Муниципальное казенное образовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
с. Сергеевки Кыштовского района Новосибирской области
Урок русского языка с презентацией
по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
4 класс
Синицина Ирина Петровна
Учитель начальных классов.
2015г.
Пояснительная записка
Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов начальной школы по УМК Школа России и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на развитие творческого мышления. На уроке использовалась технология критериального оценивания, технология личностно-ориентированного обучения. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями. Таким образом, организованная работа по критериальному оцениванию помогает формировать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению, так как показывает любому ребенку не только проблемные точки, но и точки его успешности.
Тема урока: Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Цель: Закреплять знания о правописании безударных окончаний имен прилагательных; закрепить алгоритм определения падежа, рода и числа имен прилагательных в единственном числе.
Педагогические задачи :Создать условия для формирования умения распознавать род, падеж имен прилагательных; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен прилагательных м.р., ж.р., и ср.р.в косвенных падежах; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять окончания; способствовать развитию
умений составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных
и имен прилагательных, выделять их окончания; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры
учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты: правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных ед. числа; выполнять морфологический разбор имени прилагательного; дописывать окончания имен прилагательных, определять падеж и выделять окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях; объяснять лексическое значение словосочетаний; составлять из данных предложений текст; объяснять написание выделенных орфограмм, составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных и имен прилагательных, выделять их окончания.
Метапредметные УУД
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать); определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Личностные результаты : Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других , пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Методы и приемы:
Формы работы учащихся:
Оборудование, используемое на занятии:
Тип урока: обобщение изученного и применение знаний на практике.
Учебно – методическое обеспечение: карточки с заданиями, учебник русского языка 4 кл. в 2 ч. В.П.Канакина, «Толковые словари русского языка».
Ход урока:
I.Организационно-мотивационный момент. Слайд№2(читают стихотворение)
-Что вы узнали из этого стихотворения.?. А каким еще нужно быть на уроке?
Начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? (записывают число в тетрадь, объясняют написание орфограмм).
II.Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания.мотивация учебной деятельности
- На доске слайд№3. (читают загадку о зиме, отгадывают). Рассматривают картины зимней природы(сл.№4-6)На слайде №7 записаны соединения букв.
ая яя ой ый ий ое ее
- В какой части слова мы можем увидеть соединение этих букв?
Дети отвечают (Окончания имён прилагательных ж.р.,м.р., ср.р.)
- Запишите соединения до конца строки.
- У вас есть таблица, мы будем оценивать себя и заносить результат в таблицу
III.Словарная работа. Слайд №8
- На слайде записаны словарные слова. Возьмите К.№1
Вет … р, завтр… к, м…роз ,сев…р, зап…д, п….года, мес …ц, в…сток, к…ньки, к…ртофель, з…бавы, …нварь, …прель, д…кабрь, с…нтябрь, ф…враль.
- Как можно назвать эту группу слов? (Имена существительные)
Задание.(дети самостоятельно формулируют задание: вставить орфограмму, поставить ударение).
- Запишите слова, которые относятся к теме «Зима».
-Ребята составьте критерии, по которым вы будете оценивать друг друга.
Слайд №9(взаимопроверка по эталону и по критериям, самооценивание по алгоритму самооценки).
-Проверьте, оцените работу, результаты запишите в таблицу .
IV.Формулирование темы и цели урока(сл.№10,11)(читают стихотворение, определяют роль прилагательных в речи.)
-Мы с вами закончили тему «Склонение им. прилагательных в ед. числе», предположите чему сегодня мы должны научиться на уроке? (дети определяют тему урока и цель). -Что мы будем делать для того, чтобы достичь поставленной цели?( Дети составляют план действий под руководством учителя.)
V.Актуализация знаний и умений. Повторение изученного. Ребята, приступим к реализации первого и второго пунктов нашего плана. Что вы знаете об имени прилагательном? Поработайте в группе(составляют правило, оценивают себя по алгоритму самооценки).
-Вспомним способы проверки безударных окончаний имен прилагательных(сл.№13).(Составляют алгоритм проверки безударных окончаний, на экране появляется алгоритм).
VI. Применение полученных знаний.
– Приступим к реализации 3 пункта нашего плана. Возьмите (К.№2). Вставьте окончания прилагательных, определите падеж.(закончив работу, дети определяют критерии оценивания, проверяют себя по эталону (сл.№14), оценивают по алгоритму самооценки.
VII.Двигательная грамматическая физпауза(проверка д/з)( дети вспоминают задание из упр.79: (написать пропущенные безударные окончания каждой группы, определить лишнее словосочетания), по классу отыскивают словосочетания И.п., Т.п., П.п., объясняют правильность своего выполненного задания.
XIII. Работа с текстом:
-Долго мы ждем прихода снежной зимы. И вот она пришла и хозяйничает по- царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек – снежинок, и много чудес натворила . Похозяйничала она и на уроке. Подул ветер , перемешал все предложения. Возьмите карточку №3, определите цель задания. (составить текст из предложений, раскрыть скобки и написать прилагательные в нужном падеже(выполняют задание в тетрадь).
- Закончили работу. Определите критерии, по которым будете себя оценивать.( 1. Правильно расставил предложения;2.Правильно употребил прилагательное в нужном падеже.) - Проверьте по эталону(сл.№16 Наступила холодная(И.п.) снежная(И.п.) зима. Февральский (И.п.) лес спит под тёплой пушистой(Т.п.) шубой. 3 Река укрылась под ледяным 4 (Т.п.) панцирем.)оценивание по алгоритму самооценки.
Посмотрите на выделенное слово . Кто может объяснить значение этого слова. Какими источниками можем воспользоваться ?( в толковом словаре находят значение слова панцирь) - А что обозначают у нас цифра 3? 4?
(выполняют синтаксический разбор предложения фронтально, а морфологический разбор им. прилагательного самостоятельно, пользуясь памяткой на стр 147).Оценивают себя по алгоритму самооценки.
IX. Рефлексия . Итог урока(сл.№17)Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Как правильно написать безударные падежные окончания имен прилагательных в ед. числе
– Понравилась ли вам работа на уроке или нет ?
X.Творческая работа. Карточка№4
Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Вот и подошёл к концу урок (…..) языка. Мы повторили всё, что узнали об имени прилагательном ..
Благодаря этим словам наша речь становится ( ). В нашем классе( ) ребята. Они давали ( ) ответы. На уроке мы узнали много ( ) и ( ). Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ( ).
(работают в паре, а один ученик за компьютером). Оценивают работу в паре.
X.Оценивание своей работы за урок
-Посчитайте количество баллов (оцениваю сам). Поставьте себе оценку согласно таблице. Вложите таблицу в тетрадь и сдайте тетради. Потом я выставлю вам свою оценку.
- Какие умения сегодня вы сегодня приобрели на уроке?
Находить и формулировать тему и цели урока вместе с учителем.
Определять успешно ли выполнено задание, в диалоге с учителем, одноклассниками.
Анализировать и обобщать, делать выводы.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Договариваться и приходить к единому мнению
Определять значение слова по толковому словарю.
Проводить морфологический разбор имени прилагательного.
Выполнять синтаксический разбор предложения.
XI.Домашнее задание (упр. из рабочей тетради 2 на выбор со стр.20,21)