивное задание. Задание: определите цитаты, характеризующие Петра I (N 204005).
Слово учителя:
Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных.
Перед нами фрагмент портрета Петра I–(полководца во время Полтавского боя русских со шведами) из поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
Найдём и подчеркнём краткие прилагательные, задав к ним вопросы.
Главную роль играют здесь краткие прилагательные, передающие сильный характер, собранность, волю к победе Петра, кратковременность битвы и состояния Петра.
В парах находят характеристику Петра I, делают выводы об особенностях употребления кратких прилагательных в художественной речи.
5
6
Объяснение домашнего задания
Слово учителя:
-Что представляет собой это предложение: Долг платежом красен? Это пословица. В народной речи проявилась особая любовь к кратким прилагательным.
Объяснение домашнего задания.
Слово учителя:
-Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. Подберите пословицы, в которых были бы использованы краткие прилагательные.
Отвечают на вопрос учителя, записывают домашнее задание.
2
7
Рефлексия
Закончите фразы:
Что для Вас было:
самое понятное...
самое полезное...
самое новое...
самое насыщенное..
самое бесполезное...
1
Приложение к плану-конспекту урока
«Полные и краткие прилагательные».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР (Таблица 2)
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные в предложении» (N 7251)
Приложение к плану-конспекту урока «Полные и краткие прилагательные».
1. Текст № 1 на бумажном носителе для работы.
Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же онпахуч и сладок! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медведица позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч.
Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище.