Просмотр содержимого документа
«"Правописание гласных и согласных в приставках"»
Методическая разработка : «Правописание гласных и согласных в приставках»
учитель русского языка и литературы Киргуева А.А.
Каждый учитель работая с учащимися в классе выбирает свой путь, но главное – на всех этапах урока- пробудить у учеников исследовательский интерес, то есть создать на уроке условия для проявления познавательной активности:
актуализировать ранее полученные знания;
коллективный поиск “от простого к сложному”;
исследовательский характер деятельности: наблюдать, сравнивать, группировать;
интенсивная самостоятельная деятельность (работа с разными словарями, пособиями, учебниками).
Для успешного усвоения материала необходимо:
научить учеников различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;
обогащать словарный запас учащихся, обращая внимание на иноязычные и исконно русские слова, которые не подчиняются основному правилу правописания;
обучать школьников “технике мышления”;
сформировать умения и навыки аналитико – синтетической работы;
сформировать умения и навыки логизировать материал на основе знаковых схем, таблиц, алгоритмов, инструкций. Это позволит правильно, последовательно и более эффективно найти способ объяснения написания орфограмм. Очень важно, чтобы инструкции-алгоритмы были лаконичны, наглядны и просты.
I. Творческие работы – важный этап в формировании умений самостоятельно оперировать тем языковым материалом, который охватывается правилом. Таким образом, необходимо предлагать задания, которые стимулируют развитие творческого начала, желание использовать данные слова в устной и письменной речи.
II. Составляющим элементом урока должно стать письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста – поэтического или прозаического) небольшого объёма. Письмо по памяти – эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом, который способствует:
развитию речи школьников;
художественному мышлению;
зрительной и слуховой памяти учащихся;
закреплению орфографических и пунктуационных умений и навыков;
обогащению словарного и лексического запаса.
Данный вид деятельности является не только одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы, но и повышает интеллектуальный уровень учеников, даёт возможности более осмысленно подходить к изучению материала.Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока.
III. Урок всегда должен быть воспитывающим, поэтому необходимо весь учебный материал объединять общей идеей. Хорошо если разговор будет вестись о нравственных категориях: любви и доброте, горе и радости, смелости и трусости, чести и долге…
Следовательно, сформулируем цель уроков:
дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках;
развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова;
обогащать словарный запас учащихся;
закрепить навык осознанного письма;
научить применять данное правило в устной и письменной речи.
Тип урока: это может быть урок объяснения, закрепления, или обобщения
Оборудование:
карточки с индивидуальными заданиями;
таблицы, схемы, рисунки;
Межпредметные связи: связь с информатикой и литературой.
Ход урока
Каждый человек - это определенная нота, которую в нас заложила судьба. Мысли человека - еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит - это и называется счастьем.
Н. Михалков.
I. Слово учителя.
Что самое важное для человека? Любовь… Внимание… Забота близких людей… Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?
1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего зависит?
Поверь мне, счастье только там, Где любят нас, где верят нам.
М. Лермонтов.
2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
М. Скребцова.
3. Дайте определение понятию “счастье”. Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?
Счастье – это состояние устойчивой радости.
Г. Лейбниц.
Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье.
С. Сергеев-Ценский.
4. Опишите свои ощущения. Ребята читают свои эссе.
В душе сейчас разные чувства. С одной стороны, конец весны, а стоит прохладная погода. И от этого как-то грустно на душе, а с другой стороны, радость от уже скорого приближения лета, тепла, отдыха.
Залешина Я.
В этот день особенно остро чувствуется одиночество и не спасает круг одноклассников. Сердце охватил холод. Круги на асфальте заставляют натянуть улыбку… Острая боль, слезы подступили к глазам. Что-то внутри меня требует тепла, родной души, общения, но я не могу говорить, молчание душит мои чувства. Видела искореженную яблоню с белыми цветами. Она была ничтожна и величественна. Я стала чувствовать, как дерево. Душевная боль обостряется из-за холода. Ни о чем не думаю…иногда хочется уйти туда, где нет никого, только я…Сердце требует любви, которая как сладкий яд медленно убивает меня .А дальше бесконечная пустота, которую я боюсь и люблю.
Корнева Е.
Мир человеческих чувств многообразен, он может включать в себя бесконечное множество эмоций, чувств, впечатлений. Ведь каждый человек находится в мире, полном чудес. Этот мир чувств – отношение к миру, который нас окружает. Вот и последний денек учебного года. На душе некая легкость и одновременно тоска. На улице холодный ветер, свежесть и красота природы, но на душе и перед глазами проплывают картинки о прошедшем учебном годе, который я провел впервые в этой школе. Это чувство невозможно описать, оно многообразно. Я считаю, что чувство – главное человеческое богатство, единственное, которое ни наука, ни люди не в силах описать, данное нам от Бога.
Булыгин А.
В данный момент в моей душе происходит что-то непонятное. Я чувствую радость и гордость за красоту окружающего нас мира. Легкое волнение и легкую влюбленность. С таким чувством я живу почти каждый день. Вот оно счастье для меня. Я счастлива, что сейчас именно в этом месте с этими людьми. Почувствовать красоту людей – главное.
Кузнецова Е.
Я вышел на улицу. В этот момент я почувствовал, что что-то замерло внутри. Нахлынула волна радости, хорошего настроения, вдохновения. Весь мир показался на какое-то время ярче обычного. Хотелось остановить это мгновение, побыть в нем, почувствовать его. На душе радость, о плохом не хотелось думать, вспоминать. Жизнь показалось лучше…Скоро каникулы.
Князев П.
Узнать состояние своего сердца, души гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Для этого надо найти равновесие (гармонию) с самим собой и с природой, гармонию, к которой люди стремятся всю жизнь! Я попробовал погрузиться, познать, что я чувствую и что меня беспокоит. Увидев цветущую яблоню, я понял, что мой внутренний мир находится в состоянии покоя. Но, разглядев асфальт вокруг этого дерева, я понял, что за внешним спокойствием лежит чувство волнения, тревоги. Тревога за наш мир, за его будущее.
Пирожков Е.
Последние дни мая… Я не могу описать свои чувства, идущие от сердца, потому как я последние недели 3-4 сильно не высыпаюсь. Только сейчас я начинаю понимать, что все мои чувства исчезли, есть только одно – желание поспать. Есть только чувство легкой угнетенности от предвкушения спокойствия. Я даже не могу помечтать о том, что я буду делать, когда закончится учеба. У меня полностью исчезло воображение, ближущиеся каникулы мне ни о чем не говорят. Ну что ж, будь, что будет. Может быть, наступит время (где-то через 3 дня) и ко мне вернутся чувства…
Бизин К.
Май. Последние дни холодной весны. Конец учебного года. Однако настроения радости и счастья нет. Конечно, ведешь себя иначе: делаешь мнимые улыбки, радуешься за свои оценки, но настроения нет… Почему? Холодная весна во всем виновата? Смотришь в окно, всюду одинокие листочки, деревца. Они тоже фальшиво зеленые… Нет, весна тут ни при чем, она также холодна… Друзья зовут гулять, но не хочется… Одиноко…Наверное, в сердце постучалась любовь…
Зайцев А.
II. Поэтическая разминка.
Прочитайте наизусть стихотворение;
Объясните орфограммы в приставках;
Найдите в тексте примеры художественных тропов и объясните их роль;
Подготовьте стихотворение к письму по памяти;
Подумайте, какую основную мысль пытался донести до нас автор.
(Не) пр…выкайте к ч..десам – Д…витесь им, д…витись! (Не) пр…выкайте к н…бесам, Гл…зами к ним т…нитесь. Пр…глядывайтесь к об…лакам, Пр…слушивайтесь к пт…цам, Пр..кладывайтесь к р…дникам,- Н…что (не) повторится.
В. Шефнер.
III. Лексико-орфоэпическая разминка.
1. Определить лексическое значение слов;
2. Расставить ударение и составить со словами предложения:
Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто “пристают” к словам — они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать. Продолжите этот ряд, насколько сумеете.
Или: понимать, отнимать... И этот ряд продолжите, насколько сумеете.
Сколько приставок в русском языке?
Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле, вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).
Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30 — 40, значит, у вас совсем неплохая готовность памяти. Если меньше — отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.
На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.
Если вы уже сделали все, что могли, а дальше — сдаетесь, загляните в ответ.
С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.
Приставка! Я тебя вижу!
Задание № 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его.
обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить. Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.
Зрительный диктант. Прочитайте предложение несколько раз, потом запишите по памяти и проверьте себя.
Вдохновение определяется Львом Толстым как состояние, когда ясно открывается, что можно сделать.
Возможная тема небольшого сочинения. Опишите случай или несколько случаев, когда вы испытывали вдохновение.
Приставка! Я тебя вижу!
Среди данных ниже слов есть такие, внутри которых спрятались приставки. Выпишите эти слова.
Найдите среди этих слов трудные для вас и сделайте все, чтобы их запомнить.
При выполнении упражнений ученики приходят к выводу, что в русском языке можно выделить
ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК
В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.
Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением-паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.
Вторая группа – это приставки, которые пишутся, “подлаживаясь” к идущим за ними буквам. Это без — бес-; вз- — вс-; воз- — вос-; из- — ис-; низ- — нис; раз- — рас-; роз- — рос-; через- черес-.
Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами.
Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.
Итак, три группы приставок. Составьте с ними таблицу, а если любите рисовать — изобразите.
В результате совместной работы выводится алгоритм работы, который заносится в тетрадь и на доску.
Не меняются на письме
Меняют -З на-С (перед глухими согласными)
Различаются по лексическому значению
Сохраняют- И - после приставок
за-
без-(бес-)
пре-
сверх-
на-
вз-(вс-)
при-
меж-
над-
воз-(вос-)
контр-
о-
из-(ис-)
супер-
об-
низ-(нис-)
после остальных приставок корень слова начинается на Ы
от-
раз-(рас-)
пере-
роз-(рос-)
по-
чрез-(чрес-)
под-
пред-
про-
с-
Алгоритм №2 Буквы - З-, С- в конце приставок: Найди в слове приставку
корень начинается с глухой согласной
Запомни слова исключения.
корень начинается со звонкого согласного
Здесь, здание, здоровье, ни зги.
Пиши в приставке -С-
Пиши в приставке -З-
Запомни.
Приставка -С- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
В словах: здесь, задание, здоровье -З- входит в состав корня и замена другими приставками невозможна.
В составе сложных слов пиши -З-: близсидящий, близстоящий.
Это правило необходимо закрепить при выполнении следующих упражнений.
Практическая работа №1.
Заменить в словах приставку-С- приставками, оканчивающимися на –З-, и наоборот. Составить словосочетания: сдавать- раздавать книги, издавать газеты, воздавать должное.
На каждую из приставок на –З- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным , а в другом –перед глухим: разбудить-распилить, избить-испугать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ.
А знаете ли вы, что в приставке воз- (вос )исчезает гласная- О-(восход- всходы, воспоминание- вспоминать), и можно ошибочно посчитать, что в словах типа взбивать, взбираться, взбегать две приставки.
Трудности возникают и тогда, когда в приставках появляется беглый гласный –О-, например: взбираться- взобраться, взрыв -взорвать.
Практическая работа №2.
Следует порекомендовать такие упражнения.
Сопоставить сходные слова, разобрав их по составу:
Алгоритм №3 Буквы А, О в приставках раз-(рас-), роз-(рос-):
Найди приставку и поставь ударение
Приставка под ударением
Приставка без ударения
пиши –О -
пиши -А -
Часто смешивают приставки РОЗ-(РОС -) и РАЗ-(РАС-) со сходными по звучанию корнями РОС-,РАСТ-, а приставки ВОЗ-(ВОС-)и НИЗ-(НИС-) –с корнями -ВОЗ-, НИЗ-. Преодолеть эти ошибки можно только с помощью постоянного сопоставления слов и разбора их по составу.
Например, разрослись - россыпи, растительность-расстояние,произрастание-расставание,перевозчик-перевозбуждение,низкий-низвергнутый.
Практическая работа №3
Выпишите в четыре столбика слова с корнями рос-, раст-, воз-, низ-.
Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой- пре-.
Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях: преклонный (приближающийся к старости) возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения (помеха, затруднение), непреложный закон (не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее значение (безвременное, долговечное), превратности судьбы (злоключения, перемена, поворот в событиях)
3. Примени основное правило: подумай над значением приставки
Правописание приставок роз- (рос-) и раз- (рас-) определяется ударением. В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Такое сопоставление помогает запомнить правило.
Без ударения - а, под ударением - о
рассыпать - россыпи
развалиться - розвальни
распускать - роспуск
разыграть - розыгрыш
расписание - роспись
раздать - розданный
рассказ - россказни
разыскивать - розыск
С этими словами составьте предложения.
Задание №4.
Правильно выделять приставку помогает прием замены одной приставки другими, например: расстегнул, застегнул, отстегнул, пристегнул.
Задание: выделите приставки, с помощью замены докажите, что они выделены правильно.
Выпишите все слова с приставками при- и пре- и другие слова, которые покажутся вам трудными. Потом запишите текст под диктовку.
Я не могу примириться с мыслью, что человечеству приходит конец. Человек бессмертен лишь потому, что он все преодолеет... Я верю, что человек не только все превозможет. Он победит. Он бессмертен не только потому, что среди живых существ только ему дано неиссякающее слово, а потому, что ему дарована душа, способная жертвовать, сострадать, терпеть. (У.Фолкнер.)
Задание №8.
Следующие слова перепишите в таком порядке: 1) слова, обозначающие приближение, присоединение, пространственную близость; 2) слова, обозначающие действие, совершаемое не полностью или на небольшой срок; 3) слова, обозначающие высшую степень качества или предельную степень действия; 4) слова, в которых приставка пре- обозначает то же, что приставка пере-; 5) слова, не входящие ни в одну из этих категорий.
Придумайте предложение или небольшой рассказ на одну из следующих тем (по выбору). Употребите в нем слова с приставками при-, пре-.
Расскажите о транспорте, прибывающем в город, где есть порт, аэродром, железнодорожная станция и автовокзал.
Представьте себе, что вам надо в детском саду починить кучу поломанных или порванных игрушек.
Вообразите, что вы совершаете космический полет, и опишите все, что можете, начиная от старта и преодолении притяжения Земли и кончая благополучным приземлением.
Опишите какой-нибудь город или какой-нибудь пейзаж, увиденный глазами восхищенного путешественника.
Расскажите, как гостеприимный хозяин принимает гостей. (Это простенькие темы, а какие у вас получатся тексты — это зависит от вашей фантазии и остроумия. Вполне может быть, что очень интересные.)
Задание №10
Замените подчеркнутые слова синонимами с приставками при- или пре-. Если при этом потребуется немного изменить предложения, не стесняйтесь.
1) В классе находится двадцать пять человек.
2) Школа купила несколько компьютеров.
3) Охотник в продолжение нескольких часов гнался за добычей.
4) Надо начинать работать в саду.
5) Настроение у нас было великолепное.
6) На крылечке сидел очаровательный пушистый котенок.
7) Шум в зале внезапно оборвал речь оратора.
8) Я осторожно дотронулся до пушистой шерстки котенка.
9) Наш староста очень сильно увеличивает свои заслуги.
10) У нас был замечательный преподаватель физики.
Ответ:
1) присутствует,
2) приобрела,
3) преследовал добычу,
4) приступать к работе,
5) прекрасное, превосходное,
6)прелестный,
7) прервал,
8) прикоснулся,
9) преувеличивает,
10) прекрасный.
Задание №11.
К следующим словам подберите антонимы с приставками пре-или при-.
1) Отъезд —,
2) молодой —,
3) безобразный —,
4) начать —,
5) отвязывать —,
6) отталкивать —.
Ответ:
1) приезд, прибытие,
2) престарелый, преклонного возраста,
3) прекрасный,
4) прекратить, перестать,
5) привязывать,
6) притягивать, привлекать.
Задание №12.
Соедините отрезки слов с приставками при-, пре- или пред- и запишите полученные слова.
Прочитайте текст несколько раз, запишите по памяти, а потом проверьте себя по книжке.
Много тысяч поколений назад наши предки были пресмыкающимися. После того как они расстались с привычкой быть рыбами, они обзавелись другими принадлежностями и стали вполне благопристойными земноводными. (В.Леви.)
Задание №14
Из данных слов выпишите только те, в которых нет приставок при- и пре-.
5) Прилагательное, приложение, приставка, причастие, знаки препинания, придаточное предложение.
Задание №16.
Вставьте по памяти или по книжке пропущенные слова в строчки из произведений Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина. В ответ загляните только после того, как все возможное сделаете сами.
1) Я ... вас, господа, чтобы сообщить вам ... известие: к нам едет ревизор.
2) Ей в ... дано было зеркальце одно.
3) Дела давно минувших дней, ... старины глубокой.
4) ... к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?"
5) Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг ....
6) Вот бегает дворовый мальчик, себя в коня ... .
7) Гусей крикливых караван тянулся к югу. ... довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.
8) Только поп один Балду не любит. Никогда его не ... .
Ответ:
1) пригласил, пренеприятнейшее,
2) приданое,
3) преданья,
4) приплыла,
5) прелестный,
6) преобразив,
7) приближалась,
8) приголубит.
Задание №17
К данным словам подберите синонимы с приставками при- и пре-.
1) Гнаться за кем-то,
2) ложное толкование,
3) помеха,
4) лицемерный, неискренний,
5) милый, обаятельный,
6) тень умершего,
7) хороший знакомый,
8) отношение свысока,
9) очень печальный случай,
10) находиться где-нибудь,
11) необычное, увлекательное происшествие.
Ответ:
1) преследовать,
2) превратное,
3) преграда, препятствие,
4) притворный, 5) прелестный,
6) призрак, привидение,
7) приятель,
8) пренебрежение, презрение,
9) прискорбный,
10) присутствовать,
11) приключение.
Задание №18
К словам из первого раздела подберите синонимы из второго раздела и запишите их попарно.
Гости из космоса, изменить, ползать, учитель, спорить, капризничать, очень хвалить, помеха, затейливый, льгота, несложный, представление, награда, первый спектакль.
Прерогатива — исключительное право, связанное с занимаемым положением.
Прецедент — случай, имевший место раньше и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого рода.
Принципиальность — последовательное проведение в жизнь своих убеждений.
Вспомните или придумайте ситуации, в которых было бы уместно употребление каждого из этих слов.
Задание №19
Попробуйте объяснить самостоятельно смысл следующих слов.' В ответ загляните только после того, как сами сделаете все возможное.
1) Превратный,
2) предвзятый,
3) предвкушать,
4) предосудительный,
5) презентабельный,
6) препираться,
7) пресловутый,
8) претендовать,
9) пресмыкаться.
Ответ:
1) изменчивый, непостоянный, а также ложный, извращающий истину,
2) основанный на предубеждении, заранее ложно или враждебно принятый,
3) заранее испытывать приятное чувство,
4) заслуживающий осуждения,
5) представительный,
6) спорить по пустякам,
7) нашумевший, широко известный чем-то плохим,
8) добиваться чего-то, рассчитывать на что-то,
9) раболепствовать, ползать на брюхе.
Задание №20.
Диктант с предварительной подготовкой
Выпишите из текста все трудные для вас слова, а потом запишите текст под диктовку.
В русском языке у слова "привык" два значения, близких, но расходящихся. Одно "привык" значит освоился, приспособился, примирился. Другое "привык" — сжился, привязался, испытываю потребность, тягу, влечение, не могу без этого... Это привычка-привязанность, привычка-пристрастие.
Пристрастие — совсем не обязательно что-то плохое. Есть и хорошие, во всяком случае, одобряемые пристрастия.
Привязанность — это еще не любовь. До пристрастия ей еще расти и тянуться. А есть ли предел?
Есть. Это мания. Можно подыскать и вполне русские словечки. Например, приверженность. И более старое — привороженность. А чтобы привязать к себе нелюбящего человека, в старину употребляли "приворотное зелье". Говорили и так: прилип, прилепился (к человеку, к вину, к азартной игре), приарканился, прикопытился, прикоптился... Все эти слова напряженность влечения передают лишь приблизительно. (В.Леви)
Задание с улыбкой№21.
Прочтите слова вместе с объяснениями. Если какие-то из объяснений вас не устроят, дайте свои.
Пришить — присоединить иголкой с ниткой. Присобачить — привезти на собаке. Примазаться — намазаться мазью. Прислониться — приехать на слоне. Прилежание — присоединение к лежащим. Приударить — не очень сильно ударить. Придумать — не очень долго думать. Пресмыкаться — очень тесно смыкаться. Присказка — вступление к сказке. Прихрамывать — находиться при храме. Предельный — очень дельный. Прикарманить — пришить к карману. Премилый — очень милый. Прекрасный — очень красный. Прелестный — очень лестный. Прилипнуть — приблизиться к липе. Презрение — очень хорошее зрение. Престарелый — очень старый.
Попробуйте придумать свои слова с объяснениями в этом же духе.
Задание №22
Поработайте корректором. Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Художник-карикатурист Борис Ефимов вспомянает о своей ранней молодосте. "Все больше нравиться мне необычное и причудливое, странное и привликательное искусство карикатуры, но мне и в голову не приходит, что оно может стать моим презванием и основным занятием".
Ответ: Ошибки были в словах: вспоминает, молодости, привлекательное, призванием.
Задание №23.
Замените придаточное предложение одним словом.
1) Крепость, которую нельзя взять.
2) Препятствие, которое нельзя преодолеть.
3) Авторитет, который не допускает возражений.
4) Равнина, которая тянется без предела.
5) Дождь, который идет без перерыва.
6) Враги, которых невозможно примирить.
7) Свидетель, который судит справедливо, беспристрастно.
Ответ:
1) неприступная,
2) непреодолимое,
3) непререкаемый,
4) беспредельная,
5) непрерывный, беспрерывный,
6) непримиримые,
7) беспристрастный.
Задание№24.
Диктант "Проверяю себя"
Запишите текст под диктовку. Спрашивайте о правописании любого слова, в котором вы сомневаетесь. Если вы научились сомневаться, у вас не останется ни одной ошибки.
Верования и обряды разных народов причудливо многообразны, но в сути своей неизменно схожи. Люди приписывают божествам свою собственную психологию, осознаваемую столь же смутно, как и законы мира. Стихийное, как бы само собой вытекающее из природы предположение о неограниченной связи всего со всем есть, в сущности, зачаток научного мышления. Люди все время ищут причины и связи явлений. Опыт, в конце концов, выделяет из сонма мнимых причин реальные и начинает строить здание истины. Беспорядочное комбинирование приводит к открытиям.
Там, где начинается неподвластное, где непонятное обрушивается неожиданными препятствиями, угрозами и несчастьями, деловая ориентировка уступает место слепому страху.
Непонятное и неподвластное присутствуют не только в существовании примитивных племен, но и в жизни цивилизованного человека. (В.Леви.)
Диктант с продолжением
В книге доктора В.Леви о том, как быть бодрым и здоровым, есть много ценных соображений и прекрасных советов. Запишите отрывки из этой книги как диктант с предварительной подготовкой, а потом дополните их собственными соображениями на эту тему.
Будем жадны до природного воздуха, станем фанатиками чистого дыхания! Не покидайте, не предавайте воздух! Парк, сад, лес исцеляют в любую погоду!
Будьте ближе к дереву. Да, приближайтесь, трогайте, приникайте. Дерево — волшебный источник: помимо насыщения воздуха кислородом и множеством драгоценных летучих веществ имеет еще и особое тонкое биополе...
Прикосновение к дереву пробуждает в нас память — благодарный отзвук тысяч веков спасения, записанных каждой клеткой. Не услышать это, не любить дерево может только тупая душа. Деревья — друзья нашего природного детства, друзья вернейшие.
Задание №25.
Проверьте вашу память: запишите в два столбика столько слов с приставками при- и пре, сколько сумеете вспомнить. Потом обязательно проверьте себя по словарю.
V. Подведем итоги.
Слово учителю.
Мы с вами прошли сквозь заросли русских приставок. А что вы запомнили? Проверьте себя.
Запишите столько приставок, сколько вам удалось вспомнить. Вспомните, на какие группы их можно разделить и какие трудности таит каждая группа.
VI. Дидактический материал к уроку.
1. Диктант с предварительной подготовкой.
Сначала выпишите из текста все слова с приставками первой и второй групп, потом — остальные трудные для вас слова и сделайте все, чтобы их запомнить. Потом запишите текст под диктовку.
О Леониде Утесове.
(Из воспоминаний Б.Ефимова)
Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной, удивительной и запоминающейся. И не только когда он выходил на сцену, восторженно приветствуемый зрительным залом, но и вне сцены. Неповторимый певец, талантливый и неистощимо изобретательный руководитель созданного им джазового ансамбля, его несменяемый дирижер и режиссер, организатор и вдохновитель. Да разве только джаз? Утесов поражал многогранностью и непредсказуемостью своей одаренности. Мне доводилось видеть его и солистом-скрипачом, и великолепно читающим с эстрады рассказы Зощенко. Он был превосходным оратором, писал отличные стихи, умные и душевные.
Таков был Утесов — всегда общительный, компанейский, веселый и открытый. Переполнявшим его чувством юмора и радостью бытия он щедро делился с окружающими. Он любил видеть вокруг себя слушателей, ему нравилось обращаться к аудитории везде и повсюду.
Песни Утесова помогали не только жить, но и воевать. Помогали сопротивляться фашистскому нашествию и победить врага, а потом восстанавливать разрушенную войной страну. Это хорошо помнит старшее поколение. Но сохраненный чудом звукозаписи необыкновенный, проникающий в душу голос Утесова радует нас и сегодня, в переживаемое нами лихолетье. Он поднимает настроение, вселяет надежду на то, что мы выстоим, выживем.
VII. Домашняя работа
1. Выделите приставки в словах, объясните правописание
Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, привесок, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, непримиримый, придать форму, прибрежье, (поезд) прибывает, пребывать в унынии, приклонить голову негде, преклонить колени (в знак уважения), пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преемник поэта, радиоприемник, преданья старины, непреклонная воля, немного приуменьшить, притерпеться, придать лицу выражение, преобразовать, пригвоздить, приворожить, пребывание делегации за рубежом.
2. Спишите текст, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
А знаете ли Вы ,что следует различать слова КАМПАНИЯ и КОМПАНИЯ.
КАМПАНИЯ ( от французского)
1). Совокупность военных действий, война на определенном театре военных действий в тот или иной период . Летняя кампания 1942 года.
2). Мероприятия для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи. Избирательная кампания.
КОМПАНИЯ(пришло из французского через латинский).
1). Торговое или промышленное объединение предпринимателей; предприятие, фирма.
2). Небольшая группа лиц,проводящих вместе время; приятели ,друзья.
Пр...бывая на отдыхе пр...зидент пр...успевающей к...мпании пр...верженец новых взглядов и превосходный коммерсант пр...давался воспоминаниям о пр...красных днях проведен...ых в Пр...карпатье.
Пр...одолев множество пр...град он наконец смог пр...творить в жизнь свою мечту пр...был в этот южный город и сразу (же) пр...ступил к осмотру мес...ных достопр...мечательностей пр...чудл...вых построек пр...зентабедьных отелей и пр...стижных магазинов.
На пр...морском бульваре он пр...сел на скамье возле пр...пиравшихся с пр...старелым гидом туристов и пр...глушив звук включил радиопр...емник. Туристы прекратили пр...глупый спор пр...щурили глаза и пр...возмогая усталость пр...ступили к поискам пр...станища.
3. Значение приставки пре- также не всегда можно с точностью определить. Поработав с орфографическим словарем, запишите следующие слова. В каких из них приставки не выделяются?
4. В русском языке достаточно часто употребляются заимствованные слова, содержащие буквосочетания при- и пре-. Потренируйтесь в их написании. Выясните значения непонятных слов.
5. Проверьте себя. Обозначьте приставки пре- и при-.
Пр_творить планы в жизнь, пр_соединиться к бастующим, пр_бывать к месту работы, пр_да-ваться воспоминаниям, пр_городный поезд, знаки пр_пинания, пр_сесть на диван, пр_увеличить опасность, пр_чудливый рисунок, пр_небрежительное отношение, пр_ехать в Пр_морье, пр_клоняться перед красотой.
Упражнения для закрепления даются на карточках
Упражнение 1. Выделите приставки. Объясните написание каждой из них.
Пр_крепить
пр_везти
пр_вращение
пр_добрый
пр_обрести
пр_щурить
пр_целиться
пр_клеить
пр_делать
пр_годный
пр_болеть
пр_неприятный
пр_брежный
пр_цепиться
пр_градить
пр_забавный
пр_вокзальный
пр_вратник
пр_мирить
пр_сытиться
непр_рывный
пр_остановить
пр_йти
пр_лепить
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы: е или и.
Пр_бежать
пр_вязать
пр_усадебный
пр_косновение
пр_градить
пр_мудрый
пр_милый
пр_красный
пр_шить
пр_вскочить
пр_лечь
пр_сыхать
пр_дставить
пр_рвать
пр_ломить
пр_одолеть
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы: е или и.
Пр_творить в жизнь, пр_клонный возраст, пр_рвать отношения, пр_ступить закон, пр_терпеться к трудностям, камень пр_ткновения, пр_клонить голову, пр_сечь нарушения, пр_тупить к работе, пр_творить дверь, пр_клонить к земле, пр_возмогая усталость, пр_небречь опасностью, пр_умножать богатство, пр_клоняться перед героем, пр_обретение знаний, пр_ступная небрежность, пр_уменьшение заслуг.
Упражнение 7. Каким словам с приставками пре- и при- соответствуют следующие значения:
1) Иметь иной вид.
2) Резко подняться.
3) Граница.
4) Пригласить кого-либо к себе жить.
5) Слегка дотронуться.
6) Торжественно подарить что-либо.
7} Представить в меньших размерах.
8) Испытывать глубокое уважение, восхищение.
Упражнение 8. Вместо словосочетания запишите одно синонимичное ему слово, пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.
Образец: Лишенный смысла - бессмысленный.
Никогда не умирающий, находящийся за пределами здания школы, находящийся вблизи берега, дать новое имя, вселить надежду, лишить оружия, задуматься на некоторое время, лишить возможности причинять вред, подозвать лошадь с помощью приманки, очень старый человек.
Упражнение 9. «Четвертый лишний» (лишнее берется в скобки).
A. Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр_вратить.
Б. Пр_налечь, пр_тянуть, пр_вязать, пр_секать.
B. Преступление, пр_одоление, пр_пятствие, пр_сутствие.
Г. Пр_неприятный, пр_донской, пр_морский, пр_школьный.
Контрольное списывание.
Выдается карточка. Необходимо вставить- Е или –И- в приставках.
4. К данным глаголам, где возможно, подобрать однокоренные существительные, прилагательные, наречия так, чтобы в них сохранились приставки пре- и при-. С каждым словом составить словосочетание: приветствовать - послали приветствие, приветливый человек, встретил приветливо.
6. Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Здесь полезно использовать прием сопоставления предлогов и приставок.
1) Павел служил в пристанционном буфете. При станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о преобразовании природы. При образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное превращение. При вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли при красном свете. Мы отдыхали в прекрасном доме отдыха. 5) Все произошло при странных обстоятельствах. Это был престранный человек.
Предлагаем самостоятельно составить подобные пары предложений со словами: при увеличении - преувеличение; при интересной - преинтересный; при следующих - преследующих; при мудром - премудром; при дорожной - придорожный; при фронтовых - прифронтовая; при усадебном – приусадебный.
Предлагаем несколько упражнений на синонимию.
1. К данным словам подобрать синонимы с приставками пре-, при-, пред-.
2. Заменить словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.
Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потокам (непрерывным), находиться где-нибудь (присутствовать), относиться невнимательно (пренебрегать), принять иной вид (превратиться), относиться без уважения (презирать), нарушить верность (предать).
3. Подобрать антонимы с приставками пре- и при-, составить с ними предложения.
Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий); презирать (преклоняться).
В заключение приводим материал для объяснительных и проверочных диктантов.
Словарный диктант
Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобрели радиоприемник, приучайтесь преодолевать препятствия, причудливое превращение облаков, непререкаемое превосходство, приключилась пренеприятная история, превратился в беспристрастного наблюдателя, присутствовал на приеме, пригорела приправа, прекратил непрерывные переговоры, призадумался над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнул и прилег, прелестный приусадебный участок, преследование преступника.
VIII. Подводим итоги совместной работы.
Составляем алгоритм.
Правописание гласных и согласных в приставках
всегда одинаково
неизменяемые
приставки:
на, по, под, в,
про (кроме: пра
(прадедушка, прабабушка …)
изменяемые
приставки
1. З Зв. согл С Глух. согл
з , кроме: здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.
2. сверх интересный
меж институтский
контр игра
супер идеальный
другие
роз
пред
без
вз
Ы
грыш
стория
нициативный
скать
Исключение: взимать (налоги)
3. пре при
Исключения: (см. примечание)
различай лексическое значение,
вспомни словарные слова,
применяй основное правило:
пре
= «очень»
=«впереди»
= пере
при
=«приближение»
= «присоединение»
= «близость к чему–либо»
= « неполное действие»
Данный материал можно использовать в любом классе
1. при изучении темы «Правописание гласных и согласных в приставках»;