kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих».»


Конспект урока русского языка

3 «Г» класс

Учитель :Рябинина О.В.

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих».

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Задачи:

образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;

развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.


Планируемые результаты:

Личностные результаты

– осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

– становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);

– овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

– понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

– планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;

– действие по намеченному плану;

– выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;

– оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

– чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

– нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;

– нахождение в материалах учебника, в словарях необходимую информацию, использование её для решения практических задач;

– коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;

– участие в совместной деятельности;

– постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;

– высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.

Предметные результаты

– приобретение опыта изучающего и поискового чтения;

– выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;

– определение морфологических признаков слова;

– сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Дидактические материалы: карточки с алгоритмом для каждой пары учащихся.


Ход урока.

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок, а это значит, что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, где нас ждёт новое открытие. Каждый из вас может проявить смекалку, расширить свой кругозор. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В добрый путь!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний.

-Сейчас вы будете работать в паре.

-Перед вами находятся карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вставьте буквы, объясните орфограммы.

ПАЛЬТО, ВОРОБЬИ,КОНЬКИ, СОЛОВЬИ,МОРКОВЬ,

МЕДВЕЖЬИ, ПОМОЩЬ.

-Проверим. (Учитель фронтально спрашивает учащихся, одновременно буквы появляются на доске).

-Кто вставил все буквы верно? -Кто исправил ошибки во время проверки?


- Чем похожи все эти слова?

Дети: У них есть мягкий знак.

-Какую работу выполняет мягкий знак в словах?


Дети: Является разделительным.

-Если мягкий знак разделительный, то где он пишется в слове?

Дети: Между согласным и гласным.

-Еще какую роль играет мягкий знак?

Дети: Смягчает согласный.

-Где он пишется?

Дети: После согласного в конце слова или между согласными.


Давайте разделим слова на группы относительного того, какую работу выполняет мягкий знак. Ученики по одному выходят к доске и записывают слова.

-Все ли слова вы распределили в группы? Где возникла трудность?

-В какую группу запишем слово ПОМОЩЬ?

Значит в этом слове у мягкого знака другая роль.


3.Постановка цели урока.

Запишите слово ПОМОЩЬ отдельно в третью группу.

-А вот какая роль у Ь в слове ПОМОЩЬ, это и предстоит нам выяснить на уроке.

-Какую цель поставим на урок?

Дети: Узнать еще одну роль мягкого знака в словах.СЛАЙД 5.

Появились слова помощь плащ

-Чем похожи слова? (Существительные, в единственном числе.)

-Произнесите, какой последний звук вы слышите? ( оканчиваются на шипящий Щ).

-Чем отличаются слова? (ж.р. и м.р., в слове помощь в конце стоит мягкий знак, а в слове плащ его нет).

-Продолжим сравнение.

На доске появляются слова:

НОЧЬ МЯЧ

МЫШЬ МАЛЫШ

-Чем похожи все слова? (существительные, оканчиваются на

шипящий)

-Что общего у слов 1 столбика? (ж.род, мягкий знак на конце)

-Проанализируйте слова 2 столбика. (м.род, мягкого знака на конце не пишется).

-Что показывает нам Ь в существительных 1 столбика?

(Указывает на род имени существительного) Слайд

-Вы уже знаете, что буква Ь выполняет 2 функции.

-Сформулируйте правило.

(У существительных ж.р. после шипящей на конце пишется Ь.

А у существительных м.р. после шипящих Ь не пишется)


-Давайте сверим наши выводы. Откройте учебник стр.13.

Прочитайте правило самостоятельно. Совпали выводы? (ДА)

-Назовите тему нашего урока.

Дети: мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

-Какие задачи поставим сегодня на урок?

-Чему будем учиться?

Дети: Будем учиться писать мягкий знак после шипящих на конце существительных.

-Я тоже поставила задачи на этот урок. Проверим, совпадут ли они?

Физкультминутка


4.Работа по теме урока. Составление алгоритма.


-Я предлагаю снова поработать в паре. Вам надо составить алгоритм.

-А что такое алгоритм?

Дети: Алгоритм- это порядок действий.

-У вас на партах есть алгоритм. Его надо составить до конца.

Дети работают в парах.

-Проверим. На доске появляется алгоритм.

5.Закрепление. Работа по алгоритму.

-Пользуясь составленным алгоритмом, вы будете выполнять задание.

Учебник стр.13 Упр.18.

-Что мы должны помнить, записывая прилагательное с существительным?

Дети: Прилагательное зависит от существительного и стоит в том же числе и роде.

Физкультминутка.

-Предлагаю отдохнуть. Выйдите из-за парт. Я буду загадывать загадки, отгадки которых будут именами существительными с шипящими на конце. Если отгадка – это имя существительное женского рода, то девочки должны подпрыгнуть на месте и хлопнуть в ладоши над головой. Если отгадка – это имя существительное мужского рода, то прыгают на месте и хлопают в ладоши над головой мальчики. Сразу после выполнения действия отгадка появится на экране. Если вы допустили ошибку, можете исправиться.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

2. Попало наше тесто

В горячее место.

Попало –

Не пропало,

Румяной булкой стало. (Печь)

3. Я как зонт — не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

4. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

5. Как одним словом называются дикие животные, на которых охотятся охотники. (Дичь)

6. Чёрная Птица

Крылья распластала.

Пол мира накрыла. (Ночь)

7. Мелкие деньги. (Мелочь)

8. Без меня мои друзья

В дом попасть никак нельзя!

Я железною ногой

Отопру замок дверной. (Ключ)

9. Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

10 . Стоит старик над водой и трясёт бородой. (Камыш)

11. Середина ночи. (Полночь)

12. Ювелирное изделие, которое прикалывают на одежду. (Брошь)

6.Подведение итогов.

-Сейчас проверим ваши знания об употреблении Ь в существительных после шипящих. Я предлагаю вам выполнить тест.

Возьмите жёлтую карточку. В нее вы запишите ответы.

При выполнении теста , вы будете выбирать только 1 вариант ответа.

Проверка. У кого нет ошибок? Кто допустил 1 ошибку?

Вывод.

-Посмотрите на задачи, которые мы поставили на урок. Как вы думаете, мы их выполнили?

7.Рефлексия.

-У вас на столах листочки со смайликами. Оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, то закрасьте смайлик вверху лесенки. Если старались, но не всегда, то на средней ступеньке, если были простым слушателем- то на нижней ступеньке. Оцените работу вашего соседа по парте. Обведите смайлик.

8.Домашнее задание.

Дома закрепите умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих. Выполните упражнение 21 на стр.14 учебника.

9.Оценки за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рябинина Ольга Владимировна

Дата: 10.08.2018

Номер свидетельства: 475721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока " Мягкий знак на конце существительных" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "139612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417765509"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Русский  язык  в 3 классе. Конспект урока"
    ["seo_title"] => string(35) "russkiiiazykv3klassiekonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "286207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454311942"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "246992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446481602"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства