1. обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о союзах;
2. отрабатывать практические навыки правописания союзов, опираясь на изученное правило;
3. формировать умения находить союзы в тексте, определять значение союзов, их роль в предложении; правильно применять их в речи.
На уроке звучит аудиотекст. Затем ученики выполняют задания по прослушанному тексту.После объяснения новой темы ,предлагается задание на различение союзов от предлогов Выполняются книжные упражнения. В конце урока проводится мини-тест
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему :"Правописание союзов" »
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
по теме:
«Правописание союзов»
Цели:
1. обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о союзах;
2. отрабатывать практические навыки правописания союзов, опираясь на изученное правило;
3. формировать умения находить союзы в тексте, определять значение союзов, их роль в предложении; правильно применять их в речи.
Оборудование:раздаточный материал, ноутбук для воспроизведения аудиозаписи, аудиозапись передачи «Русский устный», аудиозапись для музыкальной паузы.
Ход урока:
1) Урок мы сегодня начнём с традиционной словарной работы. В русском языке много слов, которые вызывают затруднение в написании, а порой и в произношении. С некоторыми из таких слов мы познакомимся сегодня. А поможет нам в этом аудиозапись передачи «Русский устный». Послушайте внимательно, на какие слова обращают ваше внимание, как они произносятся.
- Звучит аудиозапись (4 минуты).
Какие слова прозвучали? Давайте запишем их в тетрадь, поставим ударение в словах, подчеркнём ошибкоопасные места.
Баловник (сущ.)
баловаться (глаг.)
балованный (прич.)
балуясь (дееприч.)
Дополнительное задание: определите, к каким частям речи относятся эти слова.
2) Вы знаете, что не только эти слова могут вызывать затруднение в произношении и написании. Есть и другие части речи, заслуживающие наше внимание. Что это за слова? На этот вопрос поможет ответить стихотворение.
(Можно дать в качестве опережающего задания ученику выучить)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о союзе)
Правильно. Сегодня мы продолжим разговор об этой части речи, вспомним разряды союзов по строению и по значению, а самое главное – остановимся на правописании союзов. Записываем тему урока: «Правописание союзов».
3) В аудиозаписи прозвучали не только слова (можно попросить учащихся их ещё раз прочитать), но и довольно известная пословица.
Кто скажет какая пословица прозвучала?
(Делу время, а потехе час.)
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (относится обычно к человеку в качестве напоминания, который, развлекаясь, забывает о деле).
Скажите, какая служебная часть речи встретилась в пословице? (союз А)
Запишем и охарактеризуем этот союз. (А – союз простой, сочинительный, противительный)
4) Союзы достаточно многочисленная группа и порой без них просто не обойтись. А что мы знаем из истории этой части речи?
(Опережающее задание)
Из истории слова.
Союз – слово пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Слово «союз» было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать, узы. Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и словосочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия.
К этому рассказу я добавлю только то, что составные союзы появились в языке в 18 веке, и сразу же возникли трудности с их правописанием. Поэтому мы с вами учимся и правильно употреблять союзы, и правильно писать, и отличать от других частей речи.
5) Задание: «Путаница».
Распределите на две группы эти слова. Какие две группы? Предлоги (1) и союзы (2)
Из-под, потому что, лишь, в течение, чтобы, если, когда, навстречу, как будто, согласно, зато, или, так как, благодаря, также, в, за, из-за, вследствие.
Предлоги Союзы
Из-под потому что
в течение лишь
навстречу чтобы
согласно если
благодаря когда
в как будто
за зато
из-за или
вследствие так как
также
Проверим, что у вас получилось. Что вы выписали в первый столбик? (При помощи карточек ещё раз обратить внимание на правописание предлогов: из-под, из-за, в течение, навстречу, вследствие).
Проверяя союзы, выписанные во второй столбик, выполняем ещё одно задание: определите разряд союзов по значению).
(Проверить правописание союзов при помощи карточек: потому что, чтобы, как будто, так как, также)
6) В русском языке есть и другие союзы, правописание которых мы должны помнить. Давайте вспомним эти союзы и их правописание.
Скажите, в чём трудность написания союзов тоже, зато, причём, притом?
Действительно, правописание некоторых союзов нас, порой, ставит в затруднительное положение и приходится решать целые лингвистические задачи. Вот одна из них.
7) Сейчас вы увидите небольшую сценку, в речи героев встретятся омонимичные (созвучные ) слова, вы должны их назвать и объяснить написание.
Сценка 1. (Сценку можно сопровождать звуковыми сигналами)
- Ох, успел, не опоздал! Пожалуйста, вот мой билет!
- Да-а-а, билет ваш, а теплоход не ваш! Ваш теплоход отходит ОТ ОТГО причала, причала №2. Туда вы уже не успеете!
- Ну вот, теперь придётся ехать на поезде, ОТТОГО ЧТО так долго собирался!
От того или оттого? Записать в тетрадь: Ваш теплоход отходит от того причала. Я поеду на поезде, оттого что так долго собирался.
Сценка 2.
- Привет, сестрёнка! Какие слёзы! Ну, и что у тебя опять случилось?
- Жужик, мой любимый Жужик пропал!!! Всё утро мы с ним играли во дворе, бегали ПО ТОМУ парку. А потом он исчез!!!
- Смотри! Вот он, твой Жужик! Отдыхает! Он от тебя убежал, ПОТОМУ ЧТО ты его просто замучила!
По тому или потому? Записать в тетрадь: Мы с ним бегали по тому парку. Он убежал, потому что ты его просто замучила.
- Музыкальная пауза (минутка отдыха).
8) Задание «Корректор». Найдите ошибки в написании союзов и исправьте их. (Один учащийся у доски, выписывает только сочетания с ошибками)
Дорого, за то надёжно
спрятался зато здание
ушёл, чтобы отдохнуть
он то же пришёл и сказал то же самое
также хвастлив, как и сосед
что бы почитать
что бы больше знать о мире животных
необходимо, что бы все были спокойны
9) Тест по теме с последующей проверкой.
1.Какая часть речи обладает перечисленными признаками: неизменяемая; служит для отношения выражений между однородными членами предложения и между частями сложного предложения? Это:
а) предлог; б) наречие; в) союз.
2. На какие вопросы отвечает союз?
а) где? куда? откуда?;
б) когда? как?;
в) не отвечает на вопросы.
3. Какую роль в предложении играют союзы?
а) бывает одним из главных членом предложения;
б) соединяет однородные члены предложения в простом предложении и простые предложения в сложном;
в) может быть только лишь второстепенным членом предложения.
4. На какие две большие группы по значению делятся союзы?
а) соединительные и противительные;
б) временные и целевые;
в) сочинительные и подчинительные.
5. На какие виды по своему строению делятся все союзы?
а) простые и сложные;
б) только простые;
в) простые и составные.
6. Какие из перечисленных союзов являются составными?
а) потому (что);
б) при (том);
в) так (же);
г) как (будто).
7. Правильно ли дана характеристика союза?
Чтобы – союз составной, сочинительный, союз цели
а) да; б) нет.
(Тест можно использовать для подведения итогов урока)
10) Подведение итогов урока, выставление оценок и объяснение домашнего задания.
Домашнее задание (каждому распечатать):
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания:
А. У мамы самые добрые и ласковые руки, они умеют растить детей и готовить вкусные обеды.
Б. В нем никогда не гаснет любовь и оно ни к чему не остается равнодушным.
В. Самое прекрасное на земле слово – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
Г. И еще у мамы самое верное и чуткое сердце.
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получится текст?
1) АВБГ; 2) ВАБГ; 3) ВАГБ; 4) ВБГА.
Запишите получившийся текст.
2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) никогда – наречие; 2) ласковые – прилагательное;
3) и непроизводный предлог; 4) в нем – местоимение с предлогом.
3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
4. В этом предложении есть слово с чередованием гласной в корне:
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
5. Найдите предложение, в котором заключена главная мысль текста.
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
6. Найдите в тексте союз, дайте ему характеристику, какую роль он выполняет.