Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных гласных в корне слова.»
Конспект урока «Безударные гласные», 4 класс, 18 октября 2017 г.
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цель:
Организовать работу по формированию умения находить слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова, подбирать проверочные слова.
Оборудование: проектор и экран, учебники, тетради, словари учащихся, карточки для работы в группах, для самостоятельной работы, веера гласных букв.
Ход урока
1. Психологический настрой.
- Ребята, я рада вас видеть в полном здравии. Пусть этот день принесет вам удачу и радость общения.
- Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас к своим пернатым друзьям. Сова приготовила вам интересные задания, которые вы, надеюсь, усердно будете выполнять.
- Сначала напишем в тетради сегодняшнюю дату и «классная работа».
2. Сова приготовила вам блиц-опрос.
- Что такое корень? (Общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение.)
- Какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одну общую часть с одним и тем же значением.)
- Как проверяем парный согласный звук по звонкости-глухости?
- Какое слово нужно подобрать для проверки слова с непроизносимым согласным звуком?
- Какие гласные в русском языке вы знаете?
- Чем отличаются безударные гласные от ударных?
3. Постановка проблемы урока.
- Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.
«Саша написал своему другу Денису записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал Саша?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.)
- Какой звук слышим под ударением (в сильной позиции)?
- Значит, какую букву пишем?
И так дальше разбирать слова: косить, удивлять, бежать, вязать.
- Ребята, что мы сейчас с вами составили?
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово
- Ребята, я приготовила вам памятку о проверке безударных гласных в корне. Приклейте ее в словарь и выучите.
6. Работа по учебнику.
А. - А сейчас открываем учебник на с.49 и прочитаем правило.(2 – 3 ученика)
Б. Вступительная беседа о птицах. Групповая работа.
- Раз сова пригласила в гости к своим друзьям, хочет вас проверить, каких перелетных и каких зимующих птиц вы знаете. (Групповая работа. На карточках.)
Задание. Правильно распредели птиц на 2 группы: перелетные и зимующие. Проведи стрелки от названия птицы к соответствующей группе. Подчеркнутое слово объясни.
1 группа:
грач
Снегирь
Кукушка перелетные
Синица
Жаворонок
Ворона зимующие
Чибис (текерлĕк)
Поползень (шăван кайăк)
2 группа:
Ласточка
Клёст (кукăр сăмса) перелётные
Горихвостка (вут хÿре)
Воробей
Соловей
Галка зимующие
Журавль
Чиж (çирĕк тăрри)
3 группа:
Утка
Щегол (шăкăлчи)
Скворец перелётные
Дятел
Цапля (чарлан)
Голубь зимующие
Иволга (сар кайăк)
Свиристель (шĕлинкурăс)
В. Показ на экране перелетных и зимующих птиц. Краткая информация о птицах.
- А сова сама какая птица? Перелетная или зимующая?
- Что вы знаете о полете птиц? Как они летят? ( Летят косяком, клином, стаями. )
- Помните, на прошлом уроке мы прочитали о журавлях и встретили фразу «стройные косяки». Какая орфограмма в слове «косяк»? Объясните.
Информация: Форма клина или косяка экономит птицам большое количество сил и энергии и увеличивает протяженность и длительность перелета.
Не просто так и вожак (летящий во главе стаи) выбирается - это самый выносливый и сильный представитель. Следом за ним летят тоже сильные птицы, которые способны подменить вожака, как только тот устанет. Самые слабые летят в хвосте - там легче всего. И курлычут как раз те самые слабые бедолаги, чтобы дать вожаку знать, что они не отстают и темп сбавлять не надо.
Форма же - клин или косяк, зависит не от вида птиц, и клином и косяком летают и утки, и журавли. Она зависит от ветра и воздушных потоков. Если в атмосфере штиль (безветрие или очень слабый ветер) - птицы выстраиваются симметричным клином, если ветер сильный боковой - птицы пристраиваются со стороны, где потоки воздуха от маха крыла чувствуются лучше и получается косяк.
Г. Чтение текста «Осень с неба» (с. 48) (Читают 3 ученика по цепочке).
- Есть непонятные слова?
- Почему текст называется «Осень с неба»?
- Какой это по виду текст? (Текст рассуждения).
Д. Выписать выделенные слова вместе с проверочными словами. (Фронтальная работа)
7. Физкультминутка.
- Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку под веселую музыку.
- Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками) Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой) Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину) Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
8. Сова принесла для вас работу с веером гласных букв.
Вывод: Если буква гласная вызвала сомнение - Ты её немедленно ставь под ударение.
9. Работа с ученическим словарем «Словарные слова».
Подобрать слова-ассоциации к словарным словам и найти лишнее слово. Воробьи (провод), соловей ( гнездо), иволга (перо), олень (рог, мох).
10. Парная работа.
- Сова хочет, чтобы вы поработали парами, ставили пропущенные буквы в словах и нашли проверочное слово. (Каждой паре учеников даётся на карточке по 2 слова из упр. 5, с. 50).
11. Рефлексия. Диагностическое тестирование.
- Следующее задание Совы. Она потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.
- Возьмите свои карточки. На карточках три тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти один правильный. Желаю удачи!
Учащиеся работают самостоятельно.
А). В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?
1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая - стОлик
2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть
В). В каком слове допущена ошибка?
1) морской 3) посодить
2) письмо 4) страна
С). В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?
1) камушки 3) стрелки
2) легкие 4) спортивный
- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.
- Получился ли урок, каким мы его задумали?
- Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила. Если они вам понравились, то подарите сове цветочек, а если вы испытывали затруднения, то подарите ей шишку, чтобы сова на следующем уроке помогла вам понять этот материал.