Тема урока: : «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Тип урока. Открытие нового знания.
Цели деятельности учителя:
создать условия для усвоения детьми нового знания, научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце глаголов, развивать речь, аналитические способности, воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Планируемые результаты образования.
Личностные:
принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.
Метапредметные:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Предметные:
писать глаголы с -ться, -тся, объясняя выбор способа действия; выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Правописание –тся и –ться в глаголах». »
Парамонова Софья Григорьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 13»
г. Нефтеюганска
Предмет: русский язык
Класс: 4 (система Л.В.Занкова)
Тема урока: : «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Тип урока. Открытие нового знания.
Цели деятельности учителя:
создать условия для усвоения детьми нового знания, научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце глаголов, развивать речь, аналитические способности, воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Планируемые результаты образования.
Личностные:
принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.
Метапредметные:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Предметные:
писать глаголы с -ться, -тся, объясняя выбор способа действия; выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
2.Карточки с заданиями для исследовательской работы в парах, для актуализации знаний.
3. Компьютер.
4.Листы самооценки.
Содержание урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Организационный этап. Мотивация.
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Послушайте легенду.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?
-Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... - А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
-С помощью языка люди общаются.
-Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.
2.
Этап актуализа-ции знаний.
Цель - выявить знания детей по теме «Глагол»
- С какой частью речи мы работаем последние уроки?
-Вспомните, что вы знаете о глаголе. Я буду вам читать высказывания ученика, если вы согласны, пишите в строчке знак «+», если нет - знак «- «.
-Глагол обозначает признак предмета.
- Глаголы отвечают на вопросы что делает? что будет делать?
- Глагол изменяется по числам и временам .
Глагол прошедшего времени изменяется по родам.
-Глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа отвечают на вопрос что делает?
-Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
-Проверьте свою работу, сверяя со слайдом.
-Оцените свою работу на листе самооценки.
Глагол.
-
+
+
+
+
+
Самоконтроль .
Оценивают работу.
3.
Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.
Цель - активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.
На слайде.
Учится - учи[ца].
Учиться - учи[ца].
Развеселится - развесели[ца].
Развеселиться - развесели[ца].
Они вернутся – они верну[ца].
-Что вы можете сказать об этих словах?
-Какие вопросы у вас возникли?
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
-Какую задачу поставите перед собой?
-Это глаголы.
-Почему в одних глаголов пишется ь, в других его нет, а произносится во всех словах [ца].
-Правописание глаголов с -тся, -ться.
- Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда
-тся.
4.
Открытие нового знания.
Наблюдение над правописанием
-тся и -ться.
Цель – организация деятельности учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.
-Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная.
Составим план исследования.
-Обсудите в парах.
- К какому выводу пришли?
На слайде. глагол
[ца]
что делать? что делает?
что сделать? что сделает?
- ться - тся
- Что вы можете сказать о глаголах , отвечающих на вопрос что делать? что сделать?
- Что вы можете сказать о глаголах , отвечающих на вопрос что делает? что сделает? что сделают?
- Как вы дополните свои выводы?
-Сверьте свои выводы с правилом в учебнике.
-Вы решили поставленную задачу?
- В результате работы что получили?
-Для чего он нужен?
- Как им будете пользоваться?
- Оцените свою работу.
1.Поставить к глаголам вопросы.
2. Распределить глаголы на группы в зависимости от вопросов.
3.Выяснить. что влияет на написание -тся, - ться.
4. Сделать вывод.
Работа в парах.
Учиться учится Развеселиться развеселится
они вернутся
Что делать? что делает?
Что сделать? что сделает?
что сделают?
-Если в глаголах на конце слышится [ца], и глагол отвечает на вопрос что делать?, что сделать?, то пишется –ться, а если отвечает на вопрос что делает?, что сделает?, то пишется
-тся.
-Это глаголы неопределённой формы.
-Это глаголы 3-го лица единственного и множественного числа.
глагол
[ца]
что делать? что делает?
что сделать? что сделает?
что сделают?
н. ф. 3-л. ед.ч., мн.ч.
-ться - тся
Сверяют по учебнику.
-Да.
- Алгоритм работы по правопи-санию –ться, -тся в глаголах.
Ответы учащихся.
Оценивают работу.
5.
Физкультминутка.
Цель – реализация двигательной активности.
-Поблагодарите друг друга за сотрудничество, за хорошую работу.
Поработали вы хорошо, отдохнём.
Если я произношу глагол 3 лица единственного числа, хлопают девочки, если глагол неопределённой формы – мальчики.