Урок-путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями»
Урок-путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями»
Когда дети встречаются с особыми формами глагола причастием и деепричастием впервые, то начинают испытывать тревогу, не совсем понимая разницу и значение данных форм глагола. И когда мы, учителя, говорим о том, что благодаря существованию данных форм русский язык звучит ярче, богаче, выразительнее, то очень важно, чтобы дети эту информацию прочувствовали и смогли применить на практике полученные сведения. При ответе на вопрос, что мы называем деепричастием, дети должны твёрдо отвечать, что это особая форма глагола и обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола, но и наречия. Общее грамматическое значение деепричастия – это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым и, поэтому у деепричастия не может быть самостоятельного действующего лица, как, например, в предложении « придя на дискотеку, мне там понравилось» или, «проверяя задания, в нём оказались ошибки». Морфологические признаки – сочетание в одном слове свойств глагола и наречия. Признаки глагола: совершенный и несовершенный вид, возвратность-невозвратность, переходность-непереходность. Признаки наречия: не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам и в предложении в основном является обстоятельством. Частица не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно, исключение: слитно пишутся деепричастия, которые не употребляются без не. Деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот. Два деепричастия, которые соединены союзом ( и) не отделяются друг от друга запятой
При правописании деепричастия и деепричастного оборота необходимо помнить, что на письме они выделяются запятыми, могут стоять в начале, середине и конце предложения.
Использование деепричастий в речи позволяет сокращать, уплотнять высказывания, что повышает динамику речи, её скорость. Именно поэтому в наше время общего повышения темпа жизни деепричастия стали очень употребительными.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов а и я. Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов -в, -вши- и – ши-. Некоторые деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов будущего простого времени с помощью союза -а (-я): придут-придя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать любовь к языку через нестандартные формы урока, примеры из
литературы;
Развивающие:
Развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
Привитие интереса к теме через необычные приёмы на уроке русского языка.
III. Ход урока:
Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока.
IV. Объяснение нового материала:
Слово учителя :
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим путешествие в большую страну Морфологию и отправимся к берегам Деепричастия, а точнее к острову «Правописание не с деепричастиями» .
Так как мы с вами не пойдем пешком и не поедем, а поплывём, я предлагаю вам отправиться в плавание на этом замечательном фрегате.
Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходим попутный ветер, так как паруса на фрегате мы уже подняли, я предлагаю ответить вам на несколько вопросов. И если мы с вами правильно ответим на вопросы, то наше судно тут же снимется с якоря и отправится в путь.
V. Повторение пройденного материала:
1 вопрос: Как пишутся не с существительными?
2 вопрос: Как пишутся не с прилагательными?
3 вопрос: Как пишутся не с глаголами?
Слово учителя :
Молодцы! Вот мы и в пути! Чтобы не ошибиться в выборе курса, мы с вами должны открыть тетради, записать число, тему урока. Откроем учебники на странице 84 и прочитаем правило.
Слово учителя :
Ребята, смотрите! Справа по борту какой-то предмет. Интересно, что это? Да это же бутылка, а в ней какое-то послание, открываем, читаем : « Прежде, чем вы достигните берегов острова «Правописание НЕ с деепричастиями» прочитайте выразительно сказку на странице 85 , упражнение 183 «О взаимоотношениях НЕ с деепричастиями», выполните задание, выпишите 3 любых предложения с деепричастиями, раскрывая скобки и указывая неопределенную форму глаголов, от которых образованы данные деепричастия.
Смотрите, здесь имеется поскриптум : «Чтобы вам было легче плыть, выполните задание №2»
Так, мы приближаемся к берегам острова, но там, впереди рифы! Чтобы не сесть на мель, не разбиться о скалы, мы должны выполнить ответить на вопросы и выполнить задание №3 :
Объяснительный диктант:
(Не)большой дом, (не)годуя в душе, неправда, (не) проверяй, (не) склонив, (не) оказав, (не)доумевая, (не) берись, (не) обыкновенный, (не)настье.
Слово учителя : Вот он, долгожданный берег, пришла радиограмма: «Как только сойдете на берег, пройдите регистрацию». Мы согласны.
Для того, чтобы пройти регистрацию, мы должны ответить на вопросы:
Что обозначают деепричастия?
Назовите морфологические признаки деепричастия?
Синтаксические признаки ?
Как пишется не с деепричастиями?
Устное сочинение на грамматическую тему:
(Не) склонив- это деепричастие. Во-первых, оно… Во-вторых, … В-третьих,…В-четвертых, как и деепричастие,… В-пятых, в предложении является … Таким образом, мы доказали, что…
Работа с текстом:
Велика наша страна! Поля и горы реки и леса- всё есть в ней.
У каждого человека есть в этой большой стране свой уголок, любимый и единственный. Для нас это Уланский район, один из уголков Восточного Казахстана. Заглянув в его прошлое мы узнаем много интересного.
Когда-то сюда приехали люди поднимать целинные земли..
Потомки целинников по праву считают себя казахстанцами, украшая нашу древнюю землю своими делами.
Задание.
1. Докажите, что это текст; озаглавьте его.
2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
3. Произведите морфемный разбор деепричастий; укажите их морфологические признаки.
Слово учителя : Наше путешествие подошло к концу, островитяне благодарят нас, но на прощание дают нам в подарок ещё одно задание, которое поможет нам вернуться домой очень скоро.
4. Работа с пословицами
Прочитайте пословицы, запишите их, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы.
(Не) трудясь (не) найдёшь счастья.
(Не)посеев (не)соб..рёш.. урожая
(Не)убив медведя шкуры (не)продают.
4.(Не)покл..нясь грибу до з..мли (не)пол..жиш.. его в кузов.
VII. Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на уроке?
VIII. Домашнее задание: Найти и выписать 2-3 пословицы на тему «Правописание не с деепричастиями», повторить правило на странице 84, выполнить упражнение 184 по образцу (учитесь рассуждать и доказывать)
Релаксация: Наш фрегат стоит на причале (рисунок с изображением фрегата висит на доске), перед вами лежат две полоски зеленого и розового цвета. Если вам было интересно и вы узнали много интересного, то возьмите розовую полоску, если вам не понравилось наше путешествие, возьмите полоску зеленого цвета и прикрепите к парусам фрегата.