1.Самоопреде- ление к деятельности. Организацион- ный момент. | -Добрый день. Мы начинаем урок русского языка. Предлагаю прочитать фразы из школьных сочинений. Слайд 1 -На болоте росли камыши и лягушки. -Самый ядовитый гриб - бледная поганка. Её укус страшнее укуса ядовитой змеи. -Дети ходят в школу для того, чтобы вынести оттуда что - нибудь полезное. -На лугу паслись коровы и овцы вперемешку с пастухами. -На лугу люди строили себе гнёзда. -Почему вы смеётесь? -А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно знать русский язык, правильно и грамотно изъясняться? - И мы с вами не будем забывать, что на каждом уроке мы узнаём что-то новое о родном языке, становимся умнее, грамотнее. Желаю вам сегодня плодотворно поработать на уроке. | -Так не бывает. Грибы не кусаются, лягушки не могут расти вместе с камышами и т.д. - Если мы хотим, чтобы нас понимали, то нужно грамотно писать и говорить. | Личностные: Формирование интереса (мотивации) к учебной деятельности. Регулятивные: Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1. На слайде будут появляться картинки, нужно записать слова. Слайд 2 Слайд 3 Медведь, корабль, коньки, воробьи, соловьи, вьюга, ночь, молодёжь. Самопроверка -Что вы можете сказать о данных словах? -Какое задание можно придумать с этими словами? Слайд 4. Распределите слова в столбики в соответствии с этими признаками. Проверим правильность выполненной работы. Проверка. (Открывается на слайде шторка, где спрятан образец предполагаемого ответа) Медведь, воробьи, корабль вьюга коньки соловьи ночь молодёжь - Для чего служит мягкий знак, какую работу он выполняет? Скажите, а вы отнесли слово ночь в 1 столбик, разве звук [ч’] требует смягчения? Для чего в нём пишется мягкий знак? Понаблюдаем над словом. Слайд 5 - На какой звук оканчивается слово ночь? - Закройте ь (путём перетаскивания на интер. доске квадрата закрывается ь) произнесите слово, что изменилось? -Нужен ли ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? - А почему мы пишем? -Понаблюдаем за словом молодёжь. Произнесите слово, закройте ь, какие изменения произошли? - В слове молодёжь - звук [ш]- [ж] произносится твердо, а мы тоже написали ь. - Какой возникает вопрос? Давайте ещё понаблюдаем за словами – существительными с шипящим на конце. | Записывают слова: медведь, корабль, коньки, воробьи, соловьи, вьюга, ночь, молодёжь. Самопроверка: ученик открывает слова нажатием на каждую картинку рукой, картинка пропадает - слово появляется -Во всех словах есть ь. -Распределить на группы: 1. где мягкий знак выступает как показатель мягкости, 2. с разделительным мягким знаком. Ученики классифицируют слова в тетради и на интерактивной доске - служит для обозначения мягкости согласного на письме, - является разделительным, предупреждает о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласными и, е, ё, ю, я) Ответы детей - на звук [ч’] - мягкий, непарный. - нет изменений - нет -предположения детей - нет изменений - Зачем в этих словах пишут мягкий знак? | Познавательные: логические Умение устанавливать закономерность Познавательные: логические 1.Умение группировать по самостоятельно заданному признаку 2.Самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: Формирование умения слушать и понимать друг друга. Регулятивные: Формулирование проблемы. |
3. Постановка учебной задачи. | Работа по учебнику. Русский язык 4 класс, 2 часть стр.4 упр. 173. Прочитайте имена существительные: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, ключ. Обсудите в паре и ответьте на 2 вопроса: Слайд 6 1.Что общего у этих слов? 2. Чем различаются эти слова? Какой у вас возникает вопрос? - Сформулируем тему урока. -Сравним свою формулировку с авторской стр. 137 Наша формулировка совпала с авторской? Чему мы будем учиться на уроке? Оцените свою работу, как вы узнали тему урока? 1. сами открыли 2. помогли одноклассники 3. узнал от авторов учебника | - Оканчиваются на шипящие: ж, ш, ч, щ) - На конце некоторых слов пишется ь - Почему у существительных после шипящих рожь, мышь, ночь пишется ь, а в словах нож, ключ, камыш не пишется? -В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих букв в конце имён существительных Ответы учащихся - учиться различать, когда надо писать ь после шипящих, а в каких случаях не надо. Дети поднимают сигнальные диски с цифрами1,2,3. | Регулятивные: Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Продолжаем работать с упр. 173. Объединитесь в группы, обсудите и выполните задание в учебнике по шагам: На какие две группы можно разделить слова? Какую надпись сделаешь над каждым столбиком? Спиши в 2 столбика. Какую закономерность вы заметили в написании этих существительных? Сделайте вывод. Можно ли дописать в один столбик существительные дверь, тетрадь, а в другой – лом, столб? Почему? Объясните. - Какой вывод можно сделать после выполненного задания? Какова же работа ь знака в этих словах? Работа с учебником (правило). - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Сравним свой вывод с авторским. Чтение правила на странице 5 . Правы ли были мы с вами? А сейчас в группах изобразите это правило в виде схемы, рисунка удобного для запоминания. 1. С какой новой орфограммой вы познакомились? 2. Как обнаружить в слове место этой орфограммы? 3. Что является главным в выборе написания орфограммы? (Физкульминутка). | Работа в группах. Учащиеся обсуждают ответы на вопросы. Выполняют задание в тетрадях. -Нет. Эти слова не оканчиваются на шипящий согласный. Учащиеся делают вывод: ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь не пишется. Это орфограмма. - Мягкий знак выполняет грамматическую работу, он указывает на род. - Да, наш вывод совпадает с авторским. Работа в группах, изображают правило в виде схемы, рисунка. Готовые рисунки, схемы вывешивают на доску. - Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода в ед.ч - на конце слова слышится шипящий [ ч‘], [ щ‘], [ ш ], [ж ]. Значит после неё орфограмма ь. - род имени существительного | Коммуникативные: 1.Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. 2.Формирование умения высказывать свою точку зрения. Познавательные: 1.Построение логической цепи рассуждений. 2.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. Познавательные Составление схемы, рисунка к правилу |
5. Этап первичного закрепления во внешней речи. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний. | Работа с учебником с.6 упр. 174. Задание: запиши данные существительные в 3 столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это сущ. женского рода. Слайд 7, 8 (На слайде изображены 3 корзины: с разделительным ь, ь – обозначающий мягкость, ь – указатель ж.р.) Алгоритм: Прочитайте слово. Определите часть речи. Определите род имен существительных. Какие звуки слышатся на конце слова? Определите, в какую группу можно записать слово. Оцените проделанную работу. 1. Умею применять алгоритм 2. Возникают трудности при использовании алгоритма Упр. 176,с. 7 . Выпиши из текста слова (9 слов) с пропущенной орфограммой ь) Самопроверка. Индивидуальная работа карточках. Решите кроссворд. Обозначьте род имён существительных. Составьте и напишите с 2 словами предложения. 1. Как называют человека, который играет на скрипке? (Скрипач) 2. Как называют человека, который лечит больных? (Врач) 3. Непромокаемое пальто. (Плащ) 4.Позднее, тёмное время суток. (Ночь) 5.Его бьют, а он не плачет, Только выше, выше скачет. (Мяч) | У интерактивной доски работают по цепочке, классифицируют слова.( распределяют выбранные слова в нужную корзину, применяя алгоритм) Поднимают сигнальные диски в соответствии с выбранной самооценкой. Работают с учебником. Самопроверка. (Экипаж, плащ, силач, камыш, тишь, плач, ночь, полночь, малыш) Взаимопроверка. Образец правильного ответа на слайде 11. | Познавательные: общеучебные 1.Умение структурировать знания с помощью алгоритма. 2. Умение осознанно строить речевое высказывание. Регулятивные: 1.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем Познавательные: общеучебные Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении творческого задания. |
8.Рефлексия деятельности. | Слайд 12. Над какой темой мы сегодня работали? Какую цель ставили в начале урока? Закончи предложение: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… Слайд 13Домашнее задание: придумать сказку по изученной теме «Мягкий знак ищет слова» или «С кем подружился мягкий знак». Слайд 14 Оцените свою работу на уроке: 1. я понял, могу объяснить другим 2. остались затруднения | -Написание мягкого знака после шипящих букв в конце имён существительных. - учиться различать, когда надо писать ь после шипящих, а в каких случаях не надо. Ответы детей Поднимают сигнальные диски соответствии с выбранной самооценкой. | Познавательные: общеучебные Формирование умения осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |