kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание не с деепричастиями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание не с деепричастиями

Цели:

– познакомить учащихся с правилом написания НЕ с деепричастиями;

– формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с другими частями речи, умение конструировать предложения с деепричастным оборотом;

 – создать условия для развития у школьников логического  мышления, творческих способностей;

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного ранее.

1)Творческая работа. Сочинение - миниатюра в художественном стиле «Погода сегодня».

– Создайте текст в художественном стиле из 3 - 5 предложений. Включите в сочинение причастный или деепричастный оборот, используйте средства художественной выразительности.

 

         2)Трое учащихся работают у доски 

               Устная грамматическая разминка.

– Проверьте разборы на доски                                               

  1.    Проверка домашнего задания и выход на новую тему.

Слайд №1 (кластер)

2)   –  Какими примерами вы дополнили схемы? (дети отвечают, попутно вспоминают правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастиями, глаголами)

?                  .  Сформулируйте и запишите в тетрадь тему урока.

– Насколько  важна эта тема?

– Сформулируем цели и задачи урока.

   Работа с таблицей.

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Правописание частицы не с деепричастиями

В конце урока ребята записывают примеры на данное правило.

 

                   Портрет деепричастия.?

 –  Составим «портрет» деепричастия.

                                       Портрет деепричастия.

           

              –  Сравните правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.

              –  Сформулируйте  правило.

        Глаголы:                                                        Деепричастия:

  Не спешил                                                    не спеша

  Не желаю                                                      не желая

  Не подумайте                                              не подумав

  Не рассмеялся                                             не рассмеявшись

  Негодовать                                                    негодуя

  Недоумевать                                                 недоумевая

  Ненавидеть                                                    ненавидя

3)–  Откройте учебник. Еще раз прочитайте правило и посмотрите, как обозначается эта орфограмма.

  V.     Закрепление нового материала.

1)Письмо с проговариванием.

 

  1. – Как НЕ пишется с деепричастиями?

Творческая работа (каждый ряд выполняет 1 предложение).

      Замените выделенные слова деепричастием с  НЕ (Слайд 9).

  1. Знаем ли мы пословицы?

Составьте пословицы, соединив половины. Объясните правописание НЕ со словами (устно).

              Найди пару (Слайд 10).

  1. Проверь себя (Слайд 11).
  2. Самостоятельная работа.         

 Класс выполняет 1 - 3 предложения.

 У  доски учащийся выполняет 4 - 5 предложения (карточка).

        6)  Проверь себя (Слайд 8                   

– Петя Ошибкин в своём сочинении употребил такие предложения:

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
  2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  3. Приветливо махая хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.

  –  Исправьте предложения.

  1.  Итоги урока.
  1. Работа с таблицей.

Узнал на уроке

Что понравилось?

Что не получилось?

  1. тест (слайды 13 - 14).

 

Ключ: 

Отметки за урок.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание не с деепричастиями »

Урок русского языка в 7 классе.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2лос. Клетня Брянской области Сидоренкова Лариса Геннадьевна.

Тема урока: Правописание НЕ с деепричастиями.

Цели:

познакомить учащихся с правилом написания НЕ с деепричастиями;

– формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с другими частями речи, умение конструировать предложения с деепричастным оборотом;

– повторить основные признаки деепричастий, правописание НЕ с различными частями речи.

создать условия для развития у школьников логического мышления, творческих способностей;

– способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

ХОД УРОКА

(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических (не)знает правил.

А.П. Сумароков

  1. Оргмомент.

Оформление тетрадей.

  1. Повторение изученного ранее.

1)Творческая работа. Сочинение - миниатюра в художественном стиле «Погода сегодня».

– Создайте текст в художественном стиле из 3 - 5 предложений. Включите в сочинение причастный или деепричастный оборот, используйте средства художественной выразительности .

– Что такое текст?

– Какой тип речи будет представлен в вашем сочинении?

2)Трое учащихся работают у доски по карточкам.

Карточка 1

Обозначить морфемы в словах:

Переписанный, вмешался, загадать, самоучитель, увлечен, распевая.

Карточка 2.

Составить словосочетания с НЕ, вставить пропущенные буквы.

Г…рлянда, пр…т…ндовать, бассейн, д…станция, к….мб…нация, сиять, г…л…рея.

Карточка 3.

Похолдало.1,2,4

Выполнив работу, проверьте друг у друга.

3)С тремя учащимся учитель работает индивидуально:

работа над ошибками в рабочей тетради;

опрос по теории;

4)Проверка сочинений (уч-ся читают 2-3 сочинения).

– Получился ли текст?

– Назовите средства художественной выразительности, которые помогли вам нарисовать картину погоды.

– Прочитайте предложение с причастным или деепричастным оборотом. Объясните постановку знаков препинания.



5)Устная грамматическая разминка.

– Проверьте разборы на доске

– Если есть неправильно разобранные слова, то запишите и разберите их в тетрадях.

Отметки учащимся, работавшим у доски.

  1. Проверка домашнего задания и выход на новую тему.

  1. – Дома вы заполняли кластеры. Чтобы эту работу выполнить, нужно было повторить правописание НЕ с разными частями речи.

Проверим, как вы справились с домашним заданием.

Слайд №1 (кластер)

2) – Какими примерами вы дополнили схемы? (дети отвечают, попутно вспоминают правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастиями, глаголами)

3)Орфографический разбор (устно, «цепочкой» по одному слову).

(Не)думал (н…)(о) чём,(не)навидеть, (не)спешу (н…)куда, трава (не)скошена, (не)проверенное задание, ещё (не)взошедшее солнце; тишина, (не)нарушаемая (ни)чем, (не)догнал, (не) ходите, (не)послушался, прыгнул (не)высоко; ра(с,сс)казывал вовсе (не)интересно. (Слайд 5)



  1. Комментирование эпиграфа, орфографический разбор слов со скобками.

– Вот мы и подошли к теме нашего урока. Думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня. Сформулируйте и запишите в тетрадь тему урока.

Слайд 3 (тема).

– Насколько важна эта тема? Где нам понадобятся полученные сегодня знания?

– Сформулируем цели и задачи урока.

Работа с таблицей.

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Правописание не с:

 – существительными;
– прилагательными;
– глаголами;
– причастиями;
– местоимениями

Правописание частицы не с деепричастиями

Знать...
Уметь...

В конце урока ребята записывают примеры на данное правило.



  1. – Вспомним все, что знаем о деепричастии.

Открываем доску с записью:

Портрет деепричастия.

  1. Общее грамматическое значение:

  2. Морфологические признаки:

  3. Синтаксические признаки:

  4. Морфемные признаки:

Составим «портрет» деепричастия.

Запись в тетрадях.

Портрет деепричастия.

1. Общее грамматическое значение: Добавочное действие.

2. Морфологические признаки: Вид. Не изменяется.

3. Синтаксические признаки: Обстоятельство.

4. Морфемные признаки: Нет окончания



  1. – Внимательно рассмотрите запись на слайде (слайд 6).

Сравните правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.

Сформулируйте правило.

Глаголы: Деепричастия:

Не спешил не спеша

Не желаю не желая

Не подумайте не подумав

Не рассмеялся не рассмеявшись

Негодовать негодуя

Недоумевать недоумевая

Ненавидеть ненавидя

  1. – Откройте учебник. Еще раз прочитайте правило и посмотрите, как обозначается эта орфограмма.



V. Закрепление нового материала.

  1. Письмо с проговариванием.

– Запишем в столбик словосочетания, объясните их значение.

(Не) разгибая спины – (трудиться усердно).

(Не) смыкая глаз – (совсем не спать)

(Не) пуская на порог – (не принимать в доме)

(Не) чуя ног - ничего не (чувствовать, не замечать)

(Не) мудрствуя лукаво – ( делать просто, без затей, не умничая).

– Как называются такие сочетания слов?

Работа со словарем: мудрствовать, чуять (слайд 4).

Физкультминутка.

– Если слово пишется с НЕ слитно – сцепляем пальцы рук, подняв их вверх, потягивание.

– Если раздельно – руки в стороны, приподнимаясь на цыпочки, прогибаемся назад.

Урок не закончен

Не смотри по сторонам

Неприятная встреча

Это неправда

Непуганая ворона

Луг не скошен

Далеко не интересный

Ещё не выпавший снег

Испытывает недомогание

Невысокий мальчик

Не зная броду

Задание на дом: упр. 170; параграф 28; повторить параграфы 16,18.



  1. Как НЕ пишется с деепричастиями?

Творческая работа (каждый ряд выполняет 1 предложение).



Замените выделенные слова деепричастием с НЕ (Слайд 9).



Ласточки без умолку щебетали.

Снег шёл всю неделю беспр…станно.

Ребята работали в поле без устали.



  1. Знаем ли мы пословицы?

Составьте пословицы, соединив половины. Объясните правописание НЕ со словами (устно).

Найди пару (Слайд 10).



…(не) умоешься. Спотыкаясь, …

… по волосам (не)плачут. Снявши голову, …

…, не всегда брани дорогу. …, (не)евши спать.

…, (не) суйся в воду. (Не)замочив рук, …

Пирога ждать,… . (Не) зная броду, …





  1. Проверь себя (Слайд 11).

Не замочив рук, не умоешься. Снявши голову, по волосам не плачут.

Спотыкаясь, не всегда брани дорогу.

Не зная броду, не суйся в воду.

Пирога ждать – не евши спать.



  1. Самостоятельная работа.

Класс выполняет 1 - 3 предложения.

У доски учащийся выполняет 4 - 5 предложения (карточка).



Раскройте скобки, обозначьте суффиксы деепричастий.

  1. (Не) отведав еды, вкуса ( не) отгадаеш…

  2. (Не) давши слова, крепись а давши держись.

  3. (Не) изучив ремесла, (не)считай себя мастером.

  4. (Не)потрудившись, и репу (не) вырастиш…

  5. (Не)сиди сложа руки, так (не)будет скуки.

6) Проверь себя (Слайд 8).

1. Не отведав еды, вкуса не отгадаешь.

2. Не давши слова, крепись, а давши, держись.

3. Не изучив ремесла, не считай себя мастером.

4.Не потрудившись, и репу не вырастишь.

5.Не сиди сложа руки, так не будет скуки.



7) Минутка для шутки (Слайд 12).

Петя Ошибкин в своём сочинении употребил такие предложения:

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

  2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

  3. Приветливо махая хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.

Исправьте предложения.



  1. Итоги урока.

  1. Работа с таблицей.



Узнал на уроке

Научился

Что понравилось?

Что не получилось?







  1. Тест (слайды 13 - 14).



А) В какой строке НЕ пишется слитно?

1) ещё (не)подготовленные уроки

2) до сих пор (не) вспахано

3) (не)заботясь ни о ком

4) (не)застеклённое окно



Б) В какой строке НЕ пишется раздельно?

1) (не)пуганая ворона

2) ничего (не)подозревая

3) (не)настная погода

4) почувствовать (не)домогание

Ключ: А – 4, Б – 2.

Отметки за урок.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Правописание не с деепричастиями

Автор: Сидоренкова Лариса Геннадьевна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "393780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487578146"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок-путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-putieshiestviie-po-tiemie-pravopisaniie-nie-s-dieieprichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "198941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428490974"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок-путешествие на остров "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(47) "urok_putieshiestviie_na_ostrov_dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "358179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478965114"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства