Вступительное слово - Здравствуйте, ребята. Садитесь. 2. Постановка целей и задач урока -Ребята, ученику нашего класса, Серёже, поручили написать небольшую заметку о недавно прошедшем празднике. У него возникли затруднения в написании некоторых предложений. Давайте поможем Серёже разобраться с этими предложениями. На доске спроецированы 4 предложения. Вам необходимо списать их, раскрыв скобки. (7 мин.) Мы то(же) активно участвовали в подготовке этого праздника. Не хотелось повторять то(же), что было в прошлом году. Что(бы) придумать необычное, интересное. Мы очень старались, что(бы) понравиться и зрителям, и жюри. -Ребята, с какими затруднениями вы столкнулись при выполнении данного задания? Как вы считаете, по какому плану нам следует работать на уроке для решения этой проблемы? -Так как вы решили повторить материал прошлых уроков, я предлагаю вам вспомнить некоторые сведения о составных подчинительных союзах и выполнить небольшую работу: найти составные союзы в тексте. ЭОР № 1 (5 мин.) 3.Изучение нового материала Работа в группах( 10 минут) -Предлагаю вам для успешного решения проблемы данного урока, распределиться на группы. -Первая группа, изучив теоретический материал учебника, вносит в него необходимые дополнения и строит определение понятия, т.е. объясняют, как отличать союзы от созвучных слов других частей речи. -Вторая группа из предложенных в учебнике упражнений выбирает те из них, которые необходимы для закрепления изучаемой темы и аргументируют свой выбор. -Третья группа должна предложить вид контроля (тест, текст с заданием, диктант), который можно использовать на данном этапе урока. 5. Осуществление контроля (10 мин.) -Ребята, на решение проблемы урока вам было дано определённое время. Мы готовы выслушать защиту ваших проектов. Учитель консультирует -Думаю, теперь настало время вернуться к предложениям из заметки и объяснить слитное и раздельное написание союзов и омонимичных форм слова. 5. Применение полученных знаний. Констатирующее закрепление (5 мин.) Найти в тексте на экране союзы и омонимичные части речи, объясните их написание. М. Пришвин «Дуб и липа». Дуб растёт так же, как и липа, в подмосковных лесах. Весной липа первая зеленеет и как будто просит, чтобы и дуб зеленел вместе с нею. Опадает липа осенью тоже первая. Дуб ещё долго держится, а потом также теряет листья и прячет под своей листвой липовую. - Какова основная мысль текста? - В чём особенность произведения? - Как олицетворяются дуб и липа? - Сопоставьте содержание текста М. Пришвина с репродукцией картины И.С.Остроухова «Золотая осень» (См. упр. 417). 7. Диагностика процесса усвоения учебного материала: - Подведём итоги нашей работы. Проверьте себя, как вы усвоили изученный материал, насколько плодотворно прошло практическое занятие. С этой целью выполняем контрольное практическое задание (ЭОР № 3 – 110786) 7. Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин.) - Каковы ваши личные результаты? -- Что нового вы узнали? - Чему научились? - Что было особенно интересным и полезным на уроке? Выставление оценок. 8. Домашнее задание(2 мин): Стр. 185-186 ещё раз повторить правописание союзов и омонимичных сочетаний. 1 группа учащихся составляет текст по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» (упр.417), используя союзы, 2 группа - упр. 400. 3 группа - тест Единые ЭОР №110757 – 3 варианта. | . - Ребята записывают в тетрадях дату -самостоятельно выполняют записи в тетрадях; -анализируют и формулируют тему и цели урока; -планируют дальнейшую работу на уроке: 1)повторить материал прошлых уроков; 2) изучить теоретический материал учебника (параграф 33 упр.399) 3)выбрать необходимые тренировочные упражнения для закрепления нового материала; -выписывают составные подчинительные союзы в тетрадь, затем зачитывают, объясняют, как они пишутся. -работают с теоретическим материалом, осуществляют смысловое чтение, анализируют и определяют понятие; -производят сопоставительный анализ упражнений учебника, выбирают наиболее интересные задания; -выполняют поисковую работу, работают со справочным материалом, с информационными источниками; -первая группа на основе теоретического материала учебника (работа с таблицей), и своего собственного мнения объясняют, как отличать союзы от омонимичных форм слова; - Союз: нельзя поставить вопрос, не является членом предложения, пишется слитно. - Самостоятельная часть речи (местоимение и наречие): можно задать вопрос к местоимению и наречию, является членом предложения, же/бы – частицы, раздельное написание. - союз: же/бы нельзя упустить, можно подобрать синонимичный союз. - наречие, местоимение: частицы же/бы можно опустить. -вторая группа, аргументируя свой выбор, предлагает учащимся класса выполнить упражнение учебника; Выполнение упражнения (упр.401 II) Задание: спишите, раскрывая скобки, укажите, к какой части речи относятся слова со скобками. В окнах, а так (же) на порогах дверей теснились люди. (И.Тургенев) 2) Так (же), как и час назад, свистал ветер в оглоблях, так (же) сыпался снег. (Л.Толстой) 3) То (же) слово, да (не) так (бы) молвил. (Пословицы) 4) Что (бы) он не говорил, что (бы) не предлагал, его слушали так, как (будто) то, что он предлагал, давно известно…(Л. Толстой) 5) Труд необходим человеку так (же), как пища, он должен быть регулярным, систематическим. (В.Сухомлинский) -третья группа предоставляет небольшой словарный диктант, в котором встречаются союзы и омонимичные им формы слова; -ребята редактируют записанные в начале урока предложения; -учащиеся выписывают из текста союзы и омонимичные формы слова и отвечают устно на вопросы учителя по тексту. - выполняют задание тестов. Проверка осуществляют через взаимоконтроль в парах. -учащиеся выстраивают монологические высказывания, отвечая на вопросы: -Что у меня получилось во время урока? -Что я узнал, и что я могу теперь делать? - С какими трудностями столкнулся при выполнении заданий? . |