Слова какой части речи использованы в задании? Какими морфологическими признаками обладает причастие?
2. Слайд 3. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете причастие. Для этого выполним задание «Третий лишний».
Ветреный, глиняный, скошенный
Убранный, замороженный, карманный
Крашеный, вязаный, колющий
Нагреваемый, изучаемый, квашеный.
(Лишними являются слова скошенный (причастие), карманный (прилагательное), колющий (действительное причастие), квашеный (отглагольное прилагательное, но дети обозначают это слово пока как страдательное причастие).
Объясните написание Н и НН в суффиксах прилагательных. Дополните ответ другими примерами, иллюстрирующими правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных.
Составьте и запишите предложение, используя данные прилагательные:
1 ряд – простое с однородными членами;
2 ряд – сложное предложение;
3 ряд – предложение с обращением.
Графически обозначьте написание Н и НН в суффиксах прилагательных.
II. Работа по новой теме.
Слайд 4. Обратимся к причастиям, использованным в задании «Третий лишний».
Скошенный
Убранный
Замороженный
Крашеный
Вязаный
Квашеный
- Какие морфологические признаки характерны для всех этих причастий?
(полные, страдательные, прошедшего времени).
Обратим внимание на суффиксы причастий. Какую особенность в правописании суффиксов вы увидели? (можно писать с одной и двумя буквами Н).
Попробуйте сформулировать тему нашего урока, запишите её. Сравните её с темой, обозначенной в учебнике. Слайд 5.
Каковы цели нашего урока? Чему мы должны будем научиться?
Какое понятие в теме вам не знакомо? (отглагольные прилагательные).
Учитель: Отглагольными прилагательными называются слова, образованные от глаголов несовершенного вида без зависимых слов.
Обратимся к слайду 3. Среди данных слов давайте найдем отглагольные прилагательные. Выпишите их, выделите суффикс, покажите, как они образованы, и сформулируйте правило написания Н и НН в отглагольных прилагательных. Слайд 6.
(Отглагольные прилагательные пишутся с одной буквой Н).
Рассмотрим оставшиеся причастия (слайд 3). От глаголов какого вида они образованы? Запишите эти причастия, выделите суффикс, сформулируйте правило их написания. (Причастия, образованные от глаголов совершенного вида, пишутся с двумя буквами Н). Слайд 7.
Давайте обратим внимание на морфемный состав таких причастий. (Отмечаем наличие приставки).
Слайд 8. Рассмотрите внимательно данные примеры. Какую особенность в написании слов мы можем отметить? (Одно и то же слово пишется по-разному).
Крашеный пол; крашенный бабушкой пол.
Вязаный шарф; вязанный вручную шарф.
Разобраться в этом вопросе нам поможет учебник. Читаем образец рассуждения §21.
Записываем данные словосочетания, объясняя орфограмму и разграничивая причастия и отглагольные прилагательные.
III. Тренировочные упражнения.
Упр.114 по учебнику (коллективное выполнение с объяснением).
Упр.115 (выполняем по вариантам). Орфоэпическую работу выполняем устно.
Итог урока:
Составьте смысловые цепочки из данных слов (слайд 9)
Слова какой части речи использованы в задании? Какими морфологическими признаками обладает причастие?
2. Слайд 3. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете причастие. Для этого выполним задание «Третий лишний».
Ветреный, глиняный, скошенный
Убранный, замороженный, карманный
Крашеный, вязаный, колющий
Нагреваемый, изучаемый, квашеный.
(Лишними являются слова скошенный (причастие), карманный (прилагательное), колющий (действительное причастие), квашеный (отглагольное прилагательное, но дети обозначают это слово пока как страдательное причастие).
Объясните написание Н и НН в суффиксах прилагательных. Дополните ответ другими примерами, иллюстрирующими правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных.
Составьте и запишите предложение, используя данные прилагательные:
1 ряд – простое с однородными членами;
2 ряд – сложное предложение;
3 ряд – предложение с обращением.
Графически обозначьте написание Н и НН в суффиксах прилагательных.
II. Работа по новой теме.
Слайд 4. Обратимся к причастиям, использованным в задании «Третий лишний».
Скошенный
Убранный
Замороженный
Крашеный
Вязаный
Квашеный
- Какие морфологические признаки характерны для всех этих причастий?
(полные, страдательные, прошедшего времени).
Обратим внимание на суффиксы причастий. Какую особенность в правописании суффиксов вы увидели? (можно писать с одной и двумя буквами Н).
Попробуйте сформулировать тему нашего урока, запишите её. Сравните её с темой, обозначенной в учебнике. Слайд 5.
Каковы цели нашего урока? Чему мы должны будем научиться?
Какое понятие в теме вам не знакомо? (отглагольные прилагательные).
Учитель: Отглагольными прилагательными называются слова, образованные от глаголов несовершенного вида без зависимых слов.
Обратимся к слайду 3. Среди данных слов давайте найдем отглагольные прилагательные. Выпишите их, выделите суффикс, покажите, как они образованы, и сформулируйте правило написания Н и НН в отглагольных прилагательных. Слайд 6.
(Отглагольные прилагательные пишутся с одной буквой Н).
Рассмотрим оставшиеся причастия (слайд 3). От глаголов какого вида они образованы? Запишите эти причастия, выделите суффикс, сформулируйте правило их написания. (Причастия, образованные от глаголов совершенного вида, пишутся с двумя буквами Н). Слайд 7.
Давайте обратим внимание на морфемный состав таких причастий. (Отмечаем наличие приставки).
Слайд 8. Рассмотрите внимательно данные примеры. Какую особенность в написании слов мы можем отметить? (Одно и то же слово пишется по-разному).
Крашеный пол; крашенный бабушкой пол.
Вязаный шарф; вязанный вручную шарф.
Разобраться в этом вопросе нам поможет учебник. Читаем образец рассуждения §21.
Записываем данные словосочетания, объясняя орфограмму и разграничивая причастия и отглагольные прилагательные.
III. Тренировочные упражнения.
Упр.114 по учебнику (коллективное выполнение с объяснением).
Упр.115 (выполняем по вариантам). Орфоэпическую работу выполняем устно.
Итог урока:
Составьте смысловые цепочки из данных слов (слайд 9)