kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание парных согласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Правописание парных согласных в корне слова.

Цель урока: формирование умения находить в слове орфограмму «парный согласный в корне слова» и правильно графически ее обозначить.

Задачи урока: научить правильно писать парные согласные, познакомить с графическим обозначением новой орфограммы, продолжить работу над формированием языкового чутья детей;

развивать орфографическую зоркость, память, речь детей;

воспитывать  аккуратность, самостоятельность, активность.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма: открытый урок.

Оборудование: интерактивная доска, флажки.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

-  Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,

К вершине знаний держим путь.

Все знанья сами открываем,

Поэтому – активным будь!

Психологический настрой.

Красиво встали. Улыбнитесь друг-другу, подарите м не свои улыбки. Поделитесь со всеми хорошим настроением. Спасибо.

Побуждение к действию.

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше настроение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости.

  1. Повторение.

- Прежде чем тронуться в путь к вершине знаний, проверим багаж знаний.

1) Работа у доски.

1 ученик. Выдели корень. (Снега, глаза, гаражи, березы, морозы, ландыши, халаты, плоды).

2 ученик. Назови и подчеркни парные согласные. Почему они парные? (При произношении парных согласных воздух встречает одинаковое препятствие)

2) Работа в тетради.

Словарная работа: Слово «береза»: напишите всю строчку, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Минутка чистописания.

- Сегодня по порядку алфавита мы напишем строчную букву з. из каких элементов состоит буква? Напишем сначала в воздухе.

3. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы.

- Запишите под диктовку слова, выделите известные орфограммы.

Лыжи, чаща, чугун, точка, зверь, Андрей, гроза, утюг.

(Дети затруднились с написанием последнего слова, не смогли выделить в нем орфограмму)

- Все ли так написали? (На доске появляются варианты записи «утюк» «утюг»).

- Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написали вы его по-разному?

- В чем разница?

- А где в слове «утюг» вы увидели парную согласную? (В корне слова)

- Какой же будет тема урока?

Формулирование  темы урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».

- Как узнать кто написал правильно, а кто ошибся? (Мы должны проверить)

- А умеем ли мы проверять парные согласные? (Нет)

- Чему же мы должны научиться? (Постановка цели и задач урока: научиться правильно писать парные согласные в корне слов.)

4. Открытие новых знаний.

- Итак, нам необходимо найти объяснению выбранному вами варианту.

Как вы написали слово утюг? Почему?

(Поочередно выслушиваются гипотезы детей – верные, неверные). Мнения разделились.

- Какое же из объяснений вы считаете верным? (С помощью учителя дети приходят к верному решению.)

- Давайте сделаем вывод. Как же проверить парный согласный на конце слова?

- Откроем учебник на странице 76 и проверим наши предположения.

- Мы оказались правы. Молодцы!

- Какой 1-й способ проверки? (Один – много: утюг - утюги)

- Какой 2-й способ проверки? (Слово «нет»: утюг – нет утюга)

- Какой из способов проверки применяли мы? (1-й)

- Можем ли мы теперь ответить, какую букву написать на конце в слове утюг? Почему? (Знаем два способа проверки, но главное условие – чтобы после парного согласного стоял гласный)

5. Первичное закрепление.

а) Физминутка.

- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы приседаете.

Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.

б) Фронтальная работа.

- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его. В учебнике на странице 77 есть упр. 315. Выполним его у доски. Луг – луга, снег – снега, поезд – поезда, голос – голоса, колос – колосья, пруд – пруды, лист – листья, брат – братья.

Образец рассуждения: в слове «луга» я четко слышу г, значит и в слове «луг» буду писать г. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове луга гласную-помощницу подчеркну двумя чертами.

в) Предлагаю вам задание, которое называется «Помогите разобраться». Верблюжонок получил приглашение от зайчонка, где тот объяснял, как к нему пройти, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Прочитайте.



 

 

- Как вы думаете, почему верблюжонок ничего не понял? Какие слова вызвали у него недоумение? Почему? (ответы)

- Давайте исправим ошибки, допущенные зайчонком, и  поможем верблюжонку добраться до него.

- Какой вывод вы сделали?

- Чтобы тебя поняли, нужно грамотно писать, правильно подобрать проверочные слова.

г) – Молодцы!  Вы хорошо работаете. Услышала о вас и пришла в гости «Волшебная яблоня». Почему волшебная?

- Да, на ней выросли 12 необычных яблок, на которых написаны парные согласные. В корзинках – слова, в которых не хватает яблочек-букв, дополните корзинки правильными яблочками-буквами:

б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с.

Са…, лис…, кру…, клу…, гара…, обры…, су….

(Дети выполняют задание).

Яблоня довольна. Она угостила вас волшебными яблоками, обогатила нас вниманием, чтобы мы были здоровыми, никогда не болели.

6. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Чему научились?

Запоминалка на доске. Хором читаем.

Если слышать парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй!

Зуб – на зубы, лед – на льды

Будешь грамотным и ты!

7. Подведение итогов урока.

У каждого ученика флажок.

- Перед вами вершина знаний. (Рисунок на доске). Кто на ней? (Парные согласные) б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с, д-т.

- Определите свое место на пути освоения нового знания. (Дети приклеивают флажки)

8. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание парных согласных в корне слова»

Тема урока. Правописание парных согласных в корне слова.

Цель урока: формирование умения находить в слове орфограмму «парный согласный в корне слова» и правильно графически ее обозначить.

Задачи урока: научить правильно писать парные согласные, познакомить с графическим обозначением новой орфограммы, продолжить работу над формированием языкового чутья детей;

развивать орфографическую зоркость, память, речь детей;

воспитывать аккуратность, самостоятельность, активность.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма: открытый урок.

Оборудование: интерактивная доска, флажки.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,

К вершине знаний держим путь.

Все знанья сами открываем,

Поэтому – активным будь!

Психологический настрой.

Красиво встали. Улыбнитесь друг-другу, подарите м не свои улыбки. Поделитесь со всеми хорошим настроением. Спасибо.

Побуждение к действию.

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше настроение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости.

  1. Повторение.

- Прежде чем тронуться в путь к вершине знаний, проверим багаж знаний.

1) Работа у доски.

1 ученик. Выдели корень. (Снега, глаза, гаражи, березы, морозы, ландыши, халаты, плоды).

2 ученик. Назови и подчеркни парные согласные. Почему они парные? (При произношении парных согласных воздух встречает одинаковое препятствие)

2) Работа в тетради.

Словарная работа: Слово «береза»: напишите всю строчку, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Минутка чистописания.

- Сегодня по порядку алфавита мы напишем строчную букву з. из каких элементов состоит буква? Напишем сначала в воздухе.

3. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы.

- Запишите под диктовку слова, выделите известные орфограммы.

Лыжи, чаща, чугун, точка, зверь, Андрей, гроза, утюг.

(Дети затруднились с написанием последнего слова, не смогли выделить в нем орфограмму)

- Все ли так написали? (На доске появляются варианты записи «утюк» «утюг»).

- Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написали вы его по-разному?

- В чем разница?

- А где в слове «утюг» вы увидели парную согласную? (В корне слова)

- Какой же будет тема урока?

Формулирование темы урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».

- Как узнать кто написал правильно, а кто ошибся? (Мы должны проверить)

- А умеем ли мы проверять парные согласные? (Нет)

- Чему же мы должны научиться? (Постановка цели и задач урока: научиться правильно писать парные согласные в корне слов.)

4. Открытие новых знаний.

- Итак, нам необходимо найти объяснению выбранному вами варианту.

Как вы написали слово утюг? Почему?

(Поочередно выслушиваются гипотезы детей – верные, неверные). Мнения разделились.

- Какое же из объяснений вы считаете верным? (С помощью учителя дети приходят к верному решению.)

- Давайте сделаем вывод. Как же проверить парный согласный на конце слова?

- Откроем учебник на странице 76 и проверим наши предположения.

- Мы оказались правы. Молодцы!

- Какой 1-й способ проверки? (Один – много: утюг - утюги)

- Какой 2-й способ проверки? (Слово «нет»: утюг – нет утюга)

- Какой из способов проверки применяли мы? (1-й)

- Можем ли мы теперь ответить, какую букву написать на конце в слове утюг? Почему? (Знаем два способа проверки, но главное условие – чтобы после парного согласного стоял гласный)

5. Первичное закрепление.

а) Физминутка.

- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы приседаете.

Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.

б) Фронтальная работа.

- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его. В учебнике на странице 77 есть упр. 315. Выполним его у доски. Луг – луга, снег – снега, поезд – поезда, голос – голоса, колос – колосья, пруд – пруды, лист – листья, брат – братья.

Образец рассуждения: в слове «луга» я четко слышу г, значит и в слове «луг» буду писать г. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове луга гласную-помощницу подчеркну двумя чертами.

в) Предлагаю вам задание, которое называется «Помогите разобраться». Верблюжонок получил приглашение от зайчонка, где тот объяснял, как к нему пройти, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Прочитайте.































- Как вы думаете, почему верблюжонок ничего не понял? Какие слова вызвали у него недоумение? Почему? (ответы)

- Давайте исправим ошибки, допущенные зайчонком, и поможем верблюжонку добраться до него.

- Какой вывод вы сделали?

- Чтобы тебя поняли, нужно грамотно писать, правильно подобрать проверочные слова.

г) – Молодцы! Вы хорошо работаете. Услышала о вас и пришла в гости «Волшебная яблоня». Почему волшебная?

- Да, на ней выросли 12 необычных яблок, на которых написаны парные согласные. В корзинках – слова, в которых не хватает яблочек-букв, дополните корзинки правильными яблочками-буквами:

б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с.

Са…, лис…, кру…, клу…, гара…, обры…, су….

(Дети выполняют задание).

Яблоня довольна. Она угостила вас волшебными яблоками, обогатила нас вниманием, чтобы мы были здоровыми, никогда не болели.

6. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Чему научились?

Запоминалка на доске. Хором читаем.

Если слышать парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй!

Зуб – на зубы, лед – на льды

Будешь грамотным и ты!

7. Подведение итогов урока.

У каждого ученика флажок.

- Перед вами вершина знаний. (Рисунок на доске). Кто на ней? (Парные согласные) б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с, д-т.

- Определите свое место на пути освоения нового знания. (Дети приклеивают флажки)

8. Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание парных согласных в корне слова

Автор: Филипьева Татьяна Фёдоровна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 282146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок по русскому языку "Правописание парных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-parnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "259820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448824949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Правописание парных согласных в словах"
    ["seo_title"] => string(43) "pravopisaniie_parnykh_soghlasnykh_v_slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "466585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1523979107"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока "Правописание парных согласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_pravopisanie_parnykh_soglasnykh_v_korne_slova"
    ["file_id"] => string(6) "496638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548144257"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока русского языка на тему "Правописание парных согласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-parnykh-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "168941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423321738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства