Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слова»»
Тема «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слова»
Цели урока:
- Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правописании безударных гласных в корне слова (проверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные), а также закрепить правописные навыки узнавания, анализа и выбора соответствующей буквы.
- Развивать умение видеть и находить, правильно писать слова с изучаемой орфограммой, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.
- Включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе. Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», учебник «Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». Авторы : Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин и др..
Ход урока.
I.Орг. момент.
II. Подготовка к повторению и систематизации изученного материала.
А) Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.
Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?
Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.
Грустные вести.
Пришло письмо мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
«Здесь чудный лук, и я лижу»-
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно шутит плут.
Читаю дальше:
«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.
На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен!
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить.
Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.
Б) Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях.
- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.
- А вот правописанию корней с чередующимися гласными мы и посвятим большую часть нашего урока.
- Существует 4 причины чередования гласных в корнях (Работа со справочным материалом)
1) написание зависит от ударения в слове;
2) написание зависит от согласной в корне;
3) написание зависит от суффикса -а, следующего за корнем;
4) написание зависит от лексического значения слова.
(Обратите внимание на слова-исключения. Часто именно они включены в задания ЕГЭ!)
III. Тренировочные упражнения.
1.Распределить слова по группам, вставить пропущенные буквы и подобрать, если это необходимо, проверочные слова. В корнях с чередованием графически объяснить выбор гласной. (Коллективная работа)
Безударные гласные корня,
проверяемые ударением
чередующиеся
не проверяемые ударением
глота'ть – гло'тка
убирать
кастрюля
Слова для справок: гл.тать, уб.рать, к.стрюля, д.ректор, х.лодный, заг.рать, р.сток, в.кзал, г.довалый, оц.нить, предл.гать, апп.рат.
2.Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.
С чередующимися гласными в корнях
С проверяемыми гласными корня
Слова для выбора
Соб.ру ко.екцию, сп_шу на работу, зап.вать водой, пост.лить простыню, раст.реть в порош.к, бл.стеть на со?нце, выб.раю ка.ету, выт.реть п.тно, изб.рательная к.мпания, бл.стящий ответ, ум.рать от нет.рпения, прим.рять к.стюм, прим.рить поссорившихся друзей, соб.ратель марок, зап.вать песню, сп.шу задачу, ч.стота пульса, ч.стота комнаты, посв.тить фонарем, посв.тить стихи маме, разв.вать память, разв.ваться на ветру, быть ст.рожилом, ст.рожить дачу, ув.дал Петю, ув.дал цветок, ст.ранные дж.нсы, зап.реть в кл.довке, зап_вать л_карство, зап.рать на ключ, зам.реть от ужаса, соб.рать грибы, бл.снуть умом, мета.ическая заж.галка, ож.г руку, расст_лать постель, ож.г руки, ст.лить ц.новку, выт.райте ноги, поп.рчить суп, п.ровать на свежем воздухе, вып.рает лопатка, какая-то неразб.риха, скр.петь зубами, скр.пить подписью, выж.чь знак, выж.гание по дереву.
3.Дифференцированные задания.
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание.Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
- Как проверить безударную гласную букву в корне слова?
- Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?
Выводы. Рефлексия.
Домашнее задание.
Создать лингвистическую сказку. / Презентация «Гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)» (на выбор)
Подобрать текст, в котором встречаются орфограммы «Гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)». (К тексту подобрать задания аналогичные заданиям в демоверсии).
Упр. № 107 (учебник) + &19-20.
Лингвистическая сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были братья -близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар, загореть), жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.
«Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню –ГОР-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень –ГАР - гони подальше».
Засомневался корень -ГОР-:и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
- Помогите корню -ГОР-! (ответы учащихся) Может ли корень -гор-принять в свою семью слова горевать, горец? Почему? (Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)
- Вывод: какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).
В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся?