конспект урока "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Конспект урока "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Тема: "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Цель урока: знакомство с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
• научить применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;
• составить алгоритм правописания имён существительных с мягким знаком на конце;
• выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
• развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;
• воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование:
карточки с заданиями для самостоятельной и исследовательской работы;
презентация 10 слайдов (среда POWER POINT);
учебник русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык»,
( 4 класс, 2 часть), Москва «Баласс», 2007 год (образовательная система «Школа 2100»).
Ход урока
I Организационный момент.
Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ваши внимательные глаза, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.
II Актуализация опорных знаний.
Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.
- Я знаю, что вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Ребята, я думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
.
- Какую тему мы изучаем на уроке русского языка? (Имя существительное). Что вы знаете о существительном. Свои знания вы покажете при выполнения теста. Тест из пяти вопросов. Под каждым вопросом вы пишите букву, соответствующую выбранному ответу.
1.Имя существительное- часть речи, которая обозначает:
А - признак
Б - действие
В - предмет
2. Имена существительные изменяются…
А – по родам
Б – по числам
В – по лицам
3. Склонение имён существительных – это…
А – изменение существительных по числам
Б – изменение существительных по падежам
В – изменение существительных по падежам и числам
4. Постоянным признаком существительных является…
А – склонение
Б – число
В – падеж
5. Несклоняемые существительные…
А – изменяются по числам и падежам
Б – не изменяются по падежам и числам и не имеют окончания
В – имеют окончания
Презентация 2. Проверь!
1
2
3
4
5
В
Б
В
А
Б
-Кто справился без ошибок?
-Допустил одну ошибку?
-С какими существительными мы познакомились на прошлом уроке? (несклоняемые)
-Почему они так называются? (не имеют окончаний, так как не изменяются по падежам и числам).
- Возьмите карточку №1. Прочитайте текст. Всё ли правильно? Что надо сделать?
- Я предлагаю вам отредактировать тексты, в которых встречаются несклоняемые существительные, исправить речевые ошибки (задание по рядам, дети работают в паре).
1. Утром папа с удовольствием пьёт кофе. Оно так приятно пахнет!
2. Мне купили пальто. К пальту пришили красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Им понравилась новая вещь.
3. Фламинги живут большими стаями по берегам солёных озёр. Они записаны в Красную книгу.
Презентация 3. Проверь!
Дети читают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить.
(Во всех падежах существительные имеют одну и ту же форму).
- Запишите слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.
Презентация 5. Проверь!
Ь –обозначение мягкости
Удовольствие, пальто, понравилась, любовались, большими
Разделительный мягкий знак
пьёт
?
вещь
- Все ли слова распределили по столбикам?
- Возникли ли у вас вопросы? О чём задумались во время работы? (не поняли куда записывать слово вещь).
- Значит ь знак выполняет какую- нибудь другую работу, о которой мы ещё не знаем?
-На какой звук оканчивается слово? (мягкий шипящий)
-Какие шипящие вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ)
-Давайте закроем ь знак и произнесём ещё раз это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как с мягким знаком).
-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет)
- Значит у мягкого знака новая роль.
- А может кто – нибудь скажет, какую роль он играет?
- Откройте учебник на стр. 4
- Прочитайте название темы урока, которую мы будем изучать.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться?
- Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом правописания мягкого знака у существительных после шипящих. Мы должны с вами научиться пользоваться правилом, чтобы правильно писать слова, составить алгоритм для запоминания правила и узнать новую роль мягкого знака в этих словах.
IY Открытие нового знания.
- А сейчас я предлагаю вам провести микроисследование и поработать в парах. Используя слова из упр. 173, вы действуете точно по алгоритму исследования (карточка №2)
Алгоритм исследования: (карточка №2)
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Определите род имен существительных.
Какие звуки слышатся на конце слова?
Определите, на какие группы можно распределить слова.
Запишите слова, распределив их в группы.
Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
Сделайте вывод. Сформулируй правило.
Сравни свой вывод с другими группами.
-Расскажите о своих результатах. Какую закономерность вы заметили в написании существительных. Какова же работа мягкого знака в словах. (грамматическая, она указывает на род существительных. Есть ь после шипящего – ж.р., нет – м.р.)
-Сформулируйте правило самостоятельно.
-Давайте проверим, правы ли мы с вами были. А что говорит наш учебник? Чтение правила на странице 4.
- Мы познакомились с орфограммой «Ь знак у существительных после шипящих»
Графически она обозначается так: ночь, меч. Обозначьте её в словах.
-Как изобразить это правило в виде схемы, удобной для запоминания. (Дети чертят на доске).
Презентация 6. (схема)
Страничка из истории. Историческаясправка о мягком знаке после шипящих.
Оказывается этим правилом люди пользуются много лет, и пришло оно к нам…
Физкультминутка.
Y Закрепление полученных знаний.
1. Работа со словарным словом.
Презентация 7. Замените одним словом:
Она бывает устной и письменной (речь)
Приспособление для обливания мелкими струйками воды (душ)
Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь)
Водяное или болотное растение, образующее заросли у реки (камыш)
- Назовите существительные, в которых количество звуков и букв совпадает. Подтвердите правильность написания этих слов. Назовите слово, в котором наибольшее количество звуков и букв.
- Что можете рассказать о слове камыш? Какие орфограммы в этом слове? Назовите однокоренные слова. Составьте предложение с этим словом.
Заросли камыша иногда непроходимой стеной окружают водоем. Представьте себе такую двухметровую живую изгородь! Его заросли уменьшают загрязненность воды. В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ее добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Неплохо смотрится веточка камыша в зимнем сухом букете. Плодами камыша питаются птицы.
- Я вам предлагаю своё предложение. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы.
Сыч… нарушает т…шину леса, а камыш… в…дёт тихую б…седу с р…кой. Выполнить синтаксический разбор предложения.
2. Работа с текстом. Найдите место мягкому знаку.
Презентация 8.
-Какова тема текста? Озаглавьте текст.
-Выпишите по выбору ( сущ. ж.р. или сущ. м.р.)
В цирке.
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .