kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода"»

МКОУ «Джазаторская СОШ имени М.И.Берсимбаева»

Русский язык, 3 класс, Старикова Б.С.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;

развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.


Планируемые результаты:

Личностные результаты

– осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

– становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

– понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

– планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;

– коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;

– высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание воз-можности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.

Предметные результаты

– приобретение опыта изучающего и поискового чтения;

– сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактические материалы: карточки со схемами для каждой пары учеников, звездочки.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, где нас ждёт новое открытие. Каждый из вас сможет проявить смекалку, знания, расширить свой кругозор, и, если будет необходимо, оказать помощь своим товарищам. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и в путь!

(Запись числа и словосочетания «классная работа» выполняется с комментированием)

  1. Проверка домашнего задания( упр.430)

Назовите имена существительные ж.р., м.р., ср.р.

  1. Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

На слайде:

П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.

У. Объясните написание орфограмм.

Учитель: Сейчас вам предстоит поработать в парах и определить, на какие группы можно разделить эти имена существительные. Подумайте, обсудите и запишите их группами.

Ученики самостоятельно работают в парах.

(Слайд )

У. По каким признакам распределили слова?

Д.- в один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.

У. Зачитайте слова первого столбика.

(Дети зачитывают слова) (Слайд)

У. Зачитайте слова второго столбика.

(Дети зачитывают слова) (Слайд)

У. О чем задумались во время работы?

Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь». (Слайд)

У. На какой звук оканчивается слово?

Д. Мягкий, шипящий.

У. Давайте закроет мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?

Д. Слово произносится так же, как и с мягким знаком.

У. Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?

Д. Нет.

Д. Я понял, мягкий знак выполняет какую-то новую работу.

Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.

Определение темы урока: «Мягкий знак в именах существительных после шипящих».

  1. Возникновение проблемной ситуации.

(Слайд)

Замени словосочетания одним словом:

Она бывает звёздной, тихой, летней – (ночь)

Растение, из зёрен которого пекут ржаной хлеб (рожь)

Плохое настроение вместе с капризами – (плач)

Место, где люди купаются и загорают– (пляж)

У. Что заметили в словах?

У. Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет.

У. Какая проблема встает перед нами?

Д. Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет.

  1. Открытие детьми нового знания.

У.Дайте характеристику этих слов по алгоритму.

(Слайд)

Алгоритм исследования:

  1. Спиши слово.

  2. Определи часть речи.

  3. Определи род имен существительных.

  4. Определи число имени существительного.

  5. Какие звуки слышатся на конце слова?


У. Какой можно сделать вывод?


Д. Он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.

Д. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч

Как это показать схемой?

(Работа парами: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ)

Имя существительное



Женский род, единственное число



Шипящий


ь




У. Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?

Чтение правила на странице 41.

У. Правы ли были мы с вами?

Д. Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление полученных знаний.

У. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных?

Д. Надо определить сначала часть речи, ведь вдруг нам встретился глагол.

Д. Тогда наше правило для него не подходит.

Д. Да. Ведь мы определяем написание мягкого знака после шипящих у имен существительных.

У. Хорошо. Какой сделаем второй шаг?

Д. Затем надо определить род имени существительного. Если имя существительное будет женского рода, то пишется мягкий знак. Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не пишется.

а). У. Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 451 на стр 41 (по вариантам- 1в-1,2 предложение; 2в-3,4,5 предложение)

(ПРОВЕРКА: Комментированное проверка с подробным объяснением.)

У. Какой вывод по этой работе мы можем сделать?

Какую работу может ещё выполнять мягкий знак?

б) Практическая работа.

Отработка умений и навыков

Исправь ошибки.

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь упал на ландышь. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша реч.

  1. Обобщение знаний по теме.

У. Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?

  1. Домашнее задание.

Правило на странице 41, упражнение 453 на странице 41.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

Что было легко? Что было трудно?

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтую звёздочку (самую яркую).

2.Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую звёздочку.


3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую звёздочку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Старикова Базаргуль Салкымбаевна

Дата: 08.09.2016

Номер свидетельства: 342792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока  "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "214857"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432492902"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих у имен существительных""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturokaporusskomuiazykumiaghkiiznakposlieshipiashchikhuimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "308628"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458635263"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "246992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446481602"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства