Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»
Тема:Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.3 класс.
Цели урока: создать условия для знакомства с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных», для отработки правописания слов с данной орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой на работу.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Чистописание.
Ж ш щ ч Пшеница
– Что объединяет буквы? (Это шипящие)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
На интерактивной доске записаны слова (буквы о, е закрыты смайликом):
– Почему задание вызвало затруднения? (Недостаточно знаний)
– Назовите тему урока. (Дети в учебнике находят тему.)
– К какому блоку относится урок? (К блоку «Правописание»)
– Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком.)
– Скажите, какие учебные задачи вы будете решать на уроке? Чему учиться на уроке? (Дети формулируют задачи, пользуясь заданиями к упражнениям в учебнике.)
(1. Мы будем учиться обозначать звук (о) после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. 2. Познакомимся с новым правилом. 3. Будем работать в парах. 4. Узнаем, почему сердце получило такое название. и т. д.)
– Какой вывод можете сделать? От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
– Сравните с правилом в учебнике.
– Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется буква о, когда е?
VI. Первичная проверка понимания.
Первичное усвоение правила
– Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц «Исключи ошибку».
1. Составление алгоритма (Слайд 2 )
«Исключи ошибку»
Подчеркни шипящий или ц.
Поставь ударение.
Напиши слово орфографически правильно.
2. Интерактивное средство – «Сортировка» 11 чел. (Слайд 3 )
Дети перемещают таблички в соответствующие колонки
3. ИС «Сортировка вихрей – текст» (Слайд 4 )
Имеется два «водоворота-вихря» с конкретными названиями, под ними – в случайном порядке слова. Необходимо «утопить» все эти картинки в «своем» водовороте.
VII. Первичное закрепление, применение введенного правила.
1. Упражнение 1. Выполняется письменно фронтально. Работающие у доски учащиеся при записи слов формулируют отрабатываемое правило.
VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
1. Упражнение 3 – орфографический тренинг написания слов с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных» Выполняется письменно в парах. (Слайд 5)Одна пара работает у доски. После выполнения задания – сравнение с эталоном. Анализ ошибок.
Рубрика «Путешествие в прошлое» – знакомство с историей слова сердце.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь). Программа «Отличник». Работа на ноутбуках.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Задания по выбору)
Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Упражнение 4. Запиши слова в два столбика в зависимости от места орфограммы в слове (орфограмма в окончании и в корне).