3. Воспитывать бережное отношение к слову, умение аргументировать свой ответ, повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Оборудование: 1) тесты, карточки.
2) компьютер, мультимедийная презентация,
видеопроектор, экран.
3) учебник «Русский язык», Греков В.Ф.,
Крючков С.Е., Чешко Л.А.
Язык русский упрям: без постоянного труда не переупрямить его… необходимо писать каждый день, то есть работать над языком. Язык –
инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки.
П. Вяземский
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.
(Образовать от данных существительных прилагательные с суффиксами:
- Ответы на проблемные вопросы подводят нас к выполнению заданий следующего этапа урока. Предмет нашего разговора сегодня – трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Одна из главных причин заключается в том, что в практике школьного изучения отыменные и отглагольные прилагательные рассматриваются разобщенно. Разграничение отыменных и отглагольных прилагательных и причастий – главное условие для данной орфограммы, поскольку их написание подчиняется различным правилам.
Подведем итог нашим наблюдениям. Вот почему так принципиально важно, чтобы сразу было осмыслено:
что правило, где рассматривается правописание суффиксов –ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн-, затрагивает только отыменные прилагательные.
что без знания отличительных признаков разных суффиксов это правило во многих случаях применить невозможно.
На осознание указанных моментов рассчитана приводимая ниже таблица.
Отыменные и отглагольные прилагательные
Образованы от существительных и прилагательных
Образованы от глаголов
воробьиный ← воробей
кожаный ← кожа
полотняный ←полотно
жизненный ← жизнь
высоченный ←высокий
дискуссионный← дискуссия
поношенный ← поносить
признанный ← признать
уверенный ← увериться
некошеный ← косить
вареный ← варить
подержанный ← подержать
- Расскажите о правописании Н и НН в отыменных прилагательных.
- Итак, делаем выводы. Оформите таблицу в тетрадях.
Одна и две Н в суффиксах имен прилагательных
Н
НН
В суффиксах –ан-, -ян-, -ин-.
(кожАНый, серебрЯНый, гостИНая)
Исключения:
оловЯННый, деревЯННый, стеклЯННый.
В суффиксах –онн-, -енн-.
Исключение: ветреный (день, человек), НО : безветрЕННый, подветрЕННый.
Прилагательное образовано с помощью суффикса –Н- от существительного с основой на -Н.
В сочетаниях «глаженые – переглаженые брюки», «латаная- перелатаная шуба», «штопаные – перештопаные носки» и т.п. во второй части сложных образований несмотря на приставку, целесообразно писать одно Н, так как слово имеет значение прилагательного.
Составим алгоритм работы:
Определи, от какой части речи образовано слово. От глагола? (От глагола образуются отглагольные прилагательные и причастия.)
Определи, есть ли:
приставка, кроме не- и полу-
зависимое слово
суффиксы -ова-,-ева-, -ирова-,-изова-
образовано от глагола совершенного вида
ДА НЕТ
Пиши -НН- это причастие Пиши -Н- это отглагольное прилагательное
Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные. Вот наиболее употребительные из них: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный, плетеный, резаный, квашеный, вощеный, ломаный, каленый, глаженый, мороженый, точеный, граненый.
Различайте: масленый и масляный.
Масленый - от глагола «маслить»
Масляный – от существительного «масло»
ЛЗ: «запачканный, пропитанный, смазанный маслом»
масленый блин
ЛЗ: «для масла, из масла, на масле»
масляное пятно
V. Закрепление. Отработка умений и навыков.
Запишите под диктовку (в два столбика) и объясните правописание –Н- и –НН-:
- Автор этого высказывания Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999). Его имя всем хорошо известно. Это крупный ученый, филолог, академик, специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времен. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодежи с советами, с добрым поучительным словом. Афоризм, который мы записали, взят из обращенной к молодежи книги «Письма о добром и прекрасном».
4. А сейчас мы с вами будем говорить о кулинАрии или кулинарИи. Как правильно произнести это слово? (чтение словарной статьи).
Осень – капустная пора, из одного и того же продукта можно приготовить множество блюд. Что, например, можно приготовить из капусты?
5. - У нас сегодня гости на уроке, гостей принято угощать, поэтому для них мы приготовим сюрприз с кулинарным уклоном (раздаю карточки для каждой пары, объясните написание суффикса и общими усилиями мы составим уникальный рецепт).
Возьмите куплен..ый банан,
Лишен..ый шкуры баклажан.
Добавьте резан..ый батон
И киньте в варен..ый бульон
На масле жарен..ый бекон.
Обмажьте вы со всех сторон Протушен..ый бифштекс,
Готов в духовке пропечен..ый кекс.
В кастрюльку брошен..ый чеснок-
Приправа для курин..ых ног.
А пара вялен..ых лещей
Вкусней тарелки кислых щей.
Вы в свеклу дроблен..ый орех
Бросайте быстро, без помех,
Ваш маринован..ый салат
Отведать каждый будет рад.
Теперь займемся мы столом,
Он полирова...ый притом.
Крахмале...ая скатерть есть,
А вяза...ых салфеток шесть.
Покраше...ы еще вчера
Все ножки кресел и стола.
Вилки золоче...ые.
И вот уче...ый попугай
Гостей зовет на каравай.
Вот бьют стари...ые часы,
У дам припудре...ы носы.
Вот стега...ых жилетов ряд,
И туфель чище...ых парад.
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зва...ых в гости удивлять.
Потраче...о немало сил.
Хвале...ый суп уже остыл.
Капусты кваше...ой ведро
Моче...ых яблок три кило.
Свежемороже...ый сазан,
Копче...ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокроше...ый банан.
Того, что съеде...о давно,
Пересчитать мне не дано.
Бывает много разных тем,
Но я люблю «Одна – две н!»
- Наградим лучших грамотных кулинаров оценками!
VI. Проверка знаний. Тест.
- В заключении проведем тест, выразив свою любовь к орфограмме правильными ответами (слайд №10):