Тема урока. Правописание парных согласных в корне слова.
Цель урока: формирование умения находить в слове орфограмму «парный согласный в корне слова» и правильно графически ее обозначить.
Задачи урока: научить правильно писать парные согласные, познакомить с графическим обозначением новой орфограммы, продолжить работу над формированием языкового чутья детей;
развивать орфографическую зоркость, память, речь детей;
воспитывать аккуратность, самостоятельность, активность.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Форма: открытый урок.
Оборудование: интерактивная доска, флажки.
Ход урока.
- Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова:
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!
Психологический настрой.
Красиво встали. Улыбнитесь друг-другу, подарите м не свои улыбки. Поделитесь со всеми хорошим настроением. Спасибо.
Побуждение к действию.
Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше настроение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости.
- Повторение.
- Прежде чем тронуться в путь к вершине знаний, проверим багаж знаний.
1) Работа у доски.
1 ученик. Выдели корень. (Снега, глаза, гаражи, березы, морозы, ландыши, халаты, плоды).
2 ученик. Назови и подчеркни парные согласные. Почему они парные? (При произношении парных согласных воздух встречает одинаковое препятствие)
2) Работа в тетради.
Словарная работа: Слово «береза»: напишите всю строчку, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Минутка чистописания.
- Сегодня по порядку алфавита мы напишем строчную букву з. из каких элементов состоит буква? Напишем сначала в воздухе.
3. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы.
- Запишите под диктовку слова, выделите известные орфограммы.
Лыжи, чаща, чугун, точка, зверь, Андрей, гроза, утюг.
(Дети затруднились с написанием последнего слова, не смогли выделить в нем орфограмму)
- Все ли так написали? (На доске появляются варианты записи «утюк» «утюг»).
- Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написали вы его по-разному?
- В чем разница?
- А где в слове «утюг» вы увидели парную согласную? (В корне слова)
- Какой же будет тема урока?
Формулирование темы урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».
- Как узнать кто написал правильно, а кто ошибся? (Мы должны проверить)
- А умеем ли мы проверять парные согласные? (Нет)
- Чему же мы должны научиться? (Постановка цели и задач урока: научиться правильно писать парные согласные в корне слов.)
4. Открытие новых знаний.
- Итак, нам необходимо найти объяснению выбранному вами варианту.
Как вы написали слово утюг? Почему?
(Поочередно выслушиваются гипотезы детей – верные, неверные). Мнения разделились.
- Какое же из объяснений вы считаете верным? (С помощью учителя дети приходят к верному решению.)
- Давайте сделаем вывод. Как же проверить парный согласный на конце слова?
- Откроем учебник на странице 76 и проверим наши предположения.
- Мы оказались правы. Молодцы!
- Какой 1-й способ проверки? (Один – много: утюг - утюги)
- Какой 2-й способ проверки? (Слово «нет»: утюг – нет утюга)
- Какой из способов проверки применяли мы? (1-й)
- Можем ли мы теперь ответить, какую букву написать на конце в слове утюг? Почему? (Знаем два способа проверки, но главное условие – чтобы после парного согласного стоял гласный)
5. Первичное закрепление.
а) Физминутка.
- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы приседаете.
Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.
б) Фронтальная работа.
- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его. В учебнике на странице 77 есть упр. 315. Выполним его у доски. Луг – луга, снег – снега, поезд – поезда, голос – голоса, колос – колосья, пруд – пруды, лист – листья, брат – братья.
Образец рассуждения: в слове «луга» я четко слышу г, значит и в слове «луг» буду писать г. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове луга гласную-помощницу подчеркну двумя чертами.
в) Предлагаю вам задание, которое называется «Помогите разобраться». Верблюжонок получил приглашение от зайчонка, где тот объяснял, как к нему пройти, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Прочитайте.
- Как вы думаете, почему верблюжонок ничего не понял? Какие слова вызвали у него недоумение? Почему? (ответы)
- Давайте исправим ошибки, допущенные зайчонком, и поможем верблюжонку добраться до него.
- Какой вывод вы сделали?
- Чтобы тебя поняли, нужно грамотно писать, правильно подобрать проверочные слова.
г) – Молодцы! Вы хорошо работаете. Услышала о вас и пришла в гости «Волшебная яблоня». Почему волшебная?
- Да, на ней выросли 12 необычных яблок, на которых написаны парные согласные. В корзинках – слова, в которых не хватает яблочек-букв, дополните корзинки правильными яблочками-буквами:
б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с.
Са…, лис…, кру…, клу…, гара…, обры…, су….
(Дети выполняют задание).
Яблоня довольна. Она угостила вас волшебными яблоками, обогатила нас вниманием, чтобы мы были здоровыми, никогда не болели.
6. Рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Чему научились?
Запоминалка на доске. Хором читаем.
Если слышать парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй!
Зуб – на зубы, лед – на льды
Будешь грамотным и ты!
7. Подведение итогов урока.
У каждого ученика флажок.
- Перед вами вершина знаний. (Рисунок на доске). Кто на ней? (Парные согласные) б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с, д-т.
- Определите свое место на пути освоения нового знания. (Дети приклеивают флажки)
8. Домашнее задание.