kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание суффиксов существительных -ЕК, -ИК. 5 класс. ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит подробный конспект занятия, технологическую карту, раздаточные материалы, индвидуальные тесты для загрузки в персональные компьютеры детей, презентацию.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: познакомиться  с  образованием существительных с помощью суффиксов  –ЕК,-ИК, формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов  –ЕК, -ИК;

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор,   Русский язык: Учебник  для 5 класса. в 2ч. Ч. 2. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год,  система интерактивного голосования Mimio, раздаточный материал (приложение 1)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1. Пояснительная записка и методические рекомендации»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Саглай Ирина Владимировна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28, ст. Тамань, Темрюкский район, Краснодарский край

Адрес: 353556

Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Тамань

Ул. 8 Гвардейская, д.13А

Телефон: 89180245525

e-mail:saglayi@rambler.ru

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

5 класс

  1. Название материала

Урок русского языка по теме «Правописание суффиксов –ек, -ик.

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка учебного занятия.

  1. Название темы или направления воспитательной деятельности

Урок русского языка по теме «Правописание суффиксов –ек, -ик.

  1. Цель авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -.


  1. Задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

−  организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик , познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.


  1. Программная среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office Word, Microsoft PowerPoint , TestEdu v0.23 - вариативно, MimioStudio - вариативно

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Компьютер, мультимедийный проектор, экран ( вариативно: выход в Интернет, система интерактивного голосования – в конспекте предусмотрен альтернативный вариант при отсутствии этого оборудования)

  1. Как реализуется в школе (время и место, форма использования)

Представленный материал рекомендуется использовать в 5 классе при реализации ФГОС. Программа по русскому языку С.И. Львовой. Форма использования – классно-урочная.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

  1. Конспект урока

  2. Презентация

  3. Приложение 1.Раздаточный материал

  4. Приложение 2. Работа в парах

  5. Рефлексия

  6. Технологическая карта урока

  7. Пояснительная записка и методические рекомендации.

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Представленный материал можно использовать на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное» в 5-х классах, переведенных на ФГОС.

Методические рекомендации по использованию презентации:

Слайд 1. Не предназначен для просмотра учениками.

Слайд 2. При клике появляется стихотворение.

Слайд 4. При клике 1 – первая грамматическая основа, при клике 2 – вторая грамматическая основа.

Слайд 10. При каждом клике слова распределяются в соответствующие столбцы таблицы.

Слайд 11. При первом щелчке выходит слово, при повторном щелчке пропущенная буква занимает свое место. Так со всеми семью словами.

Слайд 13. При клике появляется поле, акцентирующее внимание на важных этапах инструкции (итого: 5 кликов по слайду в любом свободном месте)

Слайд 14. При клике появляется поле, акцентирующее внимание на важных этапах инструкции (итого: 2 клика по слайду в любом свободном месте). Примечание для учителя: слайды 13-14 вариативны (при наличии подключения к Интернету – выбираем слайд 13, при отсутствии Интернет – выхода - используем слайд 14 и приложение 2 ( папку – приложение 2 необходимо предварительно установить на компьютеры, за которыми будут работать ученики, открываем любым браузером БЕЗ подключения Интернета). Возможно использование теста в печатном варианте при отсутствии индивидуальных ноутбуков на уроке).

Слайд 16. Также носит вариативный характер. Используем его при отсутствии системы интерактивного голосования Mimio. При наличии - пропускаем и переходим к приложению «Рефлексия» ( в папке).

Слайд 17. Не предназначен для просмотра детьми.

  1. Список используемых источников

Использованная литература:

1.Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год.

2. Васильевых И.П. Уроки русского языка:.5 класс : пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова»Русский язык. 5 класс \ под ред. С.И.Львовой. М.: Мнемозина 2010 год


Список использованных Интернет-источников:

3. http://www.myshared.ru/slide/296728/

4. http://ruslitsaglayi.jimdo.com/

5. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1663726.html







Просмотр содержимого документа
«Конспект урока.»

Предмет:    Русский язык

Тема урока:   Правописание суффиксов – ек -, - ик –

Учитель: Саглай Ирина Владимировна.

Учебник: Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год.

Цель урока:  формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;

Задачи урока:

−  организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК, формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК;

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор,   Русский язык: Учебник  для 5 класса. в 2ч. Ч. 2. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год, система интерактивного голосования Mimio, раздаточный материал (приложение 1)

Ход урока.

  1. Мотивация. Приветствие учителя. Дети хором читают стихотворение на слайде.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2.Актуализация субъективного опыта.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами – близнецами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.

Напомните мне: 1. Что такое суффикс?

  1. Что значит значимая часть слова?

  2. Какое значение имеют суффиксы –чик, -щик?

Задание : исправь деформированное предложение (записать в тетрадь и выполнить синтаксический разбор).

Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.

Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.

3. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

Учитель: найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;

- в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)

А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?

Такой же суффикс -ИК мы можем встретить в слове КЛЮЧИК. Каким общим значением обладают слова КЛЮЧИК и ФОНАРИК? ( уменьшительно-ласкательным)

Верно: был фонарь – ИК стал фонарик

Был ключ – ИК - стал ключик.

Был замок – а уменьшительно-ласкательный – замочек.

- Назовите корень слов. (КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК) Назовите суффикс в словах.

- Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе.

- Сравните произношение и написание слов.

Можно ли сказать, что это один и тот же суффикс? Мы встречали ранее чередование звуков и букв в морфемах?

Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?

Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и

понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?

( чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.

Послушайте историю, которая произошла однажды.

Жили ключик и замочек,

Домик сторожили.

Но без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)

Вы бы не открыли.

В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать ? Решить орфографическую задачу нам помогут заключительные строки четверостишья, в которых содержится подсказка.

( Дополнительный материал для наблюдения)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Мы сделали свой вывод, давайте сравним его с правилом в учебнике. (стр.62,63 )

Какое открытие Вы для себя сделали? ( еще раз повторяем)

4.Первичная проверка понимания. Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.

Горошек, годик, гаражик, глазик, волосик, вопросик, бантик, подарочек, дождик, ежик, желобочек, желточек, мячик, нолик.



Физкультминутка: Я попрошу Вас встать. Если Вы считаете, что в слове пишется суффикс -ЕК, - вы присядете; -ИК, - подпрыгнете. ( по ходу игры прошу комментировать: почему ты так считаешь)

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.



5.Первичное закрепление. Работа в парах учебник, стр. 63 упр. 537

Проверка на доске.

6. Анализ. Тестовое задание на компьютере: по уровням. ( при отсутствии выхода в Интернет решаем тесты в программе _TestEdu v0.23: приложение 2.)

Выберите задание по теме сегодняшнего урока, с которым Вы уверены, что справитесь:( http://ruslitsaglayi.jimdo.com/%D0%B5%D0%BA-%D0%B8%D0%BA/)

1 уровень: ЛЕГКО

2 уровень: НОРМАЛЬНО

3 уровень : СЛОЖНО.

7.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Какую учебную задачу ставили?

Удалось ли ее решить?

- Где будете применять эти знания?

Что еще предстоит сделать? ( выучить дома правило и потренироваться, чтобы лучше запомнить)

Домашнее задание: Я рекомендую Вам выполнить упр. 539 (Легче) или упр. 540 ( сложнее. Вы сами определите для себя, что сумеете выполнить.

Интерактивный опрос. (20 сек. на каждый вопрос)

  1. Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь)
    2. Я умею проверять, подбирать проверочные слова на изученное правило правописания суффиксов -ек-, -ик-

3. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания суффиксов -ек-, -ик-

4.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.

5.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? ( 3, 4,5)

6. Ваше настроение: смайлик.

Учитель: Я благодарю Вас за работу на уроке! Давайте поаплодируем сами себе за старание и трудолюбие!

Использованная литература и Интернет - источники:

  • 1.Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год.

  • 2. Васильевых И.П. Уроки русского языка:.5 класс : пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова»Русский язык. 5 класс \ под ред. С.И.Львовой. М.: Мнемозина 2010 год

  • 3. http://www.myshared.ru/slide/296728/

  • 4. http://ruslitsaglayi.jimdo.com/

  • 5. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1663726.html



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1. раздаточный материал. таблица к уроку»

мешоч-ек

кирпич-ик

огур-чик

































мешоч-ек

кирпич-ик

огур-чик

































мешоч-ек

кирпич-ик

огур-чик

































Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта( учитель: Саглай Ирина Владимировна)

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Правописание суффиков – ек -, - ик –

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК.

Формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК.

владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, учиться работать с компьютером


формирование навыков работы в паре, в группах (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему

решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Суффиксы ЕК, -ИК

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время



учителя

учащихся

1

Мотивация






Приветствие учителя.

  1. Дети хором читают стихотворение на слайде.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Презентация к уроку

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК

(слайд 2)


3

мин


2

Актуализация субъективного опыта


оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других,

анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения








Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами – близнецами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.

2.Что значит значимая часть слова?

3.Какое значение имеют суффиксы -ЧИК-ЩИК?

Задание : исправь деформированное предложение (записать в тетрадь и выполнить синтаксический разбор).

Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.

1.Дети отвечают на вопросы учителя.

2.Составляют и записывают предложение:

Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.

3.Делают его синтаксический разбор.


Презентация к уроку

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК

(слайд 3-4.)

5

мин

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других,

анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста,

Познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК.










Учитель: найдите однокоренные слова выделите в них корень и суффикс;

- в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)

А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?

Такой же суффикс -ИК мы можем встретить в

слове КЛЮЧИК. Каким общим значение обладают слова КЛЮЧИК и ФОНАРИК?

Верно: был фонарь – ИК стал фонарик

Был ключ – ИК - стал ключик.

Был замок – а уменьшительно-ласкательный – замочек.

- Назовите корень слов. (КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК) Назовите суффикс в словах

- Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе.

- Сравните произношение и написание слов.

Можно ли сказать, что это один и тот же суффикс? Мы встречали ранее чередование звуков и букв в морфемах?

Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?

Как Вы думаете, какова

тема сегодняшнего урока?

А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и

понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?

Да, Вы правы, ребята, грамотность на письме и в устной речи важна.

Послушайте историю, которая произошла однажды.

Жили ключик и замочек,

Домик сторожили.

Но без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)

Вы бы не открыли.

В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать ? Решить орфографическую задачу нам помогут заключительные строки четверостишья, в которых содержится подсказка.

Мы сделали свой вывод, давайте сравним его с правилом в учебнике.

Какое открытие Вы для себя сделали?















(фонарщик, фонарики),




(фонарщик)



ИК

( уменьшительно-ласкательным)


















Безударный




Одинаковое





Да корни с чередованием

Раст, рос, ращ

Кос, кас,

Лож,лаг


Нет


Когда пишется ЕК, а кода ИК





( чтобы быть грамотным, писать без ошибок).


Дополнительный материал для наблюдения)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка


(стр.62,63 ) читают сами.

Еще раз повторяют правило.





Слайд 5









































Презентация к уроку

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК

(слайды 6-9.)


7

мин.

4

Первичная проверка понимания

Познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК.

Формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК.

извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы,






Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.

Физкультминутка: Я попрошу Вас встать. Если Вы считаете, что в слове пишется суффикс ЕК, Вы присядете, ИК, подпрыгнете( по ходу игры прошу комментировать, почему ты так считаешь)

Горошек, годик, вопросик, бантик, подарочек, дождик, ежик, желточек, мячик.




СыночЕк, , самолётИк, дружочЕк, орешЕк, кончИк, василёчЕк, пирожочЕк, пузырёчЕк, огурч.Ик.


Презентация к уроку

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК

(слайд 10.)







(слайд 11.)





5

мин









3

мин

5

Первичное закрепление

формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему

решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль,


Проверка на доске.

Работа в группах по 4 человека, учебник, стр. 63 упр. 537

Слайд 12

9

мин




6

Анализ

анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения


Учитель: Выберите задание по теме сегодняшнего урока, с которым Вы уверены, что справитесь:

1 уровень: ЛЕГКО

2 уровень: НОРМАЛЬНО

3 уровень : СЛОЖНО.


Тестовое задание на компьютере: по уровням.

Работа в парах.


Индивидуальные компьютеры

Слайд-инструкция 13.

Или

Слайд 14

и

приложение 2.


5

мин







7

Рефлексия


анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,


высказывать свою точку зрения, слушать других

Какую учебную задачу ставили?

Удалось ли ее решить?

- Где будете применять эти знания?

Что еще предстоит сделать? ( выучить дома правило и потренироваться, чтобы лучше запомнить)

Домашнее задание: Я рекомендую Вам выполнить упр. 539 (Легче) или упр. 540 ( сложнее). Вы сами определите для себя, что сумеете выполнить.

Я благодарю Вас за работу на уроке! Давайте поаплодируем сами себе за старание и трудолюбие.

Отвечают на вопросы.

Интерактивный опрос.

  1. Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь)
    2. Я умею проверять, подбирать проверочные слова на изученное правило правописания суффиксов -ек-, -ик-

3. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания суффиксов -ек-, -ик-

4.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.

5.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? ( 3, 4,5)

Интерактивная система Mimio

Или

слайд

15



3

мин








Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Внимание: этот слайд не предназначен для показа детям! Презентация к уроку в 5 классе  «Правописание суффиксов –ЕК, -ИК». Разработку подготовила Саглай Ирина Владимировна МБОУ СОШ №28 ст. Тамань Краснодарского края учитель русского языка и литературы I категория стаж работы: 16 лет

Внимание: этот слайд не предназначен для показа детям!

Презентация к уроку в 5 классе «Правописание суффиксов –ЕК, -ИК».

Разработку подготовила

Саглай Ирина Владимировна

МБОУ СОШ №28

ст. Тамань

Краснодарского края

учитель русского языка и литературы

I категория

стаж работы: 16 лет

Мы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться.  Работаем старательно,  Слушаем внимательно.  Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами – близнецами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.  Напомните мне:  1. Что такое суффикс? Что значит значимая часть слова? Какое значение имеют суффиксы –чик, -щик?

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами – близнецами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.

Напомните мне:

1. Что такое суффикс?

Что значит значимая часть слова?

Какое значение имеют суффиксы –чик, -щик?

Задание  Составь предложение, запиши в тетрадь и выдели грамматическую основу. Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.

Задание

  • Составь предложение, запиши в тетрадь и выдели грамматическую основу.

Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.

Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики. Учитель: найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;  - в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик) А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?

Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.

Учитель: найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;

- в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)

А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?

фонар-ик ключ-ик Такой же суффикс -ИК мы можем встретить в слове КЛЮЧИК. Каким общим значением обладают слова КЛЮЧИК и ФОНАРИК? ( уменьшительно-ласкательным) Верно: был фонарь – ИК стал фонарик Был ключ – ИК - стал ключик. Был замок – а уменьшительно-ласкательный – замочек. - Назовите корень слов. (КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК) Назовите суффикс в словах. - Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе. - Сравните произношение и написание слов. Можно ли сказать, что это один и тот же суффикс? Мы встречали ранее чередование звуков и букв в морфемах? Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК? Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? замоч-ек

фонар-ик

ключ-ик

Такой же суффикс -ИК мы можем встретить в слове КЛЮЧИК. Каким общим значением обладают слова КЛЮЧИК и ФОНАРИК? ( уменьшительно-ласкательным)

Верно: был фонарь – ИК стал фонарик

Был ключ – ИК - стал ключик.

Был замок – а уменьшительно-ласкательный – замочек.

- Назовите корень слов. (КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК) Назовите суффикс в словах.

- Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе.

- Сравните произношение и написание слов.

Можно ли сказать, что это один и тот же суффикс? Мы встречали ранее чередование звуков и букв в морфемах?

Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?

Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

замоч-ек

Тема: Правописание суффиксов -ЕК,-ИК. А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов? ( чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.

Тема:

Правописание суффиксов

-ЕК,-ИК.

А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и

понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?

( чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.

Жили ключ и к и замоч е к, Дом и к сторожили. Но без ключ и ка (Р.п.) замо чк а (Р.п.) Вы бы не открыли.  В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать ? Решить орфографическую задачу нам помогут заключительные строки четверостишья, в которых содержится подсказка.

Жили ключ и к и замоч е к,

Дом и к сторожили.

Но без ключ и ка (Р.п.) замо чк а (Р.п.)

Вы бы не открыли.

В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать ? Решить орфографическую задачу нам помогут заключительные строки четверостишья, в которых содержится подсказка.

Есть арбуз ик  – нет арбуз ик а Есть бант ик  – нет бант ик а Есть бараш ек  – нет бараш к а Есть горош ек – нет горош к а.
  • Есть арбуз ик  – нет арбуз ик а
  • Есть бант ик  – нет бант ик а
  • Есть бараш ек  – нет бараш к а
  • Есть горош ек – нет горош к а.

Мы сделали свой вывод, давайте сравним его с правилом в учебнике. (стр.62,63 )

Какое открытие Вы для себя сделали? ( еще раз повторяем)

Слово-помощник «нет» замоч ЕК -( нет ) замоч К а; ключ ИК -( нет ) ключ ИК а.

Слово-помощник «нет»

замоч ЕК -( нет ) замоч К а;

ключ ИК -( нет ) ключ ИК а.

Задание Горош…к, год…к, вопрос…к, бант…к, подароч…к, дожд…к, еж…к, желточ…к. -ЕК- -ИК- горошек годик вопросик подарочек Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия. Горошек , годик, гаражик , глазик, волосик, вопросик , бантик, подарочек, дождик, ежик , желобочек , желточек, мячик, нолик. бантик желточек дождик ёжик

Задание

Горош…к, год…к, вопрос…к, бант…к, подароч…к, дожд…к, еж…к, желточ…к.

-ЕК-

-ИК-

горошек

годик

вопросик

подарочек

Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.

Горошек , годик, гаражик , глазик, волосик, вопросик , бантик, подарочек, дождик, ежик , желобочек , желточек, мячик, нолик.

бантик

желточек

дождик

ёжик

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Е сыноч…к Е Е Е Е самолёт…к Е Е дружоч…к присядьте ореш..к И василёч…к И Физкультминутка: Я попрошу Вас встать. Если Вы считаете, что в слове пишется суффикс ИК, Вы присядете, ИК, подпрыгнете. ( по ходу игры прошу комментировать почему ты так считаешь) Сыноч…к, самолёт…к, дружоч…к, ореш…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к пирожоч…к пузырёч…к подпрыгните

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Е

сыноч…к

Е

Е

Е

Е

самолёт…к

Е

Е

дружоч…к

присядьте

ореш..к

И

василёч…к

И

Физкультминутка: Я попрошу Вас встать. Если Вы считаете, что в слове пишется суффикс ИК, Вы присядете, ИК, подпрыгнете. ( по ходу игры прошу комментировать почему ты так считаешь)

Сыноч…к, самолёт…к, дружоч…к, ореш…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к

пирожоч…к

пузырёч…к

подпрыгните

Проверьте себя

Проверьте себя

Работа в парах. Шаг 1. http://ruslitsaglayi.jimdo.com Шаг 2.     Шаг 3.Выберите уровень. При наличии подключения компьютеров детей к Интернету.

Работа в парах.

  • Шаг 1. http://ruslitsaglayi.jimdo.com
  • Шаг 2.

  • Шаг 3.Выберите уровень.

При наличии подключения компьютеров детей к Интернету.

Работа в парах. Шаг 1. Шаг 2. Если нет Интернета. Шаг 3.

Работа в парах.

Шаг 1.

Шаг 2.

Если нет Интернета.

Шаг 3.

Домашнее задание:  упр. 539 или  упр. 540

Домашнее задание:

упр. 539

или

упр. 540

Подведем итоги. 1.Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь.)  2. Я умею проверять, подбирать проверочные слова на изученное правило правописания суффиксов -ек-, -ик- (да, нет, сомневаюсь.) 3. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания суффиксов -ек-, -ик- (да, нет, сомневаюсь.) 4.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно. 5.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? ( 3, 4,5) 6. Ваше настроение: При отсутствии системы интерактивного голосования.

Подведем итоги.

  • 1.Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь.) 2. Я умею проверять, подбирать проверочные слова на изученное правило правописания суффиксов -ек-, -ик- (да, нет, сомневаюсь.)
  • 3. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания суффиксов -ек-, -ик- (да, нет, сомневаюсь.)
  • 4.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.
  • 5.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? ( 3, 4,5)
  • 6. Ваше настроение:

При отсутствии системы интерактивного голосования.

Использованная литература и источники: 1.Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год. 2. Васильевых И.П. Уроки русского языка:.5 класс : пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова»Русский язык. 5 класс \ под ред. С.И.Львовой. М.: Мнемозина 2010 год 3. http://www.myshared.ru/slide/296728/ 4. http://ruslitsaglayi.jimdo.com/ 5. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1663726.html Внимание: этот слайд не предназначен для показа детям!

Использованная литература и источники:

  • 1.Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2012 год.
  • 2. Васильевых И.П. Уроки русского языка:.5 класс : пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова»Русский язык. 5 класс \ под ред. С.И.Львовой. М.: Мнемозина 2010 год
  • 3. http://www.myshared.ru/slide/296728/
  • 4. http://ruslitsaglayi.jimdo.com/
  • 5. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1663726.html

Внимание: этот слайд не предназначен для показа детям!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание суффиксов существительных -ЕК, -ИК. 5 класс. ФГОС.

Автор: Саглай Ирина Владимировна

Дата: 04.07.2014

Номер свидетельства: 109371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому  языку. 6 класс Правописание суффиксов -чик, -щик."
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "253026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447508040"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. По теме: правописание суффиксов -ек; -ик в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(136) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-suffiksov-iek-ik-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "206988"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430315645"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-i-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406084666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства