Тема: «Правописание парных согласных на конце слова»
Цели:
Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор к ним проверочных.
Обеспечить развитие речи, познавательных процессов (внимание, мышление, память), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), воли и положительных чувств.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с разноуровневым заданием, карточки со словами для ключевого письма, схема правила.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание парных согласных на конце слова. »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» Кировского района г. Казани
Урок по русскому языку во 2 классе «Правописание парных согласных на конце слова» в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Подготовила
учитель начальных классов
Лицова Ольга Евгеньевна
Тема: «Правописание парных согласных на конце слова»
Цели:
Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор к ним проверочных.
Обеспечить развитие речи, познавательных процессов (внимание, мышление, память), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), воли и положительных чувств.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с разноуровневым заданием, карточки со словами для ключевого письма, схема правила.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
- За партами повернитесь лицом друг другу. Один раскроет ладони, а другой - накроет их своими ладонями. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, почувствуйте тепло. Пожелайте своему товарищу что-нибудь доброе. Я надеюсь, что это тепло будет вас согревать и помогать вам.
2. Минутка чистописания.
Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (Запись на доске)
- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Как вы понимаете смысл её? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. ( Не дорог - буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок-буква К, т. к. это суффикс ОК.)
- Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
- На минутке чистописания прописывать будем ту букву, которая обозначает парный звонкий звук, а может обозначать парный глухой звук. Какая это буква? (Г).
- Составьте свою цепочку из строчной, прописной букв Г и букв, обозначающих гласный звук, смягчающих впереди стоящие согласные.
- Какие буквы написали? (И, Я, Ю, Е, Ё).
- Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, Ж-Ш)
- Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные на конце слов? (Дети говорят правило с примерами).
3. Определение темы и задач урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Правописание слов с парными согласными на конце.)
- Чему будем учиться на уроке? (Писать правильно слова на данное правило, подбирая проверочные слова.)
4. Ключевое письмо.
- Ястре_, ено_, хле_, малы_, тру_, утю_, бере_, поя_, отря_, глобу_. (Запись на листе с пропущенными буквами).
- Прочитайте, запишите только пропущенную букву. (Лист переворачивается и там слова со вставленными буквами: Б, Т, Б, Ш, С, Г, Г, С, Д, С.)
- Поменяйтесь тетрадями за партой, и проверьте друг у друга. (Взаимопроверка).
- Поднимите руки, у кого всё правильно.
- Какое правило помогло написать правильно букву? ( Правописание слов с парными согласными на конце.)
- В каком слове можно вставить другую букву согласного парного звука? (Трус-труд, берег-берет).
5. Словарно-орфографическая работа.
Л Х Я Р Щ М З Ц Н Ы Ч К Й (Запись на доске.)
- Вычеркните буквы, которые обозначают непарные звонкие и глухие согласные. (Л, Р, М, Н, Й – непарные звонкие согласные буквы.,Х, Щ, Ц, Ч – непарные глухие)
- Какое новое словарное слово? (Язык)
- Каково лексическое значение этого слова? (Язык-это орган, который находится во рту у человека и животных.)
- Какое значение имеет слово “язык” в словосочетании “русский язык”, “английский язык”? (Средство общения между людьми).
- В фильмах о войне часто звучат фразы “захватили языка”, “привели языка”. Какое здесь значение этого слова? (Пленный человек, от которого нужно получить информацию).
- Что можете сказать о слове? (Оно многозначное).
- Запишем слово и поработаем с ним.(1 ученик проговаривает, учитель пишет на доске, ребята в тетрадях: ударение, слоги, опасные места)
- Какое “опасное” место можно проверить? Как? (Парный согласный К - языки)
- Какие пословицы, поговорки, фразеологизмы с данным словом вы знаете? (Ответы детей)
Корова языком слизала. (Запись на доске)
Держи язык за зубами.
Язык до Киева доведёт.
- Найти и зачитать предложение, в котором говорится, что нужно молчать.(2)
- Быстро и неожиданно исчез.(1)
- Умение говорить, выручит в любой ситуации.(3)
- Запишите то предложение, где все согласные парные и подчеркните их.
- Какое предложение записали?(3)
- Назови парные согласные.
6. Физкультминутка.
- Представь большой круг. Обведи его только глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
- Закройте глаза и посмотрите на кончик носа. Представьте, что он растёт, продолжайте следить за ним закрытыми глазами. А теперь он уменьшается.
- Быстрое моргание глазами.
- Встаньте, выйдете из-за парт. Положите руки на плечи друг другу и закройте глаза. Присесть, встать, наклон влево, вправо, постоять на правой ноге, на левой, подпрыгнуть.
Б) Север, жара, правда, тьма, польза. (Запись на доске)
- Прочитайте, что общего в словах? (Существительные, нарицательные, неодушевлённые, в ед. числе).
- Назовите “лишнее” слово. (Север-м. р., остальные слова -ж. р., тьма-1 слог, остальные-2, жара-ударение на 2 слог, в остальных словах - на 1 слог).
- Подберите и запишите к каждому слову антоним, чтобы на конце была наша орфограмма. Подчеркните, выделите корень.(1 ученик пишет на доске: юг, холод, ложь, свет, вред. Остальные ученики пишут в тетрадях)