kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда дети встречаются с особыми формами глагола причастием и деепричастием впервые, то начинают испытывать тревогу, не совсем понимая разницу и значение данных форм глагола. И когда мы, учителя, говорим о том, что благодаря существованию данных форм русский язык звучит  ярче, богаче, выразительнее, то очень важно, чтобы дети эту информацию прочувствовали и смогли применить на практике полученные сведения. При ответе на вопрос, что мы называем деепричастием, дети должны твёрдо отвечать, что это особая форма глагола и обозначает добавочное действие и  имеет признаки не только глагола, но и наречия.  Общее грамматическое значение деепричастия – это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым и, поэтому у деепричастия не может быть самостоятельного действующего лица, как, например,  в предложении « придя на дискотеку, мне там понравилось» или, «проверяя задания, в нём оказались ошибки». Морфологические признаки – сочетание в одном слове свойств глагола и наречия. Признаки глагола: совершенный и несовершенный вид, возвратность-невозвратность, переходность-непереходность. Признаки наречия: не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам и в предложении в основном является обстоятельством. Частица не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно, исключение: слитно пишутся деепричастия, которые не употребляются без не. Деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот. Два деепричастия, которые соединены союзом ( и) не отделяются друг от друга запятой

При правописании  деепричастия и деепричастного оборота необходимо помнить, что на письме они выделяются запятыми, могут стоять в начале, середине и конце предложения.

Использование деепричастий в речи позволяет сокращать, уплотнять высказывания, что повышает динамику речи, её скорость. Именно поэтому в наше время общего повышения темпа жизни деепричастия стали очень употребительными.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов а и я. Деепричастия  совершенного вида образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов -в, -вши- и – ши-. Некоторые деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов будущего простого времени с помощью союза  -а (-я): придут-придя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями» »

I.Тема: Урок-путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями»

II.Цели урока:

Образовательная:

  1. Обобщение и систематизация знаний о правописании не с другими частями речи;

  2. Отработать практическое умение образовывать деепричастия; определять

слитное и раздельное написание деепричастия с не.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к языку через нестандартные формы урока, примеры из

литературы;

Развивающие:

  1. Развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;

  2. Привитие интереса к теме через необычные приёмы на уроке русского языка.



III. Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

IV. Объяснение нового материала:

Слово учителя :

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим путешествие в большую страну Морфологию и отправимся к берегам Деепричастия, а точнее к острову «Правописание не с деепричастиями» .

Так как мы с вами не пойдем пешком и не поедем, а поплывём, я предлагаю вам отправиться в плавание на этом замечательном фрегате.

Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходим попутный ветер, так как паруса на фрегате мы уже подняли, я предлагаю ответить вам на несколько вопросов. И если мы с вами правильно ответим на вопросы, то наше судно тут же снимется с якоря и отправится в путь.

V. Повторение пройденного материала:

1 вопрос: Как пишутся не с существительными?

2 вопрос: Как пишутся не с прилагательными?

3 вопрос: Как пишутся не с глаголами?

Слово учителя :

Молодцы! Вот мы и в пути! Чтобы не ошибиться в выборе курса, мы с вами должны открыть тетради, записать число, тему урока. Откроем учебники на странице 84 и прочитаем правило.

Слово учителя :

Ребята, смотрите! Справа по борту какой-то предмет. Интересно, что это? Да это же бутылка, а в ней какое-то послание, открываем, читаем : « Прежде, чем вы достигните берегов острова «Правописание НЕ с деепричастиями» прочитайте выразительно сказку на странице 85 , упражнение 183 «О взаимоотношениях НЕ с деепричастиями», выполните задание, выпишите 3 любых предложения с деепричастиями, раскрывая скобки и указывая неопределенную форму глаголов, от которых образованы данные деепричастия.

Смотрите, здесь имеется поскриптум : «Чтобы вам было легче плыть, выполните задание №2»



Самостоятельная работа (работа в группах):

От данных глаголов образуйте деепричастия, определите вид, переходность, возвратность, выделите суффиксы (1- улыбаться, работать, звенеть, заниматься, спешить; 2-убегать, загораться, шуметь, смотреть, строить).

VI. Закрепление нового материала:

Так, мы приближаемся к берегам острова, но там, впереди рифы! Чтобы не сесть на мель, не разбиться о скалы, мы должны выполнить ответить на вопросы и выполнить задание №3 :

  1. Объяснительный диктант:

(Не)большой дом, (не)годуя в душе, неправда, (не) проверяй, (не) склонив, (не) оказав, (не)доумевая, (не) берись, (не) обыкновенный, (не)настье.



Слово учителя : Вот он, долгожданный берег, пришла радиограмма: «Как только сойдете на берег, пройдите регистрацию». Мы согласны.

Для того, чтобы пройти регистрацию, мы должны ответить на вопросы:



      1. Что обозначают деепричастия?

      2. Назовите морфологические признаки деепричастия?

      3. Синтаксические признаки ?

      4. Как пишется не с деепричастиями?

  1. Устное сочинение на грамматическую тему:

(Не) склонив- это деепричастие. Во-первых, оно… Во-вторых, … В-третьих,…В-четвертых, как и деепричастие,… В-пятых, в предложении является … Таким образом, мы доказали, что…

  1. Работа с текстом:

Велика наша страна! Поля и горы реки и леса- всё есть в ней.

У каждого человека есть в этой большой стране свой уголок, любимый и единственный. Для нас это Уланский район, один из уголков Восточного Казахстана. Заглянув в его прошлое мы узнаем много интересного.

Когда-то сюда приехали люди поднимать целинные земли..

Потомки целинников по праву считают себя казахстанцами, украшая нашу древнюю землю своими делами.

Задание.

1. Докажите, что это текст; озаглавьте его.

2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

3. Произведите морфемный разбор деепричастий; укажите их морфологические признаки.



Слово учителя : Наше путешествие подошло к концу, островитяне благодарят нас, но на прощание дают нам в подарок ещё одно задание, которое поможет нам вернуться домой очень скоро.



4. Работа с пословицами

Прочитайте пословицы, запишите их, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы.

  1. (Не) трудясь (не) найдёшь счастья.

  2. (Не)посеев (не)соб..рёш.. урожая

  3. (Не)убив медведя шкуры (не)продают.

  4. 4.(Не)покл..нясь грибу до з..мли (не)пол..жиш.. его в кузов.



VII. Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на уроке?

VIII. Домашнее задание: Найти и выписать 2-3 пословицы на тему «Правописание не с деепричастиями», повторить правило на странице 84, выполнить упражнение 184 по образцу (учитесь рассуждать и доказывать)

Релаксация: Наш фрегат стоит на причале (рисунок с изображением фрегата висит на доске), перед вами лежат две полоски зеленого и розового цвета. Если вам было интересно и вы узнали много интересного, то возьмите розовую полоску, если вам не понравилось наше путешествие, возьмите полоску зеленого цвета и прикрепите к парусам фрегата.

Спасибо за урок!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями»

Автор: Кабдрахманова Гульмия Токтамысовна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства