Предмет: Русский язык
Тема урока: Правописание суффиксов – ек -, - ик –
Учитель: Саглай Ирина Владимировна.
Учебник: Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год.
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;
Задачи урока:
− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК, формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК;
метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Оборудование: презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор, Русский язык: Учебник для 5 класса. в 2ч. Ч. 2. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год, система интерактивного голосования Mimio, раздаточный материал (приложение 1)
Ход урока.
Мотивация. Приветствие учителя. Дети хором читают стихотворение на слайде.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Актуализация субъективного опыта.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами – близнецами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.
Напомните мне: 1. Что такое суффикс?
Что значит значимая часть слова?
Какое значение имеют суффиксы –чик, -щик?
Задание : исправь деформированное предложение (записать в тетрадь и выполнить синтаксический разбор).
Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.
Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.
3. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
Учитель: найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;
- в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)
А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?
Такой же суффикс -ИК мы можем встретить в слове КЛЮЧИК. Каким общим значением обладают слова КЛЮЧИК и ФОНАРИК? ( уменьшительно-ласкательным)
Верно: был фонарь – ИК стал фонарик
Был ключ – ИК - стал ключик.
Был замок – а уменьшительно-ласкательный – замочек.
- Назовите корень слов. (КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК) Назовите суффикс в словах.
- Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе.
- Сравните произношение и написание слов.
Можно ли сказать, что это один и тот же суффикс? Мы встречали ранее чередование звуков и букв в морфемах?
Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?
Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и
понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?
( чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.
Послушайте историю, которая произошла однажды.
Жили ключик и замочек,
Домик сторожили.
Но без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)
Вы бы не открыли.
В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать ? Решить орфографическую задачу нам помогут заключительные строки четверостишья, в которых содержится подсказка.
( Дополнительный материал для наблюдения)
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Мы сделали свой вывод, давайте сравним его с правилом в учебнике. (стр.62,63 )
Какое открытие Вы для себя сделали? ( еще раз повторяем)
4.Первичная проверка понимания. Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.
Горошек, годик, гаражик, глазик, волосик, вопросик, бантик, подарочек, дождик, ежик, желобочек, желточек, мячик, нолик.
Физкультминутка: Я попрошу Вас встать. Если Вы считаете, что в слове пишется суффикс -ЕК, - вы присядете; -ИК, - подпрыгнете. ( по ходу игры прошу комментировать: почему ты так считаешь)
Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.
5.Первичное закрепление. Работа в парах учебник, стр. 63 упр. 537
Проверка на доске.
6. Анализ. Тестовое задание на компьютере: по уровням. ( при отсутствии выхода в Интернет решаем тесты в программе _TestEdu v0.23: приложение 2.)
Выберите задание по теме сегодняшнего урока, с которым Вы уверены, что справитесь:( http://ruslitsaglayi.jimdo.com/%D0%B5%D0%BA-%D0%B8%D0%BA/)
1 уровень: ЛЕГКО
2 уровень: НОРМАЛЬНО
3 уровень : СЛОЖНО.
7.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Какую учебную задачу ставили?
Удалось ли ее решить?
- Где будете применять эти знания?
Что еще предстоит сделать? ( выучить дома правило и потренироваться, чтобы лучше запомнить)
Домашнее задание: Я рекомендую Вам выполнить упр. 539 (Легче) или упр. 540 ( сложнее. Вы сами определите для себя, что сумеете выполнить.
Интерактивный опрос. (20 сек. на каждый вопрос)
Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь)
2. Я умею проверять, подбирать проверочные слова на изученное правило правописания суффиксов -ек-, -ик-
3. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания суффиксов -ек-, -ик-
4.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.
5.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? ( 3, 4,5)
6. Ваше настроение: смайлик.
Учитель: Я благодарю Вас за работу на уроке! Давайте поаплодируем сами себе за старание и трудолюбие!
Использованная литература и Интернет - источники:
1.Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год.
2. Васильевых И.П. Уроки русского языка:.5 класс : пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова»Русский язык. 5 класс \ под ред. С.И.Львовой. М.: Мнемозина 2010 год
3. http://www.myshared.ru/slide/296728/
4. http://ruslitsaglayi.jimdo.com/
5. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1663726.html