Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных.
Задачи:
- обучающие: изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах прилагательных; изучить правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль кратких прилагательных в предложении, речи; умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания.
- развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; навыки устной монологической речи, умения работать с таблицей, текстом.
- воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, формировать умения определять художественную значимость слова.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Урок представлен в виде таблицы, в которой отражены действия учителя и учащихся на уроке, указаны сайты, оеспечивающие доступ к ОЭР. Дано приложение на печатной основе.
Приложение к плану-конспекту урока «Полные и краткие прилагательные».
Текст № 1 на бумажном носителе для работы.
Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч и сладок! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медведица позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч.
Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Полные и краткие имена прилагательные»
План-конспект урока с использованием ЭОР
Тема: «Полные и краткие прилагательные»
Учитель: Листрова Тамара Викторовна
Место работы: ГБОУ СОШ с. Красноармейское
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5 класс.
Номер урока в теме: 184.
Базовый учебник: «Русский язык». Учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, Г.А.Богданова, Т.С.Тронина, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева.
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных.
Задачи:
- обучающие: изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах прилагательных; изучить правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль кратких прилагательных в предложении, речи; умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания.
- развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; навыки устной монологической речи, умения работать с таблицей, текстом.
- воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, формировать умения определять художественную значимость слова.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1.
Организационный момент
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
Приветствуют учителя.
1 мин.
2.
Проверка домашнего зада-ния.
Определение уровня усвоения материала предыдущей темы.
Слово учителя:
-Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.
Учащиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению.
3 мин.
3.
Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся.
Актуализация знаний
Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное».
Прочитайте текст (текст № 1 на бумажном носителе, приложение к плану – конспекту). Обратите внимание на выделенные слова, определите, к какой части речи они относятся. Выясняется, что это тоже прилагательные, отвечающие на вопрос «каков?».
-Обратите внимание на тему урока: «Полные и краткие имена прилагательные».
Итак, какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке?
Учащиеся работают с текстом, определяют часть речи выделенных слов.
Учащиеся знакомятся с темой урока и формулируют цель урока, записывают тему урока.
2 мин.
4.
Изучение нового материала
№ 1.
Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные».
Изучение нового материала. Работа с интерактивными таблицами
«Полные и краткие прилагательные». Демонстрация учителем таблицы, объяснение.
Учащиеся изучают таблицу. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
8 мин.
№ 2.
Тест «Образуйте краткую форму»
Формирование умения и навыков образования кратких имен прилагательных.
-Прочитаем задания теста и попробуем образовать краткую форму прилагательного по вариантам.
Проверка.
-Мы с вами убеждаемся, что краткая форма может быть образована не от всех прилагательных. А как вы думаете, почему?
Учащиеся выполняют задания теста по вариантам.
Исправление ошибок.
Учащиеся отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.
7 мин.
№3. Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательны.
Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные».
№4. Мультимедиаурок «Роль полных и кратких прилагательных в предложении».
№5. Электронный учебный модуль практического типа «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих».
Изучение нового материала,
формирование навыков различения полных и кратких прилагательных
Слово учителя:
- Обратимся к тексту. Найдите краткие и полные прилагательные
Формирование умения определять роль кратких прилагательных в предложении.
Слово учителя:
-Выясним, какова роль полных и кратких прилагательных в предложении?
-Каким членом предложения являются выделенные прилагательные?
Слово учителя. Объяснение орфограммы
«Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих». Формирование умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания
Работа с ЭУМ, объяснение, проверка. (текст №1)
Учащиеся выделяют полные и краткие прилагательные.
Учащиеся работают с видеофрагментом на экранах компьютеров.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся находят и выделяют в тексте краткие прилагательные, которые оканчиваются на шипящие, объясняют условия выбора орфограммы (при необходимости пользуются подсказками).
3 мин.
7 мин.
6 мин.
5.
Подведение итогов урока
№6. Интерактивное задание. Задание: определите цитаты, характеризующие Петра I .
Слово учителя:
Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных.
Перед нами фрагмент портрета Петра I –(полководца во время Полтавского боя русских со шведами) из поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
Найдём и подчеркнём краткие прилагательные, задав к ним вопросы.
Главную роль играют здесь краткие прилагательные, передающие сильный характер, собранность, волю к победе Петра, кратковременность битвы и состояния Петра.
Учащиеся находят характеристику Петра I, делают выводы об особенностях употребления кратких прилагательных в художественной речи.
4 мин.
6.
Объяснение домашнего зада-ния
Слово учителя:
-Что представляет собой это предложение: Долг платежом красен? Это пословица. В народной речи проявилась особая любовь к кратким прилагательным.
Объяснение домашнего задания.
Слово учителя:
-Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. Подберите пословицы, в которых были бы использованы краткие прилагательные.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, записывают домашнее задание.
2 мин.
Таблица 2.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные в предложении».
Приложение к плану-конспекту урока «Полные и краткие прилагательные».
Текст № 1 на бумажном носителе для работы.
Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч и сладок! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медведица позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч.
Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище.