Просмотр содержимого документа
««Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц».»
Урок русского языка в 3 классе по теме:
«Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц».
Цели урока:
Образовательные:
1. Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Епосле шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)
Воспитательные
Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока:
Орг. момент.
Учитель: Доброе утро, ребята. Меня зовут Оксана Юрьевна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. На уроке нам предстоит очень интересная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу. А за правильно выполненные задания я буду дарить вам вот эти красивые снежинки.
Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка.
Берёшь перо, берёшь листок.
Фантазий радужных поток
Тебе поможет сотворить
Прекрасный мир и оживить
Ряд строчных правил, строгих слов.
Ну что, дружок, уже готов?
Открытия совершить спешим
Науку мы не насмешим.
Учитель: Вот и нам сегодня предстоит открыть новые для нас законы языка. Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Давайте посмотрим на экран. Прочитайте слова. Ребята, в какой части слова пропущена буква. Как вы считаете, какие буквы нужно писать в этих окончаниях. Молодцы. Но посмотрите, сколько ребят задумалось. Я увидела в их глазах немой вопрос. Вот и Знайка с Незнайка затеяли такой спор. И чтобы их помирить, мы с вами исследуем эту проблему и узнаем какие буквы пишутся в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. Тема нашего урока. Слайд №1 (2 минуты)
Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие.
У вас на партах лежат три карточки:
Карточка со словами.
Карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.
А вывод вы должны записать на карточке - правило
Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!(2 минуты 20 секунд)
Воспроизведение знаний.
Учитель: Кто готов прочитать правило, которое вы вывели?
(Отчет ребят по группам.)
Учитель: Ребята, вы вывели одинаковое правило, а вдруг оно ошибочное?
Слайд № 3
Учитель: Знайка советует нам обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр57). Как же об этом говорится в учебнике? Сверим наши выводы?
(Дети работают с правилом учебника)
Учитель: Совпало ли правило, которое вы вывели, с правилом в учебнике? Значит, вы все можете взять по одной снежинке.
Учитель: Ребята, открыть закон мало, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать. Но, прежде, давайте составим алгоритм, который нам поможет правильно писать слова.
Что сначала нужно сделать, чтобы определить какую букву писать в этом слове. Слайд № 4
"О" как сходно с калачом, По нашим наблюдениям, В окончаниях пишем "О" Всегда под ударением!!! Для закрепления научного открытия нужно ребята выполнить следующее задание:
Учитель: У вас на партах лежат карточки - сигналы. Я буду показывать слова, а вы просигнальте какую букву нужно вставить. Не забывайте опираться на алгоритм.
Слайд № 5
Учитель: Кто не допустил ни одной ошибки, можете взять по две снежинки. Кто допустил одну ошибку – одну снежинку.
Учитель: Услышав о нашем открытии, Незнайка решил, что в слове пчелка, после шипящей буквы ч нужно писать букву о, так как она стоит под ударением.
Слайд № 6.
Учитель: Вы согласны с Незнайкой?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Учитель: Почему для проверки этого слова не подходит наше новое правило?
Дети: Потому, что эта орфограмма находится не в окончании слова, а в корне.
Учитель: А сейчас мы проверим, не допустите ли вы такой ошибки как Незнайка.
У вас на партах лежат стрелочки со словами. Вставьте пропущенные буквы. Распределите эти слова по группам. В первую группу слова с орфограммой в корне, во вторую – с орфограммой в окончании.
А сейчас, давайте проверим, как вы справились с заданием.
Первая группа проверит как справилась с заданием третья группа, вторая проверит первую группу, а третья вторую.
Учитель: Молодцы ребята. Вы можете взять все по две снежинки.
Физминутка.
Слайд № 7
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат картинки. Вам необходимо поставить слова, изображенные на них в форму творительного падежа и также распределить их по группам. Группа, которая быстрее всех справится с заданием получит по три снежинки.
А сейчас выполните тест на ноутбуках. В каждой группе два ноутбука. Сядьте по два или три человека и совместно выполните тест. Нажмите на кнопку: Начать тест. Прочитайте задание и поставьте точки в окошечки напротив правильных ответов.
Следующее задание Прочитайте слова, посовещайтесь в группах в каких из этих слов допущены ошибки. Один представитель от команды должен исправить ошибки. Неправильные буквы нужно выбросить в урну, а вместо них вставить правильные буквы.
Учитель: Так какое открытие мы сегодня сделали?
Слайд № 9
Итог урока:
Посчитайте свои снежинки.
Слайд №10
Запишите домашнее задание: Сочинить 3 -5 предложений о зиме, в которых употребляются слова с чередованием согласных.
Слайд № 11
А сейчас возьмите свои снежинки и подойдите все ко мне. Давайте устроим снегопад. На счет 3 все дружно подбросим вверх снежинки.
Садитесь. Спасибо за урок. Мне очень приятно было с вами сегодня работать.