kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить обучающихся с новой орфограммой: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3КЛАСС

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип: Урок открытия нового знания.

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Цель: познакомить обучающихся с новой орфограммой: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».

Задачи:

Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показатель женского рода путём исследовательской работы обучающихся;

- совершенствовать умение распознавать имена существительные по родам.

Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- формировать умение принимать учебную задачу;

- строить речевые высказывания в устной и письменной речи

б) коммуникативные УУД:

-формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- владеть монологической речью

в) регулятивные УУД:

- планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения орфографической задачи;

Личностные:

-развивать умение адекватно оценивать свою работу;

- формировать внутреннюю позицию ребёнка.

Оборудование:

-Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ ( С.В. Иванов, А.О.Евдокимова). – М.: Вентана-Граф, 2012.- ( Начальная школа XXI века).

- Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык, р/т №1

М. Вентана Граф, 2012 год.

- Карточки с заданием для исследовательской работы.

-Использование интерактивной доски.

ХОД УРОКА

I.Мотивация к учебной деятельности.

-Прочитайте пословицу: «Знания собираются по капле».

- Как вы понимаете её смысл? ( Каждый день мы узнаём что-то новое).

- Сегодня на уроке мы продолжим расширять область наших познаний.

II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске слова: платья, пеньки, воробьи, картофель, счастье, ладонь.

-Что объединяет эти слова? ( Имена существительные с мягким знаком).

- Какую роль выполняет мягкий знак в словах?

- Служит показателем мягкости согласных звуков ( пеньки, картофель, ладонь).

- Разделяет согласный звук от гласного в корне слова (платья, воробьи, счастье).

- Прочитайте пословицу «Умную речь приятно слушать».

- В какую группу мы запишем слово речь? Почему?

- (К данным группам слово не подходит).

- (Слово оканчивается на мягкий шипящий согласный и для смягчения ь знак не нужен).

- О чём будем говорить сегодня на уроке?

- ( Учащиеся предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака).

III. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

- А сейчас я предлагаю поработать в группах. Перед вами карточки с алгоритмом действий.

Карточка:

1.Прочитай слова: мяч, дочь, лещ, ночь, вещь, уж, карандаш, молодёжь, мышь.

2.Определи, какие это части речи.

3.Какие звуки слышатся на конце слов.

4.Определи род имён существительных.

5.Запиши слова в два столбика.

6.Понаблюдай, где пишется мягкий знак, а где не пишется.

7.Сформулируй правило о написании ь после шипящих на конце имён существительных.

- (Проверка работы в группах).

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике ( С. 142).

V. Реализация построенного проекта .

Работа с учебником ( С.143): «Как определить правильность написания слова с шипящими на конце».

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в парах.

- Мы с вами :

а) наблюдали;

б) анализировали;

в) сделали вывод;

-Какой пункт плана остался не выполненным?

г) применяем на практике.

- Тогда у меня к вам предложение. Из упр.№2 ( с.143) выпишите имена существительные с шипящими на конце в два столбика. Работа в парах.

- Проверка. Какова же роль мягкого знака в этих словах?

- (Грамматическая. Он указывает на род имени существительного).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в печатной тетради «Пишем грамотно» на стр.46 ,упражнение №1.

VII. Включение в систему знаний и повторения.

- Запиши слова ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи, изменяя их по образцу : ключи – ключ.

- Какие правила необходимо было вспомнить для правильной записи большинства слов?

- Почему для записи слов, заканчивающихся звуками [ч’ ]и [щ'] достаточно вспомнить только одно правило? Озвучьте его.

Тест:

1. На конце имён существительных ж. р. после шипящих

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

2. На конце имён существительных м. р. после шипящих

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

3. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных указывает

а) на род имени существительного;

б) на число имени существительного.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

-Дополните предложения, которые написаны у вас на карточках:

Я УЗНАЛ…

Я ПОНЯЛ…

Я УМЕЮ…

IX. Домашнее задание: По выбору: печатная тетрадь стр.46, № 2 или учебник стр.144, упр.№4.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Автор: Захарова Римма Александровна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(84) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "159604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421927749"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Употребление мягкого знака после шипящих в именах существительных. "
    ["seo_title"] => string(86) "upotrieblieniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "169664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423454164"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих у имен существительных""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturokaporusskomuiazykumiaghkiiznakposlieshipiashchikhuimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "308628"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458635263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных "
    ["seo_title"] => string(94) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-bukv-shipiashchikh-v-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425895346"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(153) "urok-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "144101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418654585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства