kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих" Цель урока: знакомство с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих. Задачи: • научить применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; • составить алгоритм правописания имён существительных с мягким знаком на конце; • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; • развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь; • воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих" »



Тема: "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: знакомство с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих.

 Задачи:

  • научить применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;

  • составить алгоритм правописания имён существительных с мягким знаком на конце;

  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

  • развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

  • воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • карточки с заданиями для самостоятельной и исследовательской работы;

  • презентация 10 слайдов (среда POWER POINT);

  • учебник русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык»,

( 4 класс, 2 часть), Москва «Баласс», 2007 год (образовательная система «Школа 2100»).

Ход урока

I Организационный момент.

Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ваши внимательные глаза, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.


II Актуализация опорных знаний.

Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.

- Я знаю, что вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Ребята, я думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

.

- Какую тему мы изучаем на уроке русского языка? (Имя существительное). Что вы знаете о существительном. Свои знания вы покажете при выполнения теста. Тест из пяти вопросов. Под каждым вопросом вы пишите букву, соответствующую выбранному ответу.



1.Имя существительное- часть речи, которая обозначает:

А - признак

Б - действие

В - предмет

2. Имена существительные изменяются…

А – по родам

Б – по числам

В – по лицам

3. Склонение имён существительных – это…

А – изменение существительных по числам

Б – изменение существительных по падежам

В – изменение существительных по падежам и числам

4. Постоянным признаком существительных является…

А – склонение

Б – число

В – падеж

5. Несклоняемые существительные…

А – изменяются по числам и падежам

Б – не изменяются по падежам и числам и не имеют окончания

В – имеют окончания

Презентация 2. Проверь!


1


2

3

4

5

В


Б

В

А

Б


-Кто справился без ошибок?

-Допустил одну ошибку?

-С какими существительными мы познакомились на прошлом уроке? (несклоняемые)

-Почему они так называются? (не имеют окончаний, так как не изменяются по падежам и числам).

- Возьмите карточку №1. Прочитайте текст. Всё ли правильно? Что надо сделать?

- Я предлагаю вам отредактировать тексты, в которых встречаются несклоняемые существительные, исправить речевые ошибки (задание по рядам, дети работают в паре).


1. Утром папа с удовольствием пьёт кофе. Оно так приятно пахнет!


2. Мне купили пальто. К пальту пришили красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Им понравилась новая вещь.


3. Фламинги живут большими стаями по берегам солёных озёр. Они записаны в Красную книгу.

Презентация 3. Проверь!

Дети читают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить.

(Во всех падежах существительные имеют одну и ту же форму).


Физкультминутка


III Постановка проблемной ситуации.

-Найдите в своих текстах слова с мягким знаком.

Презентация 4.

Удовольствие, пальто, любовались, понравилась, вещь, большими.

-Что их объединяет?

- На какие группы можно разделить эти слова?.

- Запишите слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

Презентация 5. Проверь!


Ь –обозначение мягкости

Удовольствие, пальто, понравилась, любовались, большими

Разделительный мягкий знак

пьёт

?

вещь

- Все ли слова распределили по столбикам?

- Возникли ли у вас вопросы? О чём задумались во время работы? (не поняли куда записывать слово вещь).

- Значит ь знак выполняет какую- нибудь другую работу, о которой мы ещё не знаем?

-На какой звук оканчивается слово? (мягкий шипящий)

-Какие шипящие вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ)

-Давайте закроем ь знак и произнесём ещё раз это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как с мягким знаком).

-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет)

- Значит у мягкого знака новая роль.

- А может кто – нибудь скажет, какую роль он играет?

- Откройте учебник на стр. 4

- Прочитайте название темы урока, которую мы будем изучать.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться?

- Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом правописания мягкого знака у существительных после шипящих. Мы должны с вами научиться пользоваться правилом, чтобы правильно писать слова, составить алгоритм для запоминания правила и узнать новую роль мягкого знака в этих словах.


IY Открытие нового знания.

- А сейчас я предлагаю вам провести микроисследование и поработать в парах. Используя слова из упр. 173, вы действуете точно по алгоритму исследования (карточка №2)


Алгоритм исследования: (карточка №2)

  1. Прочитайте слово.

  2. Определите часть речи.

  3. Определите род имен существительных.

  4. Какие звуки слышатся на конце слова?

  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.

  6. Запишите слова, распределив их в группы.

  7. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

  8. Сделайте вывод. Сформулируй правило.

  9. Сравни свой вывод с другими группами.

-Расскажите о своих результатах. Какую закономерность вы заметили в написании существительных. Какова же работа мягкого знака в словах. (грамматическая, она указывает на род существительных. Есть ь после шипящего – ж.р., нет – м.р.)

-Сформулируйте правило самостоятельно.

-Давайте проверим, правы ли мы с вами были. А что говорит наш учебник? Чтение правила на странице 4.

- Мы познакомились с орфограммой «Ь знак у существительных после шипящих»

Графически она обозначается так: ночь, меч. Обозначьте её в словах.

-Как изобразить это правило в виде схемы, удобной для запоминания. (Дети чертят на доске).

Презентация 6. (схема)


Страничка из истории. Историческая справка о мягком знаке после шипящих.

Оказывается этим правилом люди пользуются много лет, и пришло оно к нам…


Физкультминутка.


Y Закрепление полученных знаний.


1. Работа со словарным словом.

Презентация 7. Замените одним словом:

  • Она бывает устной и письменной (речь)

  • Приспособление для обливания мелкими струйками воды (душ)

  • Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь)

  • Водяное или болотное растение, образующее заросли у реки (камыш)

- Назовите существительные, в которых количество звуков и букв совпадает. Подтвердите правильность написания этих слов. Назовите слово, в котором наибольшее количество звуков и букв.

- Что можете рассказать о слове камыш? Какие орфограммы в этом слове? Назовите однокоренные слова. Составьте предложение с этим словом.

Заросли камыша иногда непроходимой стеной окружают водоем. Представьте себе такую двухметровую живую изгородь! Его заросли уменьшают загрязненность воды. В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ее добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Неплохо смотрится веточка камыша в зимнем сухом букете. Плодами камыша питаются птицы.

- Я вам предлагаю своё предложение. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы.

Сыч… нарушает т…шину леса, а камыш… в…дёт тихую б…седу с р…кой. Выполнить синтаксический разбор предложения.


2. Работа с текстом. Найдите место мягкому знаку.

Презентация 8.

-Какова тема текста? Озаглавьте текст.

-Выпишите по выбору ( сущ. ж.р. или сущ. м.р.)


В цирке.


В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .


Презентация 9. Проверь!

Ж.р. Полночь, дочь, молодёжь, тишь.

М.р. Манеж, циркач, плащ, мяч, скрипач, марш, морж.

- Каким правилом вы пользовались при выполнении этой работы.

3. Творческая работа. (карточка №3)

Используя слова и словосочетания составьте сочинение-миниатюру. Озаглавьте текст.

Пользуясь правилом, схемой правильно напишите существительные с изученной орфограммой.

I вариант

Ближний лес, холодный ключ…, душистый ландыш…, яркий луч… солнца, шуршит мыш…, колючий ёж…, карандаш…, красивый пейзаж… .


II вариант

Мой товарищ…, полноч…, маленький шалаш…, такая тиш…, закинули удочки, большой лещ…, бился ёрш…, удачная рыбалка.

. YI Домашнее задание.

Упражнение 176, правило, с. 4 (сочинение-миниатюра)

XII Итог урока. Рефлексия «Всё в твоих руках». Каждый выбирает вопрос по желанию и отвечает на него.

-Что нового узнали?

Презентация 10.

М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б – близость цели.Что я сегодня делал и чего достиг?

С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?

У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, порадовал?

Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Автор: Тимашкова Валентина Владимировна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_miaghkii_znak_na_kontsie_imion_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "425581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502980113"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "конспект урока по русскому языку.Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "220529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434685709"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Урок русского языка в технологии «Дидактический цикл» в 3 классе  Тема урока: Мягкий знак на конце имён существительных                         после шипящих. "
    ["seo_title"] => string(157) "urok-russkogho-iazyka-v-tiekhnologhii-didaktichieskii-tsikl-v-3-klassie-tiema-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "181303"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425317102"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока по русскому языку во 3 классе по теме: " Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих".""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vo_3_klasse_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imi"
    ["file_id"] => string(6) "576840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616759332"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства