kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание гласных и согласных в приставках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание гласных и согласных в приставках

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание гласных и согласных в приставках"»

Методическая разработка : «Правописание гласных и согласных в приставках»

учитель русского языка и литературы Киргуева А.А.


Каждый учитель работая с учащимися в классе выбирает свой путь, но главное – на всех этапах урока- пробудить у учеников исследовательский интерес, то есть создать на уроке условия для проявления познавательной активности:

  • актуализировать ранее полученные знания;

  • коллективный поиск “от простого к сложному”;

  • исследовательский характер деятельности: наблюдать, сравнивать, группировать;

  • интенсивная самостоятельная деятельность (работа с разными словарями, пособиями, учебниками).

Для успешного усвоения материала необходимо:

  1. научить учеников различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;

  2. обогащать словарный запас учащихся, обращая внимание на иноязычные и исконно русские слова, которые не подчиняются основному правилу правописания;

  3. обучать школьников “технике мышления”;

  4. сформировать умения и навыки аналитико – синтетической работы;

  5. сформировать умения и навыки логизировать материал на основе знаковых схем, таблиц, алгоритмов, инструкций. Это позволит правильно, последовательно и более эффективно найти способ объяснения написания орфограмм. Очень важно, чтобы инструкции-алгоритмы были лаконичны, наглядны и просты.

I. Творческие работы – важный этап в формировании умений самостоятельно оперировать тем языковым материалом, который охватывается правилом. Таким образом, необходимо предлагать задания, которые стимулируют развитие творческого начала, желание использовать данные слова в устной и письменной речи.

II. Составляющим элементом урока должно стать письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста – поэтического или прозаического) небольшого объёма. Письмо по памяти – эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом, который способствует:

  • развитию речи школьников;

  • художественному мышлению;

  • зрительной и слуховой памяти учащихся;

  • закреплению орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • обогащению словарного и лексического запаса.

Данный вид деятельности является не только одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы, но и повышает интеллектуальный уровень учеников, даёт возможности более осмысленно подходить к изучению материала.Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока.

III. Урок всегда должен быть воспитывающим, поэтому необходимо весь учебный материал объединять общей идеей. Хорошо если разговор будет вестись о нравственных категориях: любви и доброте, горе и радости, смелости и трусости, чести и долге…

Следовательно, сформулируем цель уроков:

  • дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках;

  • развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • закрепить навык осознанного письма;

  • научить применять данное правило в устной и письменной речи.

Тип урока: это может быть урок объяснения, закрепления, или обобщения

Оборудование:

  1. карточки с индивидуальными заданиями;

  2. таблицы, схемы, рисунки;

Межпредметные связи: связь с информатикой и литературой.

Ход урока

Каждый человек - это определенная нота, которую в нас заложила судьба. Мысли человека - еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит - это и называется счастьем.

Н. Михалков.

I. Слово учителя.

Что самое важное для человека? Любовь… Внимание… Забота близких людей… Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего зависит?

Поверь мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

М. Лермонтов.

2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

М. Скребцова.

3. Дайте определение понятию “счастье”. Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?

Счастье – это состояние устойчивой радости.

Г. Лейбниц.

Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье.

С. Сергеев-Ценский.

4. Опишите свои ощущения. Ребята читают свои эссе.

В душе сейчас разные чувства. С одной стороны, конец весны, а стоит прохладная погода. И от этого как-то грустно на душе, а с другой стороны, радость от уже скорого приближения лета, тепла, отдыха.

Залешина Я.

В этот день особенно остро чувствуется одиночество и не спасает круг одноклассников. Сердце охватил холод. Круги на асфальте заставляют натянуть улыбку… Острая боль, слезы подступили к глазам. Что-то внутри меня требует тепла, родной души, общения, но я не могу говорить, молчание душит мои чувства. Видела искореженную яблоню с белыми цветами. Она была ничтожна и величественна. Я стала чувствовать, как дерево. Душевная боль обостряется из-за холода. Ни о чем не думаю…иногда хочется уйти туда, где нет никого, только я…Сердце требует любви, которая как сладкий яд медленно убивает меня .А дальше бесконечная пустота, которую я боюсь и люблю.

Корнева Е.

Мир человеческих чувств многообразен, он может включать в себя бесконечное множество эмоций, чувств, впечатлений. Ведь каждый человек находится в мире, полном чудес. Этот мир чувств – отношение к миру, который нас окружает. Вот и последний денек учебного года. На душе некая легкость и одновременно тоска. На улице холодный ветер, свежесть и красота природы, но на душе и перед глазами проплывают картинки о прошедшем учебном годе, который я провел впервые в этой школе. Это чувство невозможно описать, оно многообразно. Я считаю, что чувство – главное человеческое богатство, единственное, которое ни наука, ни люди не в силах описать, данное нам от Бога.

Булыгин А.

В данный момент в моей душе происходит что-то непонятное. Я чувствую радость и гордость за красоту окружающего нас мира. Легкое волнение и легкую влюбленность. С таким чувством я живу почти каждый день. Вот оно счастье для меня. Я счастлива, что сейчас именно в этом месте с этими людьми. Почувствовать красоту людей – главное.

Кузнецова Е.

Я вышел на улицу. В этот момент я почувствовал, что что-то замерло внутри. Нахлынула волна радости, хорошего настроения, вдохновения. Весь мир показался на какое-то время ярче обычного. Хотелось остановить это мгновение, побыть в нем, почувствовать его. На душе радость, о плохом не хотелось думать, вспоминать. Жизнь показалось лучше…Скоро каникулы.

Князев П.

Узнать состояние своего сердца, души гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Для этого надо найти равновесие (гармонию) с самим собой и с природой, гармонию, к которой люди стремятся всю жизнь! Я попробовал погрузиться, познать, что я чувствую и что меня беспокоит. Увидев цветущую яблоню, я понял, что мой внутренний мир находится в состоянии покоя. Но, разглядев асфальт вокруг этого дерева, я понял, что за внешним спокойствием лежит чувство волнения, тревоги. Тревога за наш мир, за его будущее.

Пирожков Е.

Последние дни мая… Я не могу описать свои чувства, идущие от сердца, потому как я последние недели 3-4 сильно не высыпаюсь. Только сейчас я начинаю понимать, что все мои чувства исчезли, есть только одно – желание поспать. Есть только чувство легкой угнетенности от предвкушения спокойствия. Я даже не могу помечтать о том, что я буду делать, когда закончится учеба. У меня полностью исчезло воображение, ближущиеся каникулы мне ни о чем не говорят. Ну что ж, будь, что будет. Может быть, наступит время (где-то через 3 дня) и ко мне вернутся чувства…

Бизин К.

Май. Последние дни холодной весны. Конец учебного года. Однако настроения радости и счастья нет. Конечно, ведешь себя иначе: делаешь мнимые улыбки, радуешься за свои оценки, но настроения нет… Почему? Холодная весна во всем виновата? Смотришь в окно, всюду одинокие листочки, деревца. Они тоже фальшиво зеленые… Нет, весна тут ни при чем, она также холодна… Друзья зовут гулять, но не хочется… Одиноко…Наверное, в сердце постучалась любовь…

Зайцев А.

II. Поэтическая разминка.

  1. Прочитайте наизусть стихотворение;

  2. Объясните орфограммы в приставках;

  3. Найдите в тексте примеры художественных тропов и объясните их роль;

  4. Подготовьте стихотворение к письму по памяти;

  5. Подумайте, какую основную мысль пытался донести до нас автор.

(Не) пр…выкайте к ч..десам –
Д…витесь им, д…витись!
(Не) пр…выкайте к н…бесам,
Гл…зами к ним т…нитесь.
Пр…глядывайтесь к об…лакам,
Пр…слушивайтесь к пт…цам,
Пр..кладывайтесь к р…дникам,-
Н…что (не) повторится.

В. Шефнер.

III. Лексико-орфоэпическая разминка.

1. Определить лексическое значение слов;

2. Расставить ударение и составить со словами предложения:

предустьевой
презенс
предположить
предуведомить
привинтить
привозной

IV. Слово учителя.

На доске записана тема урока.

ПРИСТАВУЧАЯ” МОРФЕМА”

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто “пристают” к словам — они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать. Продолжите этот ряд, насколько сумеете.

Или: понимать, отнимать... И этот ряд продолжите, насколько сумеете.

Сколько приставок в русском языке?

Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле, вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).

Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30 — 40, значит, у вас совсем неплохая готовность памяти. Если меньше — отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.

Если вы уже сделали все, что могли, а дальше — сдаетесь, загляните в ответ.

Ответ: без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-; изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-; со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.

С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.

Приставка! Я тебя вижу!

Задание № 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его.

  1. Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный.

  2. Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный.

  3. Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.

Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.

Задание № 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя.

Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.

Ответы:

  1. обезьяна, обелиск, областной, общежитие, ожерелье, одновременный, основной;

  2. обворожительный, обнародовать, облагороженный, облокотиться, обожженный, объезженный, объяснение, облегчение, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение;

  3. обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить. Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

Зрительный диктант. Прочитайте предложение несколько раз, потом запишите по памяти и проверьте себя.

Вдохновение определяется Львом Толстым как состояние, когда ясно открывается, что можно сделать.

Возможная тема небольшого сочинения. Опишите случай или несколько случаев, когда вы испытывали вдохновение.

Приставка! Я тебя вижу!

Среди данных ниже слов есть такие, внутри которых спрятались приставки. Выпишите эти слова.

Очковтирательство, доброжелательство, благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, Землетрясение, громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

Ответ: громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, очковтирательство, благоприобретенный, водопроводчик, сногсшибательный, благоразумный, деревообрабатывающий.

Найдите среди этих слов трудные для вас и сделайте все, чтобы их запомнить.

При выполнении упражнений ученики приходят к выводу, что в русском языке можно выделить

ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.

Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением-паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.

Вторая группа – это приставки, которые пишутся, “подлаживаясь” к идущим за ними буквам. Это без — бес-; вз- — вс-; воз- — вос-; из- — ис-; низ- — нис; раз- — рас-; роз- — рос-; через- черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами.

Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

Итак, три группы приставок. Составьте с ними таблицу, а если любите рисовать — изобразите.

В результате совместной работы выводится алгоритм работы, который заносится в тетрадь и на доску.

Не меняются на письме

Меняют -З на-С (перед глухими согласными)

Различаются по лексическому значению

Сохраняют- И - после приставок

за-

без-(бес-)

пре-

сверх-

на-

вз-(вс-)

при-

меж-

над-

воз-(вос-)


контр-

о-

из-(ис-)


супер-

об-

низ-(нис-)


после остальных приставок корень слова начинается на Ы

от-

раз-(рас-)


пере-

роз-(рос-)


по-

чрез-(чрес-)


под-




пред-




про-




с-




Алгоритм №2
Буквы - З-, С- в конце приставок:
Найди в слове приставку

корень начинается с глухой согласной

Запомни слова исключения.

корень начинается со звонкого согласного

Здесь, здание, здоровье, ни зги.

Пиши в приставке -


Пиши в приставке -З-

Запомни.

  1. Приставка -С- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

  2. В словах: здесь, задание, здоровье -З- входит в состав корня и замена другими приставками невозможна.

  3. В составе сложных слов пиши -З-: близсидящий, близстоящий.

Это правило необходимо закрепить при выполнении следующих упражнений.

Практическая работа №1.

Заменить в словах приставку-С- приставками, оканчивающимися на –З-, и наоборот. Составить словосочетания: сдавать- раздавать книги, издавать газеты, воздавать должное.

Сбить, сгонять,сжечь,сгладить,сгибать,сбавить,сгрызть,сбежать,сдержаться.

Раздуть,изжевать,раздать,взбивать,разгрезти,воздержаться,избегать,изгибать,развернуться.

Образовать однокоренные слова от слов здесь, здание, здоровье.

Заменитьприлагательные с приставкой -без(бес) существительными с предлогом: бесцельный- без цели.

Безбородый,бессодержательный,бесчисленный,беспочвенный,бесформенный,безжалостный,бессовестный,беззлобный,беспомощный.

На каждую из приставок на –З- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным , а в другом –перед глухим: разбудить-распилить, избить-испугать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ.

А знаете ли вы, что в приставке воз- (вос )исчезает гласная- О-(восход- всходы, воспоминание- вспоминать), и можно ошибочно посчитать, что в словах типа взбивать, взбираться, взбегать две приставки.

Трудности возникают и тогда, когда в приставках появляется беглый гласный –О-, например: взбираться- взобраться, взрыв -взорвать.

Практическая работа №2.

Следует порекомендовать такие упражнения.

Сопоставить сходные слова, разобрав их по составу:

Сгонять-согнать, поджидать-подождать, взойти-зайти, втыкать-воткнуть, раздирать-разодрать, отмщение-отомстить, надрываться-надорваться, звошедший-зашедший, разочароваться-зачарованный, отбор-отобрать, воспоминание-вспомнить.

Алгоритм №3
Буквы А, О в приставках раз-(рас-), роз-(рос-):

Найди приставку и поставь ударение

Приставка под ударением


Приставка без ударения


пиши –О -


пиши -А -

Часто смешивают приставки РОЗ-(РОС -) и РАЗ-(РАС-) со сходными по звучанию корнями РОС-,РАСТ-, а приставки ВОЗ-(ВОС-)и НИЗ-(НИС-) –с корнями -ВОЗ-, НИЗ-. Преодолеть эти ошибки можно только с помощью постоянного сопоставления слов и разбора их по составу.

Например, разрослись - россыпи, растительность-расстояние,произрастание-расставание,перевозчик-перевозбуждение,низкий-низвергнутый.

Практическая работа №3

Выпишите в четыре столбика слова с корнями рос-, раст-, воз-, низ-.

Нисходить, разросшийся, распутать, нарастающий, низший,вырастить, возбудить, срастаться, расположить, рассмотреть, произрастание, низвергнуть, ниспровергать, снизить, нисходить, растолковать.

Алгоритм №4
Правописание приставок - пре-, -при
-
Особое внимание следует обратить на правописание приставок
(гласная Е, И в приставках)

1. Вспомните слова – исключения (словарные слова) как заимственные из других языков, так и русского происхождения.

пре-

при-

преодолеть

притязать, притязание

прекословить, беспрекословный

присягать, присяга

пренебрежение

привередничать, привередливый

пресмыкаться

примирить, непримиримый

препятствие

приурочить

пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный или заслуживающий отрицательной оценки)

прихотливый

приоритет

привилегия, привилегированный

преимущество

примитив, примитивный

претензия

приукрасить

президиум

природа

президент

прискордный

премьера

причина

препарат

пример

(знаки) препинания

прическа

престол

приличный

престиж

причудливый

2. Написание следующих слов связано с различием в их значении:

пре-

при-

Прибывать (“приезжать, приходить”). Поезд прибывает. Прибытие. Расписание прибытия поездов.

Пребывать (“находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии”). Пребывание в столице. Пребывать в унынии.

Придать (“усилить, прибавить чего-лиибо, дать дополнительно”). Придать храбрости. Приданое. Придать нужную форму.

Предать (“изменить, нарушить верность, забыть”). Предать друга. Предать огню. Предать забвению. Предание. Народное предание.

Приступить (“начать”) Приступить к работе. Приступить к занятиям.

Преступить (закон). Преступник, преступление, преступность, преступный.

Приклонить (голову) (только в значении “найти или не найти приют”). Негде голову приклонить. Будет, где голову приклонить.

Преклонить (голову, знамена, колена) (“склониться, опустить вниз, выражая глубокое уважение, восхищение”). Преклонение перед павшими.

Притворить (“неплотно закрыть”). Притворить дверь.

Претвориться (“осуществиться, воплотиться”). Замысел претворился в жизнь.

Притвориться (“с целью ввести в заблуждение”). Притвориться спящим. Притворщик, притворный, притворство.

Презреть (“пренебречь чем-либо”). Презреть опасность. Презрение, презренный, презрительный, презирать.

Призреть (“дать приют”) - устарело.

Предел (“граница, черта”). Предел скорости, предел желаний, за пределами страны. Предельный, беспредельный.

Придел (“пристройка “)

Приёмник (“то, что предназначено для приёма”). Радиоприёмник, детский приёмник

Преемник (“продолжатель дел, традиций”). Преемственность, преемственный.

Приуменьшить (“слегка уменьшить”)

Преуменьшить (“значительно уменьшить”)

Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой- пре-.

Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях: преклонный (приближающийся к старости) возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения (помеха, затруднение), непреложный закон (не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее значение (безвременное, долговечное), превратности судьбы (злоключения, перемена, поворот в событиях)

3. Примени основное правило: подумай над значением приставки

1. приближение

1. можно заменить словом “очень

2. присоединение

2. можно заменить приставкой пере-

3. находиться вблизи чего-либо

3. можно заменить словом “впереди

4. неполное (краткое действие)

пиши при-

пиши пре-

Алгоритм №5
Приставки: над-, на-, от, пред-, в-, с-, о-, об-, за- до-, у-, пере-, по-, под-, про- (кроме: прабабушка, прадед…).

 

Неизменяемые

Алгоритм №6
Правописание гласных (-Ы, -И-) после приставок, оканчивающихся на согласный.

1. Выделить приставку в слове

2. Определить, какой по происхождению она является

Запомни: взимать произносится и пишется с - И

Практическая работа 4.



Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание.



Задание №1

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_костный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.

Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.

И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и-давна, и_подлобья.

Ни_падать, ни_провержение, ни_вергать, ни_ ринуться, ни-послать, ни_кий, ни_ший.

Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.

Чере_чур, чре_мерный.

_дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть



Задание №2

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание.





Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_вестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное число, об_грать, из_мать.

Меж_нститутский, сверх_ндустриальный, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный.

Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм.

Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин-нспектор.

Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.



Задание №3

Правописание приставок роз- (рос-) и раз- (рас-) определяется ударением. В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Такое сопоставление помогает запомнить правило.

Без ударения - а, под ударением - о

рассыпать - россыпи


развалиться - розвальни

распускать - роспуск


разыграть - розыгрыш

расписание - роспись


раздать - розданный

рассказ - россказни


разыскивать - розыск

С этими словами составьте предложения.

Задание №4.



Правильно выделять приставку помогает прием замены одной приставки другими, например: расстегнул, застегнул, отстегнул, пристегнул.

Задание: выделите приставки, с помощью замены докажите, что они выделены правильно.

Образец: Расступиться- вступиться- отступить- заступиться.

Расстилать, растаять, растереть, восстать, востребовать, восстановить, расстрелять, растревожить, расстроиться, растрогаться, расталкивать, расставаться, бесстрашный, бесполезный, исследовать, исполнить, рассчитывать, растратить.



При завершении работы над темой нужно привлечь более трудные слова.



Задание №5 ( для отработки грамотного письма).



      1. Разобрать слова по составу.

Израсходовать, исподлобья, исподтишка, неизмеримый, безвыездный, безрассудство, пересдавать, переиздавать, предрассветный, порассказать, непревзойденный, предположение, предрассудок, побеспокоить, перераспределение, поднажать, распропагандировать, распространение, расположение, неиссякаемый, унаследованный, несоразмерный.

      1. Заменить данные слова синонимами с приставками на –З -С-.

Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно), неведомый (безвестный), необозримый (беспредельный), приказ (распоряжение), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), противоречить (возражать), постоянно (беспрестанно, беспрерывно), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный), спасти (избавить), слишком (чересчур, чрезмерно), спокойный (безмятежный), справедливо (беспристрастно), тихий (бесшумный, безмолвный), ярость (исступление).



      1. Подобрать антонимы к данным словам.

Собрать (разбросать), сэкономить (израсходовать), трусливый (безбоязненный, бесстрашный), добрый (бессердечный, безжалостный), гуманный (бесчеловечный), затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).

      1. Подобрать однокоренные антонимы, заменяя приставки.

Уехать (приехать), завернуть (развернуть), развязать (завязать, связать), подойти (отойти), прилететь (улететь), приносить (относить), смотать (размотать), приползти (отползти), закрыть (открыть), внести (вынести), отплыть (подплыть).







Задание №6

Запишите данные слова в два столбика: в первый — с приставками при- и пре-, во второй — все остальные.

Беспримерный, непринципиальный, беспристрастный, председательствующий, презентация, достопримечательность, гостеприимство, привилегированный, времяпрепровождение, пресный, благоприобретенный, преподавательский, претензия, претендент, привлекательный, причудливый, примитивный, принцесса, преимущество, прейскурант, приоритет, беспрекословный.


Задание №7.


Диктант с предварительной подготовкой

Выпишите все слова с приставками при- и пре- и другие слова, которые покажутся вам трудными. Потом запишите текст под диктовку.

Я не могу примириться с мыслью, что человечеству приходит конец. Человек бессмертен лишь потому, что он все преодолеет... Я верю, что человек не только все превозможет. Он победит. Он бессмертен не только потому, что среди живых существ только ему дано неиссякающее слово, а потому, что ему дарована душа, способная жертвовать, сострадать, терпеть. (У.Фолкнер.)


Задание №8.

Следующие слова перепишите в таком порядке: 1) слова, обозначающие приближение, присоединение, пространственную близость; 2) слова, обозначающие действие, совершаемое не полностью или на небольшой срок; 3) слова, обозначающие высшую степень качества или предельную степень действия; 4) слова, в которых приставка пре- обозначает то же, что приставка пере-; 5) слова, не входящие ни в одну из этих категорий.

Престарелый, пританцовывать, беспрестанный, приумолкнуть, природный, прикарманить, приструнить, преувеличить, привокзальный, пренебрежительный, пришвартоваться, презирать, превосходный, причудливый, неприкосновенный, присутствующий, превращение, примелькавшийся, преобразование, приземлиться, приглашение, воспрепятствовать, приостановить.


Задание №9

Придумайте предложение или небольшой рассказ на одну из следующих тем (по выбору). Употребите в нем слова с приставками при-, пре-.

Расскажите о транспорте, прибывающем в город, где есть порт, аэродром, железнодорожная станция и автовокзал.

Представьте себе, что вам надо в детском саду починить кучу поломанных или порванных игрушек.

Вообразите, что вы совершаете космический полет, и опишите все, что можете, начиная от старта и преодолении притяжения Земли и кончая благополучным приземлением.

Опишите какой-нибудь город или какой-нибудь пейзаж, увиденный глазами восхищенного путешественника.

Расскажите, как гостеприимный хозяин принимает гостей. (Это простенькие темы, а какие у вас получатся тексты — это зависит от вашей фантазии и остроумия. Вполне может быть, что очень интересные.)


Задание №10

Замените подчеркнутые слова синонимами с приставками при- или пре-. Если при этом потребуется немного изменить предложения, не стесняйтесь.

1) В классе находится двадцать пять человек.

2) Школа купила несколько компьютеров.

3) Охотник в продолжение нескольких часов гнался за добычей.

4) Надо начинать работать в саду.

5) Настроение у нас было великолепное.

6) На крылечке сидел очаровательный пушистый котенок.

7) Шум в зале внезапно оборвал речь оратора.

8) Я осторожно дотронулся до пушистой шерстки котенка.

9) Наш староста очень сильно увеличивает свои заслуги.

10) У нас был замечательный преподаватель физики.

Ответ:

1) присутствует,

2) приобрела,

3) преследовал добычу,

4) приступать к работе,

5) прекрасное, превосходное,

6)прелестный,

7) прервал,

8) прикоснулся,

9) преувеличивает,

10) прекрасный.

Задание №11.

К следующим словам подберите антонимы с приставками пре-или при-.

1) Отъезд —,

2) молодой —,

3) безобразный —,

4) начать —,

5) отвязывать —,

6) отталкивать —.

Ответ:

1) приезд, прибытие,

2) престарелый, преклонного возраста,

3) прекрасный,

4) прекратить, перестать,

5) привязывать,

6) притягивать, привлекать.


Задание №12.

Соедините отрезки слов с приставками при-, пре- или пред- и запишите полученные слова.

...седатель, ...рывистый, ...старелый, камень ...ткновения, ...храмывать, ...дворный, ...небрежительный, ...хотливый, ...упредительный, ...дверие, ....способление, ...кратился, ...вратить, ...градить, ...датель, ...варитель-но, ...ложение, ...словутый, ...рекаться, ...ступление, ...баутка, ...ветствие, ...влекательный, ...мечание, ...ключение, ...нудительный, ...тяжение, ...ставление, ...чувствие, ...шественник, ...ъявлять, ...пятствовать, ...ближенный.



Залание №13.

Прочитайте текст несколько раз, запишите по памяти, а потом проверьте себя по книжке.

Много тысяч поколений назад наши предки были пресмыкающимися. После того как они расстались с привычкой быть рыбами, они обзавелись другими принадлежностями и стали вполне благопристойными земноводными. (В.Леви.)


Задание №14

Из данных слов выпишите только те, в которых нет приставок при- и пре-.

Превалировать, благопристойный, бесперспективный, приватизация, непререкаемый, непрестижный, непременный, беспрецедентный, приключенческий, превосходящий, соприкосновение, беспристрастный, приблизительный, председатель, претензии.

Значение непонятных вам слов выясните, обратившись к словарю или к знающим людям.


Задание №15.

Вспомните такие слова с приставками при-и пре-.

1) Обозначающие доброе, дружелюбное, ласковое отношение к людям;

2) обозначающие действие, направленное сверху вниз;

3) слова, которые можно услышать во время судебного процесса;

4) обозначающие виды умственной работы;

5) грамматические термины с приставками при- и пре-.

Ответы:

1) Приветливость, гостеприимство, привязанность, приятель, приласкать, приютить, приголубить, пригреть.

2) Пригнуть, примять, прижать, придавить.

3) Преступник, преступление, присяга, присяжные заседатели.

4) Придумывать, припоминать.

5) Прилагательное, приложение, приставка, причастие, знаки препинания, придаточное предложение.


Задание №16.

Вставьте по памяти или по книжке пропущенные слова в строчки из произведений Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина. В ответ загляните только после того, как все возможное сделаете сами.

1) Я ... вас, господа, чтобы сообщить вам ... известие: к нам едет ревизор.

2) Ей в ... дано было зеркальце одно.

3) Дела давно минувших дней, ... старины глубокой.

4) ... к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?"

5) Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг ....

6) Вот бегает дворовый мальчик, себя в коня ... .

7) Гусей крикливых караван тянулся к югу. ... довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.

8) Только поп один Балду не любит. Никогда его не ... .

Ответ:

1) пригласил, пренеприятнейшее,

2) приданое,

3) преданья,

4) приплыла,

5) прелестный,

6) преобразив,

7) приближалась,

8) приголубит.


Задание №17

К данным словам подберите синонимы с приставками при- и пре-.

1) Гнаться за кем-то,

2) ложное толкование,

3) помеха,

4) лицемерный, неискренний,

5) милый, обаятельный,

6) тень умершего,

7) хороший знакомый,

8) отношение свысока,

9) очень печальный случай,

10) находиться где-нибудь,

11) необычное, увлекательное происшествие.

Ответ:

1) преследовать,

2) превратное,

3) преграда, препятствие,

4) притворный,
5) прелестный,

6) призрак, привидение,

7) приятель,

8) пренебрежение, презрение,

9) прискорбный,

10) присутствовать,

11) приключение.



Задание №18

К словам из первого раздела подберите синонимы из второго раздела и запишите их попарно.

Гости из космоса, изменить, ползать,
учитель, спорить, капризничать, очень хвалить, помеха, затейливый, льгота, несложный, представление, награда, первый спектакль.

Примитивный, презентация, привилегия, пресмыкаться, преподаватель, пререкаться, привередничать, преобразовывать, премия, превозносить, препятствие, пришельцы, премьера, прихотливый.

В словарь культурного человека

Преамбула — вводная часть важного документа.

Прерогатива — исключительное право, связанное с занимаемым положением.

Прецедент — случай, имевший место раньше и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого рода.

Принципиальность — последовательное проведение в жизнь своих убеждений.

Вспомните или придумайте ситуации, в которых было бы уместно употребление каждого из этих слов.


Задание №19

Попробуйте объяснить самостоятельно смысл следующих слов.' В ответ загляните только после того, как сами сделаете все возможное.

1) Превратный,

2) предвзятый,

3) предвкушать,

4) предосудительный,

5) презентабельный,

6) препираться,

7) пресловутый,

8) претендовать,

9) пресмыкаться.

Ответ:

1) изменчивый, непостоянный, а также ложный, извращающий истину,

2) основанный на предубеждении, заранее ложно или враждебно принятый,

3) заранее испытывать приятное чувство,

4) заслуживающий осуждения,

5) представительный,

6) спорить по пустякам,

7) нашумевший, широко известный чем-то плохим,

8) добиваться чего-то, рассчитывать на что-то,

9) раболепствовать, ползать на брюхе.


Задание №20.


Диктант с предварительной подготовкой

Выпишите из текста все трудные для вас слова, а потом запишите текст под диктовку.

В русском языке у слова "привык" два значения, близких, но расходящихся. Одно "привык" значит освоился, приспособился, примирился. Другое "привык" — сжился, привязался, испытываю потребность, тягу, влечение, не могу без этого... Это привычка-привязанность, привычка-пристрастие.

Пристрастие — совсем не обязательно что-то плохое. Есть и хорошие, во всяком случае, одобряемые пристрастия.

Привязанность — это еще не любовь. До пристрастия ей еще расти и тянуться. А есть ли предел?

Есть. Это мания. Можно подыскать и вполне русские словечки. Например, приверженность. И более старое — привороженность. А чтобы привязать к себе нелюбящего человека, в старину употребляли "приворотное зелье". Говорили и так: прилип, прилепился (к человеку, к вину, к азартной игре), приарканился, прикопытился, прикоптился... Все эти слова напряженность влечения передают лишь приблизительно. (В.Леви)


Задание с улыбкой№21.

Прочтите слова вместе с объяснениями. Если какие-то из объяснений вас не устроят, дайте свои.

Пришить — присоединить иголкой с ниткой. Присобачить — привезти на собаке. Примазаться — намазаться мазью. Прислониться — приехать на слоне. Прилежание — присоединение к лежащим. Приударить — не очень сильно ударить. Придумать — не очень долго думать. Пресмыкаться — очень тесно смыкаться. Присказка — вступление к сказке. Прихрамывать — находиться при храме. Предельный — очень дельный. Прикарманить — пришить к карману. Премилый — очень милый. Прекрасный — очень красный. Прелестный — очень лестный. Прилипнуть — приблизиться к липе. Презрение — очень хорошее зрение. Престарелый — очень старый.

Попробуйте придумать свои слова с объяснениями в этом же духе.


Задание №22

Поработайте корректором. Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Художник-карикатурист Борис Ефимов вспомянает о своей ранней молодосте. "Все больше нравиться мне необычное и причудливое, странное и привликательное искусство карикатуры, но мне и в голову не приходит, что оно может стать моим презванием и основным занятием".

Ответ: Ошибки были в словах: вспоминает, молодости, привлекательное, призванием.


Задание №23.

Замените придаточное предложение одним словом.

1) Крепость, которую нельзя взять.

2) Препятствие, которое нельзя преодолеть.

3) Авторитет, который не допускает возражений.

4) Равнина, которая тянется без предела.

5) Дождь, который идет без перерыва.

6) Враги, которых невозможно примирить.

7) Свидетель, который судит справедливо, беспристрастно.

Ответ:

1) неприступная,

2) непреодолимое,

3) непререкаемый,

4) беспредельная,

5) непрерывный, беспрерывный,

6) непримиримые,

7) беспристрастный.


Задание№24.

Диктант "Проверяю себя"

Запишите текст под диктовку. Спрашивайте о правописании любого слова, в котором вы сомневаетесь. Если вы научились сомневаться, у вас не останется ни одной ошибки.

Верования и обряды разных народов причудливо многообразны, но в сути своей неизменно схожи. Люди приписывают божествам свою собственную психологию, осознаваемую столь же смутно, как и законы мира. Стихийное, как бы само собой вытекающее из природы предположение о неограниченной связи всего со всем есть, в сущности, зачаток научного мышления. Люди все время ищут причины и связи явлений. Опыт, в конце концов, выделяет из сонма мнимых причин реальные и начинает строить здание истины. Беспорядочное комбинирование приводит к открытиям.

Там, где начинается неподвластное, где непонятное обрушивается неожиданными препятствиями, угрозами и несчастьями, деловая ориентировка уступает место слепому страху.

Непонятное и неподвластное присутствуют не только в существовании примитивных племен, но и в жизни цивилизованного человека. (В.Леви.)

Диктант с продолжением

В книге доктора В.Леви о том, как быть бодрым и здоровым, есть много ценных соображений и прекрасных советов. Запишите отрывки из этой книги как диктант с предварительной подготовкой, а потом дополните их собственными соображениями на эту тему.

Будем жадны до природного воздуха, станем фанатиками чистого дыхания! Не покидайте, не предавайте воздух! Парк, сад, лес исцеляют в любую погоду!

Будьте ближе к дереву. Да, приближайтесь, трогайте, приникайте. Дерево — волшебный источник: помимо насыщения воздуха кислородом и множеством драгоценных летучих веществ имеет еще и особое тонкое биополе...

Прикосновение к дереву пробуждает в нас память — благодарный отзвук тысяч веков спасения, записанных каждой клеткой. Не услышать это, не любить дерево может только тупая душа. Деревья — друзья нашего природного детства, друзья вернейшие.


Задание №25.

Проверьте вашу память: запишите в два столбика столько слов с приставками при- и пре, сколько сумеете вспомнить. Потом обязательно проверьте себя по словарю.


V. Подведем итоги.

Слово учителю.

Мы с вами прошли сквозь заросли русских приставок. А что вы запомнили? Проверьте себя.

Запишите столько приставок, сколько вам удалось вспомнить. Вспомните, на какие группы их можно разделить и какие трудности таит каждая группа.


VI. Дидактический материал к уроку.


1. Диктант с предварительной подготовкой.


Сначала выпишите из текста все слова с приставками первой и второй групп, потом — остальные трудные для вас слова и сделайте все, чтобы их запомнить. Потом запишите текст под диктовку.

О Леониде Утесове.

(Из воспоминаний Б.Ефимова)

Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной, удивительной и запоминающейся. И не только когда он выходил на сцену, восторженно приветствуемый зрительным залом, но и вне сцены. Неповторимый певец, талантливый и неистощимо изобретательный руководитель созданного им джазового ансамбля, его несменяемый дирижер и режиссер, организатор и вдохновитель. Да разве только джаз? Утесов поражал многогранностью и непредсказуемостью своей одаренности. Мне доводилось видеть его и солистом-скрипачом, и великолепно читающим с эстрады рассказы Зощенко. Он был превосходным оратором, писал отличные стихи, умные и душевные.

Таков был Утесов — всегда общительный, компанейский, веселый и открытый. Переполнявшим его чувством юмора и радостью бытия он щедро делился с окружающими. Он любил видеть вокруг себя слушателей, ему нравилось обращаться к аудитории везде и повсюду.

Песни Утесова помогали не только жить, но и воевать. Помогали сопротивляться фашистскому нашествию и победить врага, а потом восстанавливать разрушенную войной страну. Это хорошо помнит старшее поколение. Но сохраненный чудом звукозаписи необыкновенный, проникающий в душу голос Утесова радует нас и сегодня, в переживаемое нами лихолетье. Он поднимает настроение, вселяет надежду на то, что мы выстоим, выживем.



VII. Домашняя работа

1. Выделите приставки в словах, объясните правописание

Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, привесок, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, непримиримый, придать форму, прибрежье, (поезд) прибывает, пребывать в унынии, приклонить голову негде, преклонить колени (в знак уважения), пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преемник поэта, радиоприемник, преданья старины, непреклонная воля, немного приуменьшить, притерпеться, придать лицу выражение, преобразовать, пригвоздить, приворожить, пребывание делегации за рубежом.

2. Спишите текст, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

А знаете ли Вы ,что следует различать слова КАМПАНИЯ и КОМПАНИЯ.

КАМПАНИЯ ( от французского)

1). Совокупность военных действий, война на определенном театре военных действий в тот или иной период . Летняя кампания 1942 года.

2). Мероприятия для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи. Избирательная кампания.

КОМПАНИЯ(пришло из французского через латинский).

1). Торговое или промышленное объединение предпринимателей; предприятие, фирма.

2). Небольшая группа лиц,проводящих вместе время; приятели ,друзья.

Пр...бывая на отдыхе пр...зидент пр...успевающей к...мпании пр...верженец новых взглядов и превосходный коммерсант пр...давался воспоминаниям о пр...красных днях проведен...ых в Пр...карпатье.

Пр...одолев множество пр...град он наконец смог пр...творить в жизнь свою мечту пр...был в этот южный город и сразу (же) пр...ступил к осмотру мес...ных достопр...мечательностей пр...чудл...вых построек пр...зентабедьных отелей и пр...стижных магазинов.

На пр...морском бульваре он пр...сел на скамье возле пр...пиравшихся с пр...старелым гидом туристов и пр...глушив звук включил радиопр...емник. Туристы прекратили пр...глупый спор пр...щурили глаза и пр...возмогая усталость пр...ступили к поискам пр...станища.

3. Значение приставки пре- также не всегда можно с точностью определить. Порабо­тав с орфографическим словарем, запишите сле­дующие слова. В каких из них приставки не выде­ляются?

Пр_успевать, пр_небрежение, (вошел как) пр_видение, пр_ведение (к общему знаменателю), пр_верженность, пр_клонить (колени), пр_кло-нить (ветку), пр_подаватель, пр_говоренный, пр_следователь пр_одолел все пр_пятствия.

4. В русском языке достаточно часто употребляются заимствованные слова, содержащие буквосочетания при- и пре-. Потренируйтесь в их написании. Выясните значения непонятных слов.

Прелюдия, привилегия, преферанс, президент, претендент, приватизация, примитивный, премье­ра, презентация, престиж, примадонна, препарат.

5. Проверьте себя. Обозначьте при­ставки пре- и при-.

Пр_творить планы в жизнь, пр_соединиться к бастующим, пр_бывать к месту работы, пр_да-ваться воспоминаниям, пр_городный поезд, знаки пр_пинания, пр_сесть на диван, пр_увеличить опасность, пр_чудливый рисунок, пр_небрежительное отношение, пр_ехать в Пр_морье, пр_клоняться перед красотой.



Упражнения для закрепления даются на карточках





Упражнение 1. Выделите приставки. Объясните написание каждой из них.

Пр_крепить

пр_везти

пр_вращение

пр_добрый

пр_обрести

пр_щурить


пр_целиться

пр_клеить

пр_делать

пр_годный

пр_болеть

пр_неприятный


пр_брежный

пр_цепиться

пр_градить

пр_забавный

пр_вокзальный

пр_вратник

пр_мирить

пр_сытиться

непр_рывный

пр_остановить

пр_йти

пр_лепить

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы: е или и.

Пр_бежать

пр_вязать

пр_усадебный

пр_косновение

пр_градить

пр_мудрый

пр_милый

пр_красный

пр_шить

пр_вскочить

пр_лечь

пр_сыхать

пр_дставить

пр_рвать

пр_ломить

пр_одолеть



Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы: е или и.

Пр_бывать на вокзал

пр_клонить голову

пр_творить двери

пр_ступить к работе

пр_терпеться к обстоятельствам

пр_дать законченный вид

пр_зреть сироту

пр_ходящая няня

пр_емник (аппарат)

пр_бывать в шоке

пр_клониться к земле

пр_творить план в жизнь

пр_ступить закон

пр_терпеть изменения

пр_дать друга

пр_даваться безделью

пр_зирать трудности

непр_ходящие ценности

пр_ёмник (наследник)

пр_умножить (значительно умножить)

пр_увеличить (сильно увеличить)

пр уменьшить (не придавать должного значения)



Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы.

Пр_обладать, пр_емл_мый, пр_дпр_ниматель, пр_обр_зовать, пр_одолеть, пр_следовать, пр_пятствия, пр_увеличить, пр_мудрый, пр_мириться, гостепр_имный, пр_бытие, пр_украсить, пр_казать, пр_бавить, пр_вращаться, пр_высить, пр_емственность пр_верженец, пр_кратить, пр_под_вать, пр_крывать, пр_рекаться, пр_словутый, пр_успевать, пр_своить, пр_поднестя.



Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы.

Пр_имущество, беспр_цельный, пр_обретать, пр_своить, пр_способиться, пр_твориться, пр_уменьшить, пр_вратно, беспр_кословно, пр_градать, пр_дпр_имчивый, пр_влекательный, пр_бывание (в покое), пр_взойти, пр_восходить, пр_дать (форму), пр_дел (возможностей), пр_ниженный, пр_близительный, пр_клоняться (перед кем-то), пр_небречь, пр_знание, пр_вратности (судьбы), пр_ступить (закон), пр_терпеть, пр_общить, пр_сущий.





Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы.

Пр_творить в жизнь, пр_клонный возраст, пр_рвать отношения, пр_ступить закон, пр_терпеться к трудностям, камень пр_ткновения, пр_клонить голову, пр_сечь нарушения, пр_тупить к работе, пр_творить дверь, пр_клонить к земле, пр_возмогая усталость, пр_небречь опасностью, пр_умножать богатство, пр_клоняться перед героем, пр_обретение знаний, пр_ступная небрежность, пр_уменьшение заслуг.



Упражнение 7. Каким словам с приставками пре- и при- соответствуют следующие значения:

1) Иметь иной вид.

2) Резко подняться.

3) Граница.

4) Пригласить кого-либо к себе жить.

5) Слегка дотронуться.

6) Торжественно подарить что-либо.

7} Представить в меньших размерах.

8) Испытывать глубокое уважение, восхищение.

Упражнение 8. Вместо словосочетания запишите одно синонимич­ное ему слово, пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.

Образец: Лишенный смысла - бессмысленный.

Никогда не умирающий, находящийся за предела­ми здания школы, находящийся вблизи берега, дать новое имя, вселить надежду, лишить оружия, задумать­ся на некоторое время, лишить возможности причи­нять вред, подозвать лошадь с помощью приманки, очень старый человек.



Упражнение 9. «Четвертый лишний» (лишнее берется в скобки).

A. Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр_вратить.

Б. Пр_налечь, пр_тянуть, пр_вязать, пр_секать.

B. Преступление, пр_одоление, пр_пятствие, пр_сутствие.

Г. Пр_неприятный, пр_донской, пр_морский, пр_школьный.



Контрольное списывание.

Выдается карточка. Необходимо вставить- Е или –И- в приставках.

Пр_творить планы в жизнь — пр_творить дверь,

радиопр_емник — правопр_емник,

пр_ступник — непр_ступная крепость,

пр_вратник — пр_вратности судьбы,

пр_ходящая няня — непр_ходящий успех,

пр_емственность — пр_емлемый вариант,

пр_бывать в город — пр_бывать в неволе.

Непр_тязательный, пр_ломление лучей, беспр_страстный, пр_клоняться перед красотой, пр_льститься, пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_вередливый, пр_глушить, пр_морский, пр_ключение, пр_сытиться, пр_даваться мечтам, пр_творяться больным, пр_вивка, пр_небрегать, прврашение, прследование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_дание старины, прбрежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_бежище, пр_стольный праздник, пр_чудливый, пр_града, пр_ручить, пр_дел мечтаний, камень пр_ткновения, пр_строить. пр_ влекательный, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок, пр_дать гласности.

Пр_тендовать на пост, пр_людия, пр_оритет, пр_зидент, привилегия, пр_мьера, пр_рогатива, пр_зентация, пр_митивный, пр_стижный, пр_ам­була.



Ниже предлагаем ряд упражнений на закрепление правописания приставок.

1. От данных глаголов образовать существительные и составить с ними словосочетания: приблизить - приближение врага.

Превратиться, присоединиться, прикоснуться, преподавать, принуждать, приветствовать, приземляться, препятствовать, преобразовать, препираться, прекращать, преследовать, преодолевать, пренебрегать, примерять.



2. Разобрать слова по составу.

Превозносить, перераспределение, неприкосновенный, превзойти, превозмочь, преисполненный, неудивительный, присоединились, беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный, неприспособленный, предрассудок, предназначенный, предрассветный, соприкосновение, предположение, непрерывный, непреклонный, неприступный, непримиримый, беспредельный, беспересадочный, невосприимчивый, пресыщение.



3. Заменить слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере- и составить словосочетания:

Образец: превозмочь - пересилить себя.

Претерпеть, преступник, предать, пресыщение,, преобразился, предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно, преобразовать, превысить, преходящий, превратиться, превзойти, преобладание, не прекращался.



4. К данным глаголам, где возможно, подобрать однокоренные существительные, прилагательные, наречия так, чтобы в них сохранились приставки пре- и при-. С каждым словом составить словосочетание: приветствовать - послали приветствие, приветливый человек, встретил приветливо.



5. Прервать, призывать, препятствовать, привлекать, пренебрегать, преклоняться, преступить, принуждать, превращать, презирать, определить, приземляться, примириться, не прерывать, предать.



6. Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Здесь полезно использовать прием сопоставления предлогов и приставок.

1) Павел служил в пристанционном буфете. При станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о преобразовании природы. При образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное превращение. При вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли при красном свете. Мы отдыхали в прекрасном доме отдыха. 5) Все произошло при странных обстоятельствах. Это был престранный человек.

Предлагаем самостоятельно составить подобные пары предложений со словами: при увеличении - преувеличение; при интересной - преинтересный; при следующих - преследующих; при мудром - премудром; при дорожной - придорожный; при фронтовых - прифронтовая; при усадебном – приусадебный.



Предлагаем несколько упражнений на синонимию.

1. К данным словам подобрать синонимы с приставками пре-, при-, пред-.

Безграничный (беспредельный), будущий (предстоящий), несправедливый (пристрастный), примерный (приблизительный), печальный (прискорбный), постоянный (непрерывный).

Грань (предел), зрелище (представление), измена (предательство), правонарушение (преступление), склонность (призвание), убежище (пристанище), последователь (приверженец).

Доставать (приобретать), загородить (преграждать), кончить (прекратить), изменить (предать), мешать (препятствовать), находиться (пребывать), померещиться (причудиться), приезжать (прибывать), понравиться (приглянуться), побороть (превозмочь), хвалить (превозносить), преданность (привязанность), превзойти (превысить), прижаться (прильнуть), перестать (прервать), привлекать (притягивать), предвещать (предрекать).



2. Заменить словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потокам (непрерывным), находиться где-нибудь (присутствовать), относиться невнимательно (пренебрегать), принять иной вид (превратиться), относиться без уважения (презирать), нарушить верность (предать).



3. Подобрать антонимы с приставками пре- и при-, составить с ними предложения.

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий); презирать (преклоняться).



В заключение приводим материал для объяснительных и проверочных диктантов.



Словарный диктант

Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобрели радиоприемник, приучайтесь преодолевать препятствия, причудливое превращение облаков, непререкаемое превосходство, приключилась пренеприятная история, превратился в беспристрастного наблюдателя, присутствовал на приеме, пригорела приправа, прекратил непрерывные переговоры, призадумался над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнул и прилег, прелестный приусадебный участок, преследование преступника.



VIII. Подводим итоги совместной работы.



Составляем алгоритм.



Правописание гласных и согласных в приставках





всегда одинаково

неизменяемые

приставки:



на, по, под, в,

про (кроме: пра

(прадедушка, прабабушка …)



изменяемые

приставки



1. З Зв. согл С Глух. согл

з , кроме: здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.



2. сверх интересный

меж институтский

контр игра

супер идеальный




другие

роз

пред

без

вз






Ы






грыш

стория

нициативный

скать

Исключение: взимать (налоги)



3. пре при

Исключения: (см. примечание)

  • различай лексическое значение,

  • вспомни словарные слова,

  • применяй основное правило:




пре

  • = «очень»

  • =«впереди»



  • = пере



при

  • =«приближение»

  • = «присоединение»

  • = «близость к чему–либо»

  • = « неполное действие»



Данный материал можно использовать в любом классе

1. при изучении темы «Правописание гласных и согласных в приставках»;

2. при повторении




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Правописание гласных и согласных в приставках"

Автор: Киргуева Альма Агубеевна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по русскому языку "Гласные в приставках пре - и при-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaporusskomuiazykuglasnyievpristavkakhprieipri"
    ["file_id"] => string(6) "321686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461348467"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация для урока русского языка по теме "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-pristavkakh-pri-i-prie"
    ["file_id"] => string(6) "121121"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413892133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок русского языка в 3 класс на тему: "Правописание гласных и согласных в приставках""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klass_na_temu_pravopisanie_glasnykh_i_soglasnykh_v_pris"
    ["file_id"] => string(6) "499510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549981445"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Задачи на тему «Правописание гласных и согласных в приставках»."
    ["seo_title"] => string(68) "zadachi_na_tiemu_pravopisaniie_ghlasnykh_i_soghlasnykh_v_pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "351286"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1477141944"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Правописание гласных и согласных"
    ["seo_title"] => string(37) "pravopisaniie-ghlasnykh-i-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "307843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458463508"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства