kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  1. Лексический диктант.
  2. Фронтальный опрос.
  1. Работа по теме урока.
  2.  Закрепление. Отработка умений и навыков.
  3. Проверка знаний. Тест.
  4. Анализ ответов. Выставление оценок.
  5.  Подведение итогов работы.
  6. Рефлексия.
  7.  Дом. задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий »

ГБПОУ Уфимский политехнический колледж

Фаизова Люзия Рамазановна,

преподаватель русского языка и литературы

Урок русского языка

Тема: Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели:

1. Обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме, добиваться осознанного написания слов с н-нн;

2. Развивать память, речь, логическое мышление, навыки самоконтроля,

3. Воспитывать бережное отношение к слову, умение аргументировать свой ответ, повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Оборудование: 1) тесты, карточки.

2) компьютер, мультимедийная презентация,

видеопроектор, экран.

3) учебник «Русский язык», Греков В.Ф.,

Крючков С.Е., Чешко Л.А.

Язык русский упрям: без постоянного труда не переупрямить его… необходимо писать каждый день, то есть работать над языком. Язык –

инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки.

П. Вяземский

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.

(Образовать от данных существительных прилагательные с суффиксами:

-н- - весна, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, имя, истина.

-ан-(-ян)- стекло, шерсть, глина, песок, серебро, мед.

-ин- - гусь, змея, орел, соловей, ястреб.

-енн- - болезнь, бритва, единство, обед, чувство.

-онн- - авиация, комиссия, дискуссия, реакция.)

III. Актуализация знаний.

  1. Лексический диктант.

- Образовать от данных слов прилагательные:

варить – (вареный); квасить – (квашеный); кипятить – (кипяченый).

- Объяснить написание Н в данных словах.

2. Фронтальный опрос

- Что такое прилагательное?

- Что такое причастие?

- Как образуется страдательное причастие?

- От каких частей речи образуются прилагательные?

- Сколько букв Н пишется в таких прилагательных?

IV. Работа по теме урока.

- Ответы на проблемные вопросы подводят нас к выполнению заданий следующего этапа урока. Предмет нашего разговора сегодня – трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Одна из главных причин заключается в том, что в практике школьного изучения отыменные и отглагольные прилагательные рассматриваются разобщенно. Разграничение отыменных и отглагольных прилагательных и причастий – главное условие для данной орфограммы, поскольку их написание подчиняется различным правилам.

Подведем итог нашим наблюдениям. Вот почему так принципиально важно, чтобы сразу было осмыслено:

  1. что правило, где рассматривается правописание суффиксов –ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн-, затрагивает только отыменные прилагательные.

  2. что без знания отличительных признаков разных суффиксов это правило во многих случаях применить невозможно.

На осознание указанных моментов рассчитана приводимая ниже таблица.

Отыменные и отглагольные прилагательные

Образованы от существительных и прилагательных

Образованы от глаголов

воробьиный ← воробей

кожаный ← кожа

полотняный ←полотно

жизненный ← жизнь

высоченный ←высокий

дискуссионный← дискуссия

поношенный ← поносить

признанный ← признать

уверенный ← увериться

некошеный ← косить

вареный ← варить

подержанный ← подержать

- Расскажите о правописании Н и НН в отыменных прилагательных.

- Итак, делаем выводы. Оформите таблицу в тетрадях.

Одна и две Н в суффиксах имен прилагательных

Н

НН

В суффиксах –ан-, -ян-, -ин-.

(кожАНый, серебрЯНый, гостИНая)

Исключения:

оловЯННый, деревЯННый, стеклЯННый.

  1. В суффиксах –онн-, -енн-.

Исключение: ветреный (день, человек), НО : безветрЕННый, подветрЕННый.

  1. Прилагательное образовано с помощью суффикса –Н- от существительного с основой на -Н.

(длин-н-ый ← длин-а)

Запомни: багряный, рдяный, пьяный, юный, румяный, пряный, свиной, зеленый.

  1. Наибольшую трудность представляет правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание –Н-, -НН- в полных причастиях и отглагольных прилагательных

-НН-

Примеры

  1. Если есть приставка, кроме не-.



  1. В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида.

  2. В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида, если есть зависимые слова.

  3. В прилагательных глагольного происхождения на –ова-, -ева-, -ирова-, -изова-.

Сдержанный, несмазанный.

Искл.: смышленый, названый, посаженый.

Брошенный ребенок, купленный дом.


Раненный в бою солдат, сеянная через сито мука.



Балованный, организованный, военизированный.

Искл.: кованый, жеваный.


-Н-

Примеры

  1. В бесприставочных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида.


  1. В отглагольных прилагательных в составе сложных слов.

  2. В кратких страдательных причастиях.

Красить – крашеный

Искл.: деланный, желанный, неслыханный, жеманный, нечаянный, медленный, священный, невиданный, негаданный, чванный, чеканный, нежданный, окаянный.

Гладкокрашеный, домотканый, малоношеный.


Ошибка исправлена, поле не засеяно.

В сочетаниях «глаженые – переглаженые брюки», «латаная- перелатаная шуба», «штопаные – перештопаные носки» и т.п. во второй части сложных образований несмотря на приставку, целесообразно писать одно Н, так как слово имеет значение прилагательного.

Составим алгоритм работы:

  1. Определи, от какой части речи образовано слово. От глагола? (От глагола образуются отглагольные прилагательные и причастия.)

  2. Определи, есть ли:

  1. приставка, кроме не- и полу-

  2. зависимое слово

  3. суффиксы -ова-,-ева-, -ирова-,-изова-

  4. образовано от глагола совершенного вида

ДА НЕТ

Пиши -НН- это причастие Пиши -Н- это отглагольное прилагательное

  1. непрочитанная книга некрашеный пол

  2. Сушенные в печке грибы сушеные грибы

  3. Газированный -

  4. решенный – решить (сов.в.) жареный – жарить (несов.в.) Запомни!

Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные. Вот наиболее употребительные из них: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный, плетеный, резаный, квашеный, вощеный, ломаный, каленый, глаженый, мороженый, точеный, граненый.

Различайте: масленый и масляный.

Масленый - от глагола «маслить»

Масляный – от существительного «масло»

ЛЗ: «запачканный, пропитанный, смазанный маслом»

масленый блин

ЛЗ: «для масла, из масла, на масле»

масляное пятно

V. Закрепление. Отработка умений и навыков.

  1. Запишите под диктовку (в два столбика) и объясните правописание –Н- и –НН-:

крашенный зеленой краской забор, некрашеный забор, ношеный костюм, маринованные огурцы, соленые огурцы, груженная хлебом баржа, груженая баржа, кованый сундук, кованный железом сундук.

  1. Работа с учебником: Русский язык. 10-11 классы// В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. М.:Просвещение, 2008, § 54, стр.201, упр.318(устно)

  1. Запишите предложение, объясните правописание –нн-.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой.

- Автор этого высказывания Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999). Его имя всем хорошо известно. Это крупный ученый, филолог, академик, специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времен. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодежи с советами, с добрым поучительным словом. Афоризм, который мы записали, взят из обращенной к молодежи книги «Письма о добром и прекрасном».

4. А сейчас мы с вами будем говорить о кулинАрии или кулинарИи. Как правильно произнести это слово? (чтение словарной статьи).

Осень – капустная пора, из одного и того же продукта можно приготовить множество блюд. Что, например, можно приготовить из капусты?

Капуста вареная, тушеная, соленая, маринованная, квашеная, жареная.

- Слова каких частей речи написаны?

- Можно ли изменить написание подаваемого блюда?

(Мясо тушеное, мясо тушенное с овощами.)

5. - У нас сегодня гости на уроке, гостей принято угощать, поэтому для них мы приготовим сюрприз с кулинарным уклоном (раздаю карточки для каждой пары, объясните написание суффикса и общими усилиями мы составим уникальный рецепт).

Возьмите куплен..ый банан,

Лишен..ый шкуры баклажан.

Добавьте резан..ый батон

И киньте в варен..ый бульон

На масле жарен..ый бекон.

Обмажьте вы со всех сторон Протушен..ый бифштекс,

Готов в духовке пропечен..ый кекс.

В кастрюльку брошен..ый чеснок-

Приправа для курин..ых ног.

А пара вялен..ых лещей

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свеклу дроблен..ый орех

Бросайте быстро, без помех,

Ваш маринован..ый салат

Отведать каждый будет рад.

Теперь займемся мы столом,

Он полирова...ый притом.

Крахмале...ая скатерть есть,

А вяза...ых салфеток шесть.

Покраше...ы еще вчера

Все ножки кресел и стола.

Вилки золоче...ые.

И вот уче...ый попугай

Гостей зовет на каравай.

Вот бьют стари...ые часы,

У дам припудре...ы носы.

Вот стега...ых жилетов ряд,

И туфель чище...ых парад.

Уж можно ужин подавать,

Чтоб зва...ых в гости удивлять.

Потраче...о немало сил.

Хвале...ый суп уже остыл.

Капусты кваше...ой ведро

Моче...ых яблок три кило.

Свежемороже...ый сазан,

Копче...ый угорь и баран,

Хранившийся пять лет бальзам

И мелкокроше...ый банан.

Того, что съеде...о давно,

Пересчитать мне не дано.

Бывает много разных тем,

Но я люблю «Одна – две н!»


- Наградим лучших грамотных кулинаров оценками!

VI. Проверка знаний. Тест.

- В заключении проведем тест, выразив свою любовь к орфограмме правильными ответами (слайд №10):

-Отметьте случаи написания с н.

Вариант 1.

1) багрян…ый

2) барабан…ый

3) безветрен…ый

4) искусн…ый

5) варен…ый

6) полужарен…ый

7) рван…ый

8) изжарен…ый

9) сварен…ый

10) незван..ый

11) позолочен…ый

12) свежезаморожен…ый

13) свежеморожен…ый

14) жарен..ое мясо

15) утка зажарен…а

Вариант 2.

1)малоезжен…ый

2) неждан…ый

3) ледян...ой

4) неждан…о-негадан…о

5) некошен…ый

6) разорван…ый

7) глажен…ое-переглажен…ое

8) мощен…ые

9) неписан…ый

10) переглажен…ое

11) рван…ый

12) лишен…ый

13) илюстрирован…ый

  1. посажен..ый

  2. оловян..ый

(Ответы 1в. 1,4,5,6,7,10,13,14,15) (2в.1,3,5,7,8,9,11),

VII. Анализ ответов. Выставление оценок.

VIII. Подведение итогов работы.

IX. Рефлексия.

X. Дом. задание.

  1. §44, стр.156, §54, стр.200. (Составить словарный диктант по теме, 15 слов)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий

Автор: Фаизова Люзия Рамазановна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Урок-открытие по теме "-НН- в суффиксах причастий и -Н- в суффиксах прилагательных, образованных от глагола", 7 класс "
    ["seo_title"] => string(121) "urok-otkrytiie-po-tiemie-nn-v-suffiksakh-prichastii-i-n-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-ghlaghola-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421483675"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "конспект урока по русскому языку "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "183153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425742003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "-н- -нн- в суффиксах прилагательных и причастий "
    ["seo_title"] => string(48) "n-nn-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh-i-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "244607"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445963792"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему"Образование действительных причастий настоящего времени" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-dieistvitiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "165060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422734511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства